КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №2. Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения
План: 1. Общие задачи периода ОГ 2. Характеристика современного звукового аналитико-синтетического метода 3. Особенности букваря В.Г. Горецкого и др. 4. Процесс ОГ: а) подготовительный период ОГ, его характеристика б) основной период ОГ, его характеристика
Литература: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.,Академия,2000.
-I- Обучение в школе начинается с элементарного чтения и письма. Чтение и письмо – это вид речевой деятельности, а навыки чтения и письма – речевые навыки. Речевая деятельность человека теряет всякий смысл без потребности (мотива) следовательно, и обучение элементарному чтению и письму (ОГ), и развитие этих умений должно строиться так, чтобы деятельность школьников была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными детям. Начало школьной учёбы знаменует собой наступление качественного нового периода в развитии и воспитании ребёнка. [У ребёнка, приступившего к школьному обучению, происходит интенсивное формирование важнейших новообразований – произвольности психических процессов, саморегуляции поведения, ускорение социализации всех личностных качеств и, главное, коренного изменения взгляда на отношения к языку и речи.] Период ОГ характеризуется следующими задачами:
К.Д. Ушинский говорил: «Главная задача учителей – это научить детей учиться» Вывод: Итак, в период ОГ представляет собой чрезвычайно ответственный, стартовый этап, в начавшейся школьной жизни ребёнка, этап, призванный решить много задач, фундаментальных по своей значимости, решение которых существенно облегчает последующую школьную учёбу ученика.
-II- В строгом и прямом значении слово метод обозначает способ, путь теоретического, или практического осуществления чего-нибудь. В диалекте метод определяется, как способ познавательной деятельности учителя и учащихся, направленный на выполнение задач образования. Однако правильнее говорить, если речь идёт об обучении грамоте, не о методе, а именно о системе знаний, системе, которая реализуется с помощью разных дидактических методов: беседы, рассказа, самостоятельной деятельности учащихся и т.п. Обучение грамоте – самая древняя отрасль методики родного языка. Самые выдающиеся педагоги прошлого: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.П. Вахтёров, и мн. др. – активно откликались на животрепещущие проблемы букваристики. [!!! Исторический обзор методов обучения грамоте М.Р. Львов. Методика обуч. рус. яз. в нач. кл., с. 32] Родоначальником современного звукового аналитико-синтетического метода ОГ был К.Д. Ушинский (В.П. Вахтеров, Н.Ф. Бунаков…) Современный – является наиболее пригодным для обслуживания современного общества, отвечает целям и задачам обучения на современном участке. Звуковой – обучение грамоте начинается с выработки у детей умения выделять звуки из речи, поэтому появилась Аналитико-синтетическая деятельность учащихся: текст расчленяется на предложения слова, слова на слоги звуки, а в произношении и на письме из их сочетания
[Анализ – метод научного исследования путём рассматривания отдельных сторон составных частей (разложение целого на части) синтез – обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом]
текст предл-е анализ слово синтез звук буква
Принципы аналитико-синтетического метода ОГ (характеристика метода ОГ)
а) с точки зрения формирования личности: - ОГ носит воспитательный и развивающий характер, обеспечивает умственное развитие, опирается на жизненный опыт учащихся; б) с точки зрения психолого-лингвистической: - ОГ опирается на живую речь, на речевой навык, на образцовые тексты; - за основу аналитико-синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним);
!!! Отсюда огромное внимание к звуковой работе. - в качестве единицы чтения берется слог (отсюда слоговый или позиционный принцип чтения); !!! отдельно взятая буква не может прочитаться в) с точки зрения организационной: - устанавливается определенная последовательность изучения звуков и букв – принцип частотности; - выделяются периоды ОГ (подготовительный и основной); - обучение чтению и письму ведётся раздельно, но параллельно (письмо следует за чтением).
а) с точки зрения организации учебной практики: - дифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся в процессе ОГ; б) с точки зрения перспектив обучения: - системное введение пропедевтических элементов грамматики, словообразования, орфографии, лексикологии без теоретических сведений – на практической основе; в) с точки зрения психолого-лингвистической: - вводится слого-звуковой анализ слова; г) с точки зрения методов обучения: - введение элементов моделирования – модели слогов, слов, предложений и т.д.
-III- Авторы букваря: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько. Букварь (Азбука) В.Г. Горецкого проявился в 1968 г. (в качестве стабильного), в определенной степени был прорывом в букваристике. Он родился на волне полемики в научных кругах и в обществе. Эта полемика началась в конце 50-х и шла все 60-е годы. (Начальная шк. №10,81 г.ст.Кирюшкина «Наследие прошлого».)
Авторы букваря и азбуки В.Г. Горецкий, Климанова и т.д., изучив опыт прошлого, сошлись во мнении, что родоначальниками звукового аналитико-синтетического метода (метода чтения и письма по Ушинскому) была найдена достаточно эффективная технология, учитывающая природу родного языка и наиболее полно подходящая к решению задач элементарного обучения чтению и письму младших школьников, развитию его речи, адаптации к процессу обучения. Авторы обогатили и осовременили технологию К.Д. Ушинского. А именно: 1. Они учли достижения лингвистики и изменили порядок букв в сравнении с тем, что предлагал Ушинский и его последователи. Основание – принцип частотности (в первую очередь изучаются те буквы, которые часто используются в речи). !!! Принцип частотности позволил резко увеличить активный словарь учащихся. 2. Ввели в букварь литературные тексты и образцы наст-х литературных произведений (букварь прошел рецензию в Союзе писателей). 3. Учитывая физиологию зрения и структуру слогов, авторы обосновали позицию: на первых этапах обучения надо слог искусственно дробить; ввели новые единицы чтения:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |