Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олигополия. Ценообразование в условиях олигополии. Неценовая конкуренция и регулирование деятельности монополий




Рынок олигополии –это такая форма организации рынка, при которой на рынке действует несколько крупных фирм, производящих однородный или дифференцирующий продукт, и самостоятельно устанавливающих цену на выпускаемую продукцию, учитывая при этом возможную рыночную конкуренцию. Олигополия существует лишь тогда, когда число фирм настолько мало, что каждая из них при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Рынок олигополии – это типичная форма организации современного рынка.

Рынок олигополии характеризуется следующими чертами:

1. действует несколько крупных фирм; 2. доля каждой фирмы на рынке значительна;

3. каждая фирма самостоятельно устанавливает цену, учитывая возможную реакцию конкурентов; 4. существуют препятствия для входа на рынок новых фирм;

5. преобладает неценовая конкуренция, которая бывает предметной, видовой и функциональной.

Рынок олигополии возникает в силу следующих причин:

1. действие патентов на научные открытия и изобретения; 2. контроль над редкими ресурсами;

3. действие эффекта масштаба производства; 4. привилегии со стороны государства;

5. последствие конкуренции.

На рынке олигополии фирмам не выгодна ценовая конкуренция, поэтому они часто вступают в соглашении друг с другом относительно уровня цен, объема производства и рынков сбыта. Такая ситуация называется сговор.

В литературе выделяют две формы сговора (явный сговор и лидерство в ценах).

Явный сговор. В этом случае фирмы заключают договор, в котором оговаривают цены, объемы производства и рынки сбыта. В этом случае говорят о создании картеля – формы монополистического объединения, в котором все участники сохраняют свою юридическую самостоятельность и самостоятельно сбывают произведенную продукцию на рынке по оговоренной цене и в установленном объеме.

В силу того, что в большинстве стран картели запрещены антимонопольным законодательством, на рынке олигополий существует неформальный сговор, представляющий лидерством цен.

Данная ситуация характеризуется тем, что фирмы проводят согласованную ценовую политику, не оформляя правового документа. В этом случае существует фирма-лидер, на ценовую политику которой ориентируются другие фирмы.

Существует три системы лидерства в ценах:

1) Лидером является самая крупная фирма, действующая на рынке. В этом случае она устанавливает объем производства и цену, ориентируясь на получение максимальной прибыли, а другие фирмы вынуждены приспосабливаться к этой цене. При этом фирма-лидер стремится устанавливать цену на таком уровне, чтобы не привлечь в отрасль другие крупные фирмы сверхвысокой прибылью. С другой стороны она стремится к тому, чтобы не разорились более мелкие фирмы, так как если сократиться количество фирм на рынке, то к лидеру могут быть применены административные и экономические методы наказания со стороны государства.

2) Лидером является фирма, которая имеет самые низкие издержки. Она определяет оптимальный объем производства, сопоставляя предельный доход и предельные издержки, устанавливает приемлемую цену. Другие фирмы вынуждены приспосабливаться к цене лидера, так как если они будут ориентироваться на собственные издержки, то потеряют покупателей, которые желают покупать продукцию по более низкой цене. Следовательно, фирмы, действующие на таком рынке, получают меньшую прибыль, чем лидер, но вынуждены мириться с этим и искать пути снижения средних издержек.

3) Фирма-барометр. Лидером является небольшая фирма, которая другими фирмами считается наиболее квалифицированным экспертом в деле изучения конъюнктуры рынка и которая наиболее полно отражает условия рынка. Лидерство фирмы-барометра основано на авторитете, который зарабатывается в течение длительного периода времени и может быть потерян в результате одной ошибки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.