Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны, импортирующие и экспортирующие рабочую силу?




Направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, они зачастую пересекаются. Решающее значение при этом имеют экономические возможности принимающей страны, ее роль в современном мире, а иногда и ее исторические, географические, этнические корни.

Волны международной миграции рабочей силы и их основные особенности. В середине XIX века было отмечено самое значительное явле­ние в истории современной миграции населения. В 40-е годы XIX столетия произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США как следствие «картофельного голода».

Межстрановое и межрегиональное перемещение рабочей силы: причины, сущность и динамика Среди важнейших побудительных мотивов и причин международ­ной миграции трудовых ресурсов находятся различные факторы эконо­мического и неэкономического характера.

Й учебный вопрос: Международный рынок рабочей силы и тенденции его развития. Государственное регулирование трудовой миграции. Последствия международной миграции рабочей силы. Основные центры международной трудовой миграции.

Тема лекции: Международная миграция рабочей силы

ЛЕКЦИЯ № 11

Литература (основная и дополнительная):

1) Мировая Экономика. Учебник под ред. д.э.н. проф. А.С.Булатова. – М.: Издательство «ЮРИСТЪ», 2004.

2) В.К. Ломакин. Мировая экономика. Учебник – М.: Издательство «Юнити-Дана», 2005.

3) А.В. Стрыгин. Мировая экономика. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.

4) И.А. Родионова. Мировая экономика. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Питер», 2005.

5) В.М. Кудров. Мировая экономика. Учебник. – М.: Издательство «Дело», 2004.

6) Р.К. Щенин, В.В. Поляков. Мировая экономика и международный бизнес. Учебник. – М.: Издательство «КНОРУС», 2005.

7) Б.М. Маклярский. Мировая экономика. – М.: Издательство «Международные отношения», 2004.

8) Е.Д. Халевинская. Мировая экономика и международные отношения. М.: Издательство «ЮРИСТЪ», 2003.

9) А.Г. Мовсесян, С.Б. Огнивцев. Мировая экономика. Учебник. – М.: Издательство «Финансы и Статистика», 2001.

Основная часть.

Ныне одним из проявлений интернационализации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также возможных по­следствий острых межнациональных противоречий, прямых столкно­вений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихий­ных бедствий являются крупномасштабные перемещения населения и трудовых ресурсов в разнообразных формах.

Следовательно, массовая миграция населения стала одним из наи­более характерных явлений жизни мирового сообщества второй поло­вины XX века.

Понятие «миграция населения» предполагает перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.

Кроме того, специалисты выделяют и международную (внешнюю) миграцию, так же осуществляемую в различных формах: трудовой, се­мейной, туристической и др.

Мы рассматриваем, прежде всего, проблемы меж­дународной трудовой миграции, а также процессы развития междуна­родного рынка рабочей силы, который существует наряду с другими ми­ровыми рынками: в частности, товаров и услуг, капитала. Перемещаясь из одной страны в другую, рабочая сила предлагает себя в качестве то­вара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Современный международный рынок рабочей силы включает раз­нонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих националь­ные границы. Международный рынок труда объединяет таким образом национальные и региональные рынки рабочей силы и существует в форме трудовой миграции.

К причинам экономического характера следует отнести следующие: (1) различия в уровне экономического и, в частности, промышленного развития отдельных стран. (Как свидетельствует практический опыт, рабочая сила мигрирует в основном из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем.); (2) наличие национальных разли­чий в размерах заработной платы; (3) существование органической без­работицы в некоторых странах и, прежде всего, слабо развитых; (4) международное движение капитала и функционирование международ­ных корпораций. (Как известно, корпорации способствуют соедине­нию рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в регионы с избытком трудовых ресурсов.).

Специалисты относят к причинам миграции рабочей силы неэконо­мического характера политические, национальные, религиозные, расо­вые, семейные и др.

Происходившее в последнее время заметное развитие средств связи и транспорта, в свою очередь, оказали стимулирующее воздействие на ак­тивизацию процессов современной международной трудовой миграции.

Следует иметь, однако в виду, что по большей части в процессах международной трудовой миграции принимают участие не служащие, а представители рабочих специальностей.

На практике международная миграция рабочей силы возникала как стихийное явление, но по мере развития процесса начинала подпадать под регулирующие мероприятия государства. Тем не менее, и в настоя­щее время не изжиты полностью черты стихийности в рассматриваемом процессе.

История современной международной трудовой миграции насчиты­вает полтора столетия. С середины прошлого века обнаружились до­вольно многочисленные миграционные потоки из европейских стран в США, особенно в периоды благоприятной экономической конъюнкту­ры за океаном. В эти годы причинами перемещения рабочей силы мог­ли быть и аграрное перенаселение в некоторых европейских странах, и безработица, и более приемлемые условия работы в США, а также и перспективы повышения уровня жизни для многочисленных мигран­тов из Европы.

Следующим этапом широкомасштабной эмиграции из разных стран в США следует считать период 20-50-х гг. текущего столетия. Так, по­сле первой, а затем и второй мировой войн наметились новые миграци­онные волны: (1) это «утечка умов», то есть устойчивый поток высоко­квалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку; (2) потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) и (3) из Вьетнама (1974-1975 гг.), (4) а также с Кубы (1980 г.). Но самым крупным пото­ком в США этого времени (5) стал наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.

Также и в Европе после 2-й мировой войны (особенно с начала 60-х годов) наблюдались достаточно интенсивные процессы межстрановой миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии активно использовалась в экономике промышленно разви­тых стран Европы. На современном этапе использование иностранной рабочей силы постепенно становится важным элементом нормального функционирования механизма мирового хозяйства.

Согласно официальным данным, к началу 1995 г. в мире насчитыва­лось более 35 млн. трудящихся-мигрантов по сравнению с 3,2 млн. в 1960 г. Если подсчитывать мигрирующую рабочую силу с сопровож­дающими ее иждивенцами, то численность перемещающихся работни­ков с членами их семей может превышать в середине 90-х годов 100 млн. человек.

Миграционная политика. На современном этапе мировое сообщество переходит к координа­ции усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллек­тивному регулированию миграционных потоков. Организационно-ин­ституциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономиче­ские организации) и национальном (в основном промышленно разви­тыми странами) уровнях, позволяют постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграци­онные потоки.

Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят су­щественные коррективы в свою миграционную политику.

Как было показано выше, международная миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии определенного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих ра­бочую силу.

Вместе с тем мировая практика свидетельствует, что подобная тру­довая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но при этом воз­можно возникновение и острых социально-экономических проблем.

Ныне к положительным последствиям трудовой миграции специа­листы относят: (1) смягчение условий безработицы, (2) появление для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютно­го дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также (3) приобрете­ние ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, по­полняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать (1) тенденции роста потребления заработанных за границей средств, (2) желание скрыть получаемые доходы, (3) «утечку умов», иногда и (4) по­нижение квалификации работающих мигрантов.

Не случайно, поэтому в последнее время довольно широко в интере­сах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положи­тельного эффекта, получаемого страной в результате трудовой мигра­ции, используют средства государственной политики. В этой сфере особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и, на­против, необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

Так, мировым сообществом признано целесообразным и необходи­мым условием придерживаться определенных правовых норм и стандар­тов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифи­цируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно рас­ширяются. Если страна-импортер рабочей силы в основном отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы, прежде всего, входит регулирование оттока и защита инте­ресов своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому во многом инте­ресы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными.

Ныне немалое число глобальных учреждений и организаций (преж­де всего в рамках ООН), а также региональных группировок продолжа­ют заниматься проблемами, связанными с миграцией населения и тру­довых ресурсов. Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование националь­ных программ в области миграции населения. Деятельность Междуна­родной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоо­хранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются фи­зического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудя­щихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам.

Кроме того, в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способст­вует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов.

Как известно, основополагающие документы международных орга­низаций имеют большое значение применительно к национальному за­конодательству, поскольку при формировании национальной полити­ки в области межстрановой трудовой миграции должны быть учтены нормы международных конвенций.

Так, страны-импортеры трудовых ресурсов, постоянно испытываю­щие потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают, прежде всего, на мерах регулирования численнос­ти и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов, а в ка­честве инструмента регулирования используется показатель иммиграци­онной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привле­каемого населения (половозрастным группам, образованию и т. п.), а также состояние национальных рынков труда и жилья, политическая и социальная ситуация в стране-импортере.

На практике иммиграционная квота, как правило, распределяется в определенной пропорции между различными категориями иммигран­тов. Так, в США в 1995 г. было принято следующее ее распределение: 71% - родственники граждан США, 20% - специалисты, в которых нуждаются США, и 9% - прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции (1996 г.) в США не только существенно расширил разме­ры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их качествен­ным характеристикам.

Примером высоких требований к качеству прибывающей рабочей си­лы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональ­ной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов и действует в пользу более молодых претендентов.

Среди других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, выделяются: (1) хорошее состояния здоровья у прибывающего мигран­та (характерно для ряда скандинавских стран и США); (2) дополнитель­ные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальнос­тей или профессий (в США иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соот­ветствующими компьютерными системами); (3) ограничения личност­ного и психологического плана. Так, претендент на получение граж­данства ЮАР должен иметь «приятный характер», а в США ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что значение какого-либо качественного признака при отборе иммигрантов не является постоян­ным и может меняться в пользу других приоритетов. Но по ряду харак­теристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Понятно, что известная избирательность миграционной политики стран-импортеров может выражаться также в предоставлении льгот от­дельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну: как правило, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть свое дело в стране пребывания.

С другой стороны, среди целей иммиграционной политики находит­ся и защита национального рынка труда от неконтролируемого прито­ка иностранной рабочей силы. Для этого используются меры, направ­ленные на ограничение иммиграции и сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания.

Кроме того, страны-импортеры рабочей силы реализуют и государ­ственные программы стимулирования репатриации официально заре­гистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические стимулы (предоставление материальной помощи, получение возмож­ности приобретения профессии и т. п.).

Согласно определению Международной организации труда (МОТ), цели эмиграционной политики стран-экспортеров состоят в том, что эмиграция рабочей силы должна способствовать сокращению безрабо­тицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмиг­рантов, ко­торые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответству­ющий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмиг­рантов сочетается с приобретением ими в зарубежных странах профес­сии и образования.

На современном этапе международную миграцию трудовых ресур­сов характеризуют активизация и рост влияния стран-экспортеров ра­бочей силы, использующих различные подходы к достижению целей эмиграции: (1) методы и средства защиты интересов государства-экс­портера путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. (Большинство го­сударств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение, а некоторые - прово­дят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высоко­квалифицированных специалистов и при неблагоприятной демографи­ческой ситуации.); (2) методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валют­ных средств трудящихся-мигрантов. (С этой целью в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую про­центную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного обо­рудования; а ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в свою страну значительную долю полученной за границей заработной платы.); (3) методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и кон­трактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные га­рантии, а также путем организации учреждений, фондов, представи­тельств, назначения специальных должностных лиц в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой ми­грации, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав; (4) меры, способствующие сочетанию как защиты государственных интересов, так и прав и свобод трудящих­ся-мигрантов. (Одним из инструментов реализации данной задачи слу­жит введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензи­рования - наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответствен­ность за результаты своей деятельности.); (5) меры, направленные на взаимную защиту интересов стран-экспортеров и стран-импортеров трудовых ресурсов. Речь идет, в частности, о проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину.

Широкомасштабная миграция в начале 80-х годов XIX века из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы ста­ли аграрное перенаселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития соб­ственного дела, повышения уровня жизни.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-е годы, К уже упомянутым причинам следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе.

После второй мировой войны отмечают три новых пото­ка в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов», устойчивый поток высококвалифицированных специали­стов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, по­токи беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антиком­мунистического восстания, и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после победы «северян» над «южанами», а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии. В 90-е годы 84% всех иммигрантов приехали из этих регио­нов.

Если и первых двух случаях причины были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае — чисто экономические. Так, число желающих мигрировать из Мексики точно соответствует спросу на дополнительных рабочих в США при плате 4 доллара в час.

Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носит в основном переселенче­ский характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.

В Европе после второй мировой войны, в особенности с на­чала 60-х годов, также отмечены достаточно интенсивные про­цессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Пор­тугалии, Греции, Югославии активно использовалась в эконо­мике промышленно развитых стран Европы. Эти миграцион­ные потоки рабочей силы, основанные на временной основе, не сопровождаемые натурализацией в стране-работодателе, стано­вятся определяющими. Использование иностранной рабочей си­лы стало немаловажным фактором успешного функционирова­ния хозяйства стран Европейского Союза. Вместе с тем, как свидетельствует статистическое ведомство Европейского Союза (Евростат), Европа с 1993 г. стала терять свою притягательную силу для переселенцев. Многие иммигранты покидают европей­ские государства. Такая ситуация складывается в результате усиления регулирующей политики европейских государств в от­ношении иммигрантов. Иммиграционная политика приобретает все более селективный характер.

В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:

1. миграция из развивающихся стран в промышленно развитые страны;

2. миграция в рамках промышленно развитых стран;

3. миграция рабочей силы между развивающимися странами;

4. миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся стран в промышленно развитые);

5. миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся.

Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии – 40% строительных рабочих.

В 80-90-е годы для развивающихся стран Азии, Латинской Америки, отчасти Африки (особенно ЮАР в середине 90-х годов) стала характерной «утечка умов». В конце 80-х годов только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских специалистов, имеющих ученую степень, что превышало численность защитивших диссертации в высших учебных заведениях Южной Кореи. Такой разрыв объяснялся тем, что многие корейские студенты по окончании учебы в США не возвращались на родину, продолжая научные исследования в американских научных и учебных учреждениях.

Привлечение интеллектуальной иммиграции для США - обычная практика. Около половины прироста, численности спе­циалистов в области математики, особенно программного обес­печения, обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600-800 тыс. долл.

Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, в большей степени связана с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для этих стран характерно такое явление как «утечка умов». Например, из Западной Европы в США. Впервые в кон­центрированном виде этот процесс проявился на рубеже 40-50 годов, когда большое количество специалистов, ученых из За­падной Европы стали перемешаться в США. В результате по­страдал ряд научных направлений в ФРГ, Италии, Франции.

В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Главным образом, между «новы­ми индустриальными странами» и странами арабских эмиратов, странами—членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами с другой. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е гг.) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до одного миллиона рабочих из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах — импортерах рабочей си­лы. Кроме того, в азиатских «новых индустриальных странах», в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифицированной рабочей силе.

Существует миграция рабочей силы из промышленно развитых стран в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и других специалистов, например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т. п.).

Особо следует сказать о миграции в рамках бывших социали­стических стран, а также в СНГ. Известно, что СССР импорти­ровал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран до­бавились рабочие из Китая, В настоящее время, но официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организо­ванным импортом рабочей силы имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым дан­ным существует опасность колонизации российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом.

В 90-е годы возникла миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические — рабочие из этих стран едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером ра­бочей силы является Москва — в ней работают около 70 тыс. иностранных рабочих и специалистов из 78 стран мира. Им­мигранты составляют 46% московских строителей, 34% работ­ников столичного транспорта. За ней идут Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные области (соответственно, 27,3 и 18,2 тыс. человек). Подавляющее большинство — 247,2 тыс. че­ловек, т. е. 85% от общей численности задействованы в отраслях материального производства.

Основными причинами привлечения иностранных работни­ков на российские Предприятия является нехватка рабочих от­дельных профессий и специальностей, а также нежелание мест­ного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситу­ация Характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

К числу других причин использования иностранных работ­ников относится необходимость сохранения сложившихся кол­лективов предприятий. Это касается, прежде всего, предприя­тий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севе­ра России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось не только путем подготовки местного населения, но, прежде всего, за счет привлечения работников по оргнабору (главным образом, с Украины).

Одна из основных причин использования иностранной ра­бочей силы из стран ближнего зарубежья в приграничных ре­гионах — ее экономическая выгодность. Прежде всего, низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство случае маятниковой миграции.

Наиболее актуальная проблема, которая возникла в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья к началу XXI века, связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за «прозрачности» российских границ со странами СНГ и либеральным иммиграционным законодательством. По данным Министерства труда России доля детальной иностранной силы в 1994 году в общей массе иностранцев, работающих на российских объектах, не пре­вышала 8%. Экстраполируя эти цифры на все народное хозяй­ство, можно прийти к заключению, что в середине 90-х годов Россия имела около 2 млн. иммигрантов-нелегалов.

Помимо миграции рабочей силы существует проблема беженцев и вынужденных переселенцев. По оценкам экспертов ООН 7 млн. человек в республиках бывшего СССР покинули в 1991-1995 гг. места своего постоянного проживания. В России по раз­личным оценкам насчитывается от 500 до 700 тыс. беженцев дальнего зарубежья. Многие из них находятся на территории России незаконно, а количество беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ, по оценкам специалистов, достигает 5 млн. человек. В странах СНГ проживает около 25 млн. русских. При неблагоприятной экономической и политической конъюнк­туре в этих странах многие из них также могут оказаться числе мигрантов. Помимо иммиграции из стран ближнего зарубежья ожидается ее увеличение из Китая, Северной Кореи, Турции (сельскохозяйственные рабочие, строители, работаю сферы обслуживания), США, Франции, Германии, Японии (инженерно-технические работники, преподаватели, работники сферы обслуживания и другие специалисты). По прогнозам их число должно стабилизироваться на уровне 100-150 тыс. человек в год.

Система экономических связей, возникающих между государствами в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу. Конкретный эффект для страны, принимающей рабочую силу:

— повышение конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;

— иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос
на товары и услуги, стимулируют рост производства и допол­нительную занятость в стране пребывания;

— при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и професси­ональную подготовку;

— иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, так как они первыми могут быть уволены;

— иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных про­грамм.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают демографи­ческую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появля­ются в семьях переселенцев, в Швейцарии — 24%, а в Люксем­бурге— почти 38%. Вместе с тем, хотя общий темп старения в государстве замедляется, на соотношение рождаемости и смерт­ности у коренных жителей эта статистика не влияет никоим образом.

Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональная неприязнь и др.

Для стран, экспортирующих рабочую силу, также имеется целый ряд преимуществ. Основные из них следующие:

1. Экспорт рабочей силы рассматривается как весьма важ­ный источник поступления в страну свободно конвертируемой валюты.

Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

— налоги с прибыли фирм-посредников;

— переводы мигрантов на родину на поддержку семей и род­ственников;

— личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

На основе ряда зарубежных и отечественных исследований об эффективности товарной торговли и экспорта рабочей силы можно сделать определенный вывод о большей эффективности последнего.

По данным Международного валютного фонда средняя нор­ма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, а услуг — 50%. Бывшая Югославия в 80-е годы имела поступления от экс­порта товаров и услуг ежегодно около 10 млрд. долл., практиче­ская прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта же рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа еще столько же. В итоге фактические поступ­ления достигали 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы являлся, таким образом, главным источником валюты для Югославии.

По расчетам российских экономистов валютная эффектив­ность экспорта рабочей силы, как минимум, в 5 раз выше ва­лютной эффективности товарного экспорта.

Расчеты зарубежных специалистов показывают, что роль частных переводов особенно велика для стран со средним уров­нем развития. Для них экспорт рабочей силы представляет зна­чительный источник валютного дохода, в отдельные годы превышающей поступления по остальным видам внешнеэкономиче­ских связей.

За последние 15 лет экспорт рабочей силы наиболее сильное влияние оказывает на экономику Пакистана. Переводы в страну от работающих за рубежом больше поступлений от порта товаров и услуг в 5 раз.

Поступления от экспорта рабочей силы в 90-е годы возрастают у развивающихся стран наиболее высокими темпами -— 10% в год. Получая ежегодно значительные суммы от этого источника, многие развивающиеся государства стали специализироваться по трудовым услугам, экспорт которых стал важнейшим источником валютных доходов. Так, например: для АРЕ эксплуатация Суэцкого канала в конце 80-х годов давала прибыль 970 млн. долл. в год, туризм — 600 млн. долл., переводы эми­грантов — более 3 млрд. долл. В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали поступления от экспорта. По данным на начало 90-х годов около 40 стран мира имели в своих поступлениях из-за рубежа не менее 100 млн. долл. от мигрантов, а 10 стран — более 1 млрд. долл. По данным МВФ частные переводы, включаемые в доходную часть платежных балансов, на 90% состоят из поступлений от эмигрантов.

2. Экспорт рабочей силы означает уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране.

3. Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др.

В то же время страны-экспортеры капитала сталкиваются и с некоторыми негативными явлениями. Главное, это так называ­емая «утечка умов», отток квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике.

Современные центры притяжения рабочей силы. Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Западная Европа.

Что касается США, то трудовые ресурсы этой страны исто­рически сложились за счет иммигрантов. В 50-е годы США ста­ли проводить политику привлечения высококвалифицированных кадров, которая осуществляется до сего времени. Довольно ак­тивно привлекаются низко- и полуквалифицированные работни­ки (особенно из Мексики), которые сейчас составляют преобла­дающую группу иммигрантов в США.

В 70-е годы число легальных иммигрантов в эту страну до­стигло 4,5 млн. человек (20% прироста населения за эти годы), на треть больше, чем в предшествующее десятилетие. В 80-е годы масштабы иммиграции еще больше возросли — на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот пе­риод в страну въехало 6 млн. легальных и 2 млн. нелегальных иммигрантов. В первой половине 90-х годов интенсивность им­миграции не уменьшилась. Вместе с тем, по мнению некоторых российских экономистов, поскольку иммиграция в эту страну но­сит ассимиляционный характер, то этот центр является непер­спективным для трудовой миграции.

Другой традиционный центр притяжения рабочей силы - это Западная Европа. По оценке Международной организа­ции труда на нее приходится более четверти иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост иностранной рабо­чей силы составляет здесь 600 тыс. человек, а вместе с членами семей — не менее 1,3 млн. человек.

В 80-е годы произошла некоторая перестройка в структуре занятости иностранных рабочих. Однако приток в страны ЕС практически не замедлился. Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания.

Формирование в 60-70-е годы новых полюсов экономического роста, так называемого «периферийного капитализма», привело к возникновению новых региональных центров притяжения ра­бочей силы.

К числу таких центров относятся нефтедобывающие страны Ближнего Востока — Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт и др. Например, в середине 90-х годов только в Саудов­ской Аравии насчитывалось около 4 млн. трудовых мигрантов со всего света, занятых в различных сферах производства, эконо­мической и социальной жизни этого богатейшего нефтедобыва­ющего государства мира. Главным экспортером рабочей силы в этом регионе является Египет. Все больше мигрантов направля­ются сюда из Южной и Юго-Восточной Азии, а также некоторых арабских стран. Некоторые арабские страны являются одновре­менно экспортерами и импортерами рабочей силы. К их числу относятся Йемен, Ирак, Ливия.

Важным центром притяжения рабочей силы является Ав­стралия. В стране используется до 200 тыс. иностранных ра­ботников. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию им­мигрантов.

Одним из мировых центров притяжения рабочей силы явля­ется Южная Африка. Южно-африканская республика еще со второй половины 50-х годов встала на путь использования «лишней» рабочей силы из других африканских стран. Проник­новение международных монополий в Южную Африку и Нами­бию в 70-е годы сделало миграцию африканских рабочих доста­точно устойчивой. В последние годы Южная Африка привлекает работников и из других частей света.

Набирающим обороты центром привлечения рабочей силы становятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, пре­жде всего азиатские «новые индустриальные страны». Так, по данным тайваньской печати, этому островному государству в се­редине 90-х годов требовалось 100 тыс. рабочих и 20 тыс. ИТР. Кроме «новых индустриальных стран», в этом регионе рабочую силу импортирует Бруней.

В 60-е годы стал формироваться международный центр при­тяжения рабочей силы в Латинской Америке, где рабочих из других стран принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Наиболее распространенная форма — сезонная сельская мигра­ция. В эти страны прибывают рабочие из других стран Латин­ской Америки, а также из азиатских и некоторых африканских стран.

На современном этапе страны-импортеры и страны-экспортеры рабочей силы, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования этих процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов. Особая роль принадлежит Международной организации труда (МОТ), одной из основных функций которой является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, зарплата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция и др. Как известно, за время функционирования МОТ было принято более 300 конвенций и рекомендаций.

Заключение.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что такое международная миграция рабочей силы?

2. В чем отличие миграции населения от миграции трудовых ресурсов?

3. Каковы основные причины трудовой миграции?

4. Назовите основные направления миграции рабочей силы в мире.

5. Перечислите и охарактеризуйте волны основные миграции.

6. Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны-импортеры?

7. Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны-экспортеры?

 

Лекция разработана «___»________200__г.

___________(Ю.В. Никитинская)

(подпись, фамилия и инициалы автора)

 

 


[1] Levit T. The Globalisation of Market // Global Marketing Managament: Cases and Reading / N.Y.: Addison-Wesley Publishing Company, 1995. P. 15.

[2] Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Организация Объединен­ий по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) были созданы в порядке исключения на основе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.

 

[3] За период с 1950 по 1978 г. Япония приобрела (главным образом в США и Западной Европе) около 26 тыс. иностранных лицензий и патентов на общую сумму около 7 млрд. дол. Общий же выигрыш Японии от импортных лицензи­онных соглашений только с 1950-1951 по 1968-1969 финансовых г. составил 70 млрд. дол.

[4] По данным Генеральной прокуратуры РФ, российские предприниматели создали за рубежом до 60 тыс, оффшорных компаний, на счета которых зачисляется нелегально вывезенный из России капитал // «Финансовые: известия», 1997, 12 февраля.

[5] По оценкам экспертов «Круглого стола бизнеса России», из страны за 1990-1994 гг. было нелегально вывезено 300 млрд. долл. в виде валюты, ценностей, материальных ресурсов // «Деловой мир», 1996, 22 марта.

[6] Подробнее см.: Семенов К. А. Государственное регулирование внешнеэкономических связей России.— М.: Гуманитарное знание, 1995, с. 235-236.

 

[7] За пределами США в начале 90-х годов находилось более 300 млрд. долл., что составляло примерно две трети наличности, находящейся в обращении.

[8] До 1981 г. курс СДР определялся на основе средневзвешенного курса 16 валют стран — членов МВФ, внешняя торговля которых составляла не менее 1% мировой торговли.

[9] Подробнее о «валютной корзине» и проблемах ее исчисления см. «Меж­дународные валютно-кредитные и финансовые отношения» / Под ред. Л. Н. Красавиной.— М., 1994, с. 14-16.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.