Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механистический и системный подходы в естествознании

Приближенный характер естественно-научных знаний

Научный метод исследования явлений природы

В основе научного метода познания лежит эксперимент. Знание, не подтвержденное в эксперименте, нельзя считать научным. Природа не всегда удовлетворяет требованиям нашего здравого смысла. Некоторые природные закономерности не укладываются в обыденном понимании человека. Поэтому умозрительные выводы, кажущиеся на первый взгляд очевидными, могут оказаться совершенно ошибочными. Сила науки в ее экспериментальной обоснованности. Следует добавить, что единичный эксперимент еще не свидетельствует о научности полученного знания, важным критерием которого является повторяемость во многих экспериментах, проводимых при одинаковых условиях. Эксперименту обычно предшествует наблюдение за явлениями природы, являющееся еще одной составляющей научного метода. Современная наука немыслима также и без такого важного компонента научного метода, как измерение. Наблюдение, эксперимент и измерение составляют опытную, или эмпирическую, сферу научного метода, наряду с которой в научном методе важное место занимает теоретическая сфера, которая оперирует такими категориями, как проблема, гипотеза, теория.

Окружающий нас мир оказался очень сложным. Любое явление природы связано со всеми остальными явлениями Вселенной бесконечным количеством связей. Исчерпывающее описание такого явления оказывается невозможным. Поэтому на практике исследование явления сознательно упрощается путем замены данного явления моделью, учитывающей только самые важные элементы и процессы. Такое добровольное самоограничение позволяет выявить основные механизмы явлений природы. Однако мы заранее вносим в наши знания элемент огрубления. Кроме того, элемент неопределенности присутствует в самих законах природы (например квантовая неопределенность). Накапливаясь со временем, теоретические упрощения могут привести процесс познания к существенным ошибкам. Так в настоящее время за пределами естественно-научного понимания оказывается природа некоторых очевидных феноменов, таких как жизнь, сознание, целесообразность мироустройства и т.п. Это является главной проблемой естествознания. Если же какой-то класс явлений не столь очевиден, если он редко встречается в природе, то мы рискуем просто «потерять» его из картины мира или же отнести его в разряд мистики.

Изначальная ориентация естествознания на раскрытие механизмов явлений природы, успехи, достигнутые на этом пути в классический период развития, породили в естествознании иллюзию того, что весь мир подобен исключительно сложному механизму, состояние которого можно описать однозначно и математически точно. В конце XIX века естествознание перетерпело коренную ломку, в ходе которой оно утратило былую точность и непротиворечивость. Оказалось, что значительный класс явлений может быть описан только методами теории вероятностей. Природа оказалась противоречивой. Лишь с середины XX века в науке наметилась тенденция к преодолению кризиса непонимания сути явлений природы, что к настоящему времени оформилось в так называемый системный подход, который призван трансформировать научный метод познания под идею признания противоречивости мира. Здесь же просматривается тенденция к сближению науки и религии, а также всех достижений человеческой культуры, в частности искусства, в единый интегрированный метод познания мира.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип детерминизма | Принцип инерции и принцип относительности Галилея
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.