КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эластичность спроса и предложения
В экономический анализ вводится понятие эластичности – степени реакции одной переменной на изменение другой. Она показывает изменение одной переменной в процентах в результате изменения другой переменной на 1%. Эластичность спроса по цене - процентное изменение объема спроса при изменении цены товара: . Можно рассчитать точечную и дуговую эластичность спроса по цене: точечная эластичность (при бесконечно малом изменении цены): ; дуговая эластичность . Эластичность спроса по цене всегда отрицательна, так как рост цены вызывает падение спроса и наоборот. Линейная кривая спроса имеет один и тот же угол наклона, но эластичность спроса меняется при снижении цены от -до 0. Точно по середине кривой спроса эластичность равна единице. Рис. 4.5. Эластичность спроса по цене Если |Е|>1, то говорят, что спрос эластичен. Это означает, что при изменении цены на 1% объем спроса изменяется больше, чем на 1%. Если эластичность находится в интервале от 0 до 1, то спрос неэластичен. Резкое изменение цены несущественно скажется на изменении объема спроса. Эластичность спроса по цене определяется следующими обстоятельствами: 1) количество товаров-заменителей: чем больше товаров - заменителей, тем выше эластичность. Отсюда вытекает два следствия: а) чем уже и конкретнее товар, тем эластичнее спрос (молоко и группа молочных продуктов); б) спрос на товар определенной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос на тот же товар, производимый всеми фирмами (рынок шампуни и шампунь фирмы «Белита»); 2) доля расходов на данный товар в бюджете потребителя: чем выше доля расходов, тем более эластичен спрос; З) степень значимости товара в потреблении: спрос на товары первой необходимости неэластичен, спрос на предметы роскоши эластичен;
4) время, необходимое для приспособления к изменению цены: чем больше временной промежуток, тем спрос эластичнее. Эластичность спроса по цене учитывается фирмами при формировании цены, так как существует определенная зависимость между эластичностью, изменением цены и доходов от продажи продуктов. Если спрос неэластичен, то повышение цены приведет к повышению доходов фирмы (рынок соли). Если спрос эластичен, то повышение цены приведет к падению доходов фирмы (рынок сырокопченой колбасы). Если эластичность спроса равна единице, то изменение цены не скажется на изменении дохода (выручки) фирмы. Важное значение в анализе поведения потребителей имеет эластичность спроса по доходу, так как позволяет фирме варьировать цены в зависимости от сегмента покупателей. Эластичность спроса по доходу показывает как изменится спрос при изменении дохода потребителей на 1%. Рассчитать можно дуговую и точечную эластичность. Дуговая эластичность:
Точечная эластичность: Эластичность спроса по доходу находится в интервале от - ∞ до + ∞. Эластичность спроса по доходу определяется следующими обстоятельствами: 1. Назначение товара:
Рис. 4.6 Типы эластичности по доходу
- если товар некачественный, то эластичность < 0 - если товар первой необходимости, то эластичность равна 0 -если нормальные товары, то эластичность в интервале от 0 до 1 -если предметы роскоши, то эластичность > 1 В экономической теории к предметам роскоши относятся товары, у которых спрос по доходу эластичен. 2. Удельный вес расходов на данный товар в бюджете человека (прямая зависимость) 3. Время, так как требуется время для того, чтобы привыкнуть к новому уровню дохода и сформировать устойчивые привычки и стереотипы в потреблении.
Перекрестная эластичность показывает, как изменится спрос на один товар при изменении цены другого товара на 1%. Дуговая эластичность рассчитывается по формуле:
Точечная эластичность рассчитывается по формуле:
Если два товара являются взаимодополняемые (кроссовки и шнурки), то перекрестная эластичность будет отрицательной. Если товары являются взаимозаменяемыми (кеды и кроссовки), то эластичность будет положительной. Если два товара непосредственно не связаны в потреблении (мебель и одежда), то эластичность равна 0. Прямая и обратная эластичность одной пары не связаны друг с другом (кофе и кофемолки). Эластичность предложения по цене показывает, как изменится предложение при изменении цены на 1%. Рассчитывается по формулам:
дуговая эластичность
точечная эластичность
Единственным фактором, влияющим на эластичность предложения по цене является время: чем длиннее период времени, тем эластичнее предложение, так как фирма может изменить объем используемых факторов производства и объем производства. Эластичность предложения всегда положительна и находится в интервале от 0 до +∞. Эластичность спроса и предложения учитывается не только для определения влияния изменения цены на изменение количества приобретаемых товаров, но и учитывается для последствий введения косвенных налогов на товары и услуги, которые увеличивают цену реализуемого товара. Это сказывается на объеме покупок и на ценах реализации. С помощью понятия эластичности можно определить: кто (покупатель или продавец) несет большие потери в результате введения налогов. Данный анализ показывает, что если спрос эластичнее предложения, то основную потерю несут продавцы, так как они не могут в полной мере, на величину налога, увеличить цену, и вынуждены уменьшить прибыль при реализации данного товара. Если предложение более эластично, чем спрос, то основные потери несут покупатели, так как не могут отказаться от потребления данного товара и вынуждены покупать его по более высокой цене. В случае абсолютно неэластичного спроса повышение цены не изменяет равновесное количество товара. Налог целиком перекладывается на потребителя.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |