Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение науки в эпоху НТП

До развития мануфактурного производства наука и техника фактически были обособлены друг от друга. В XVI в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур обусловили ус­тановление устойчивого союза научной и технической деятель­ности. Наука постепенно в течение XVI – XVIII вв. становится «служанкой производства». Этот период считают первым эта­пом научно-технического прогресса (НТП).

Во время второго этапа НТП (конец XVIII – начало XХ вв.) машинное производство, возникшее в конце XVIII в., уже не могло обойтись без опоры на науку, так как прогресс такого производства возможен только на основе научного прогресса. Возникла необходимость в прикладных и производственных исследованиях, опытно-конструкторских разработках.

Третий этап НТП связан с современной научно-техничес­кой революцией. Ее отличительный признак – лидирующая роль науки по отношению к технике. Радиоэлектроника, атомная энергетика, производство ЭВМ, нанотехнологии, практическая космонавтика, системотех­ника, эргономика, дизайн, биотехнология и т.п. отрасли возникли только благодаря новым научным направлениям, новым теоретическим и прикладным разработкам. Усиливается связь как отдельных наук, так и науки в целом с материальным производством, духовной культурой, со все­ми сторонами жизни общества. Современ­ный НТП охватывает в принципе все стороны жизни обще­ства.

Термин научно-техническая революция (НТР) возник в середине XX века, когда человек создал атомную бомбу, и стало ясно, что плоды науки могут уничтожить нашу планету. НТР характеризуется срастанием науки с техникой в единую систему, в результате чего наука стала непосредственной производительной силой.

В авангарде науки идут фундаментальные исследования. Внимание властей к ним резко возросло после того, как А. Эйнштейн сообщил в 1939 году президенту США Ф. Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник энергии, который позволяет создать невиданное доселе оружие массового уничтожения. Мощным стимулятором для развития науки и техники в ХХ в. были мировые войны, а также экономическое и военное противостояние двух военно-политических блоков, во главе которых стояли СССР и США.

Современная наука – «дорогое удовольствие». Например, строительство синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области физики элементарных частиц, требует миллиарды долларов. А проведение космических исследований не под силу многим государствам мира. В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2 – 3% валового национального продукта. При этом ежегодный рост расходов на науку со­ставляет от 10% до 25% в год. Такие темпы значительно превышали темпы роста расходов на другие цели, в том числе военные. Но без этого невозможны ни достаточная обороноспособность страны, ни ее производственное могущество, ни продовольственная или информационная безопасность.

Наука развивается по экспоненте: объем научной деятельности, в том числе мировой научной информации в XX веке, удваивается каждые 10-15 лет (по 5-7% в год). За последние 30 лет научной продукции создано в 6,4 раза больше, чем за всю историю человечества. Наука перестает быть частным делом, какой она была в ХVIII – XIХ вв., когда ее развивали любознательные самоучки: учителя, адвокаты, священники, медики, ремесленники и т.д. Наука становится профессией огромного числа людей.

По данным ЮНЕСКО, до начала 70-х годов XX в. чис­ло научных работников ежегодно увеличивалось на 7 %, в то время как численность всего населения росла всего лишь на 1,7 % в год. В конце XIX в. во всем мире было около 50 тыс. чело­век, занятых в сфере науки и только около 15 тыс. человек из них непосредственно занимались научно-исследователь­ской деятельностью. В 1900 г. в мире было 100 тыс. ученых. В середине 50 гг. ХХ в. научными исследова­ниями занимались уже примерно 400 тыс. человек, а общее число научных работников приблизилось к 2 млн. Сейчас на Земле насчитывается 5 млн. научных работников (один из тысячи человек, живущих на Земле)*. В результате получается, что нашими со­временниками являются более 90% ученых от их общего числа за всю историю науки.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соотношение дифференциации и интеграции научного знания | Основные направления исследований современной физики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.