Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическое управление как наука, учебная дисциплина и вид практической деятельности. Функции политического управления




Лекция 1.1. Введение в теорию политического управления

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Автор-составитель: к.ф.н., доц. кафедры политологии

и политического управления ЧФ РАНХиГС Чернов Геннадий Юрьевич.

Раздел I.

1. Политическое управление как наука, учебная дисциплина и вид практической деятельности. Функции политического управления.

2. Понятие управления.

3. Сущность, структура и особенности политического управления. Директивная и коммуникативная модели политического управления.

 

Политическое управление – одна из отраслей политической науки.

Объектом исследования для науки политического управления выступают политические управленческие процессы, протекающие в политической, социальной и других сферах общества, в политических институтах и социальных общностях.

Предмет теории политического управления составляют закономерности и принципы, а также методы и технологии управления обществом в целом и его политической подсистемой.

Цель теории политического управления: изучение, оценка и совершенствование институтов, методов и технологий политического управления (в том числе связанных с разработкой, принятием и реализацией политических решений).

Таблица 1. Основные задачи политического управления

 

КАК НАУКИ КАК ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
· изучение и оценка систем политического управления и деятельности субъектов управления; · формулирование научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы политического управления · выявление основных параметров функционирования систем политического управления; · определение основных тенденций развития общества и его политической системы; · разработка целевых управленческих программ, необходимых для развития общества и государства.

 

Как новая область знания политическое управление сформировалось во 2-й половине ХХ века, прежде всего в США, на стыке трех групп социально-гуманитарных наук:

1) социальных и социально-политических (политология, социология, экономическая наука);

2) эпистемологических, изучающих процессы познания (философия, психология, информационно-коммуникативные исследования);

3) менеджериальных, собственно управленческих (теория менеджмента, организационная теория, государственное администрирование и др.)

У истоков этого междисциплинарного синтеза в конце 1940 – 1950-х гг. стояли американские ученые Герберт Саймон («Административное поведение», 1947) и Гарольд Лассуэлл, совместно с Дэниелом Лернером издавший работу «Политико-управленческие науки» (1951).

Становление науки политического управления тесно связано и с обособлением и развитием такой отрасли прикладных политических исследований как политический анализ (1930-50-е гг.). Предпосылкой для развития этого направления прикладной политологии, а затем и формирования науки политического управления, стала потребность в оценке эффективности принимаемых государством и политическими элитами решений ввиду расширения сферы вмешательства государства в социально-экономические отношения (неолиберализм, кейнсианство). В 1937 г. была создана Школа государственного управления в Гарвардском университете (США), занимавшаяся разработкой программ и методик политического анализа. С 1950-ми гг. в США связывают начало так называемого «политико-управленческого движения» (policy movement), ориентированного, согласно Г. Лассуэллу, на придание политической науке прикладной, прагматической направленности путем соединения демократической теории с управленческой практикой [13].

Сегодня исследования в сфере политического управления активно ведутся и в Российской Федерации. Можно выделить ряд школ и направлений в изучении проблематики политического управления в РФ:

политико-административное (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; видные представители – О.Ф. Шабров, В.С. Комаровский, М.Г. Анохин);

политико-менеджериальное (МГУ им. М.В. Ломоносова; А.И. Соловьев, Г.В. Пушкарева, С.Г. Туронок и др.);

политико-сетевое (Санкт-Петербургский госуниверситет; Л.В. Смогунов, А.П. Альгин, В.П. Милецкий) [8, с. 60].

Наука политического управления выполняет ряд социально значимых функций:

познавательная (гносеологическая) функция состоит в изучении и объяснении политического управления как особой формы социально-политического взаимодействия, в раскрытии важнейших закономерностей и методов политического управления общественными процессами;

оценочная (аксиологическая) функция реализуется в формировании критериев оценки состояния систем политического управления, с точки зрения их эффективности, соответствия/несоответствия потребностям и интересам общества и государства;

технологическо-управленческая функция проявляется в разработке методик и технологий, направленных на совершенствование политико-управленческой деятельности.

Можно выделить и ряд функций, связанных с применением положений политико-управленческой науки в практике политического управления:

прикладная функция, проявляющаяся в использование выводов, рекомендаций и оценок теории политического управления при разработке, принятии и реализации политико-управленческих решений;

прогностическая функция, реализующаяся в определении перспектив и тенденций (трендов) развития управляемой и управляющей систем на основе теоретических положений политико-управленческой науки;

образовательная (социализирующая) функция проявляется в распространении, в первую очередь посредством преподавания учебной дисциплины «Политическое управление», знаний, навыков, опыта политического управления с целью повышения политической культуры граждан и, в особенности, субъектов принятия политических решений (политических элит).

Последняя функция, рассматриваемая как трансляция положений научной теории через посредство учебной дисциплины в мировоззренческий и профессионально-деятельностный арсенал формирующейся политической элиты, представляется особенно важной с учетом потребности общества в высококомпетентной, широко эрудированной, способной принимать нестандартные решения в условиях неопределенности и риска, демократически мыслящей когорте политических руководителей новой формации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.