Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие глобального политического управления и его теоретические модели




Существует несколько подходов к осмыслению глобального управления.

Так, российские авторы под глобальным управлением понимают целенаправленную в мировом масшта­бе деятельность субъекта управления на основе легитимных пол­номочий или по собственной инициативе от имени и в интересах всего человечества [2, с. 532].

Подробный анализ проблем глобального управления и его зарубежных трактовок содержится в обстоятельной статье российского исследователя О.Н. Барабанова [1]. Термин «глобальное управление» (global governance) оказался в фокусе широких научных дискуссий благодаря деятельности Комиссии ООН по глобальному управлению, созданной с целью поиска решения глобальных проблем человечества: загрязнения окружающей среды, бедности, распространения инфекционных заболеваний и пр. В 1995 г. комиссия подготовила доклад «Наше глобальное соседство» (Our global neighborhood). В докладе в качестве обоснования необходимости глобального управления указывается на то, что его развитие является частью эволюции человеческих усилий в деле разумной организации жизни на планете, и этот процесс будет продолжаться всегда. Необходимость построения глобального управления в мире основана на убеждении, что человечеству после эпохи глобальных войн и глобального противостояния предоставляется уникальный шанс принять «глобальную гражданскую этику», которая должна базироваться на совокупности основополагающих ценностей, способных объединить людей всех культурных, политических, религиозных и философских воззрений.

До появления понятия «глобальное управление» существовал другой термин – «глобальное правительство». Различия между этими понятиями детально проанализировал Дж. Розенау. Дело в том, что в английском языке термины «government» (правительство) и «governance» (управление) обозначают системы правления, регуляционные механизмы, с помощью которых осуществляется власть, направленная на сохранение единства определенной политической системы и реализацию намеченных целей. Отличие состоит в том, что под правительством обычно понимаются определенные структуры, в то время как под управлением подразумеваются некие социальные функции и процессы. Управлять, таким образом, значит осуществлять власть. А иметь власть – значит иметь признание со стороны тех, на кого распространяется эта власть. Отсюда следует еще одно различие. У правительств власть зиждется на определенных конституционных положениях, указах, распоряжениях и прочих официальных документах. Что же касается управления, то власть здесь ассоциируется с процессами, возникшими в результате повторяющихся практик, имеющих властную природу, но в то же время не обязательно конституционно оформленных. В этом состоит главное преимущество систем правления, основой которых является правительство как гарант обеспечения процесса регулирования. В случае управления гарантий выполнения обязательств, как правило, нет. В этом и заключается основная трудность реализации глобального управления.

Как отмечает О.Н. Барабанов, существует несколько определений понятия «глобальное управление»:

· А. Наджам, профессор Бостонского университета, предлагает следующее определение глобального управления: «управление глобальными процессами в отсутствие глобального правительства». Оно вполне справедливо, если иметь в виду разграничение терминов «правительство» и «управление».

· Т. Вайсс определяет глобальное управление как коллективные усилия с целью обнаружения, дальнейшего изучения или решения мировых проблем, выходящих за рамки возможностей их решения на государственном уровне.

· «Глобальное управление – это комплекс формальных и неформальных институтов, механизмов, отношений и процессов, существующих между и распространяющихся на государства, рынки, отдельных граждан и организации, как межправительственные, так и неправительственные, посредством которых на глобальном уровне определяются коллективные интересы, устанавливаются права и обязанности, разрешаются споры» (Р. Такур, Т. Вайсс. «ООН и глобальное управление: идея и перспективы ее воплощения») [1].

«Глобальное управление» – это не нормативный термин, определяющий качественную оценку его проявления. Его, скорее, следует относить к конкретным договоренностям кооперативного характера, направленным на решение конкретных задач. Такие договоренности могут быть формально закрепленными в виде законов или официально признанных институтов, которые способны решать общие проблемы с помощью разнообразных акторов (государств, межправительственных и неправительственных организаций, транснациональных корпораций, частных структур или представителей гражданского общества, отдельных частных лиц), но могут быть и неформальными (в случае осуществления определенных сложившихся практик) либо с ограниченным сроком действия (в случае создания коалиций).

Д. Месснер в работе «Архитектура мирового порядка» выделяет шесть измерений глобального управления:

1) полицентричность архитектуры глобального управления: политика основывается на коллективных процессах поиска решений и взаимопонимании правительств стран-участников, т.е. априори базируется на системе «поделенных суверенитетов»;

2) разнообразие а кторов: государства сохраняют за собой монополию на закрепление и проведение тех или иных политических курсов, однако частные акторы играют все более весомую роль на этапах определения проблемы, анализа проблемных связей и непосредственного исполнения (например, сбор данных, проведение мониторинга, работа в частно-общественных институтах);

3) многообразие форм международного сотрудничества: глобальное управление осуществляется на основе коллективного определения и разрешения проблем. Предполагается сотрудничество между общественным и частным сектором; международные организации в архитектуре глобального управления могут осуществлять координирующие функции и содействовать выработке глобальных способов рассмотрения и восприятия проблем, благодаря чему возможна коррекция национальной ограниченности других игроков;

4) асимметричность глобального управления: глобальное управление находится на пересечении национальных интересов, властных отношений и необходимости совместного решения проблем; необходимы совместные усилия для решения проблем, выходящих за рамки отдельных государств;

5) максимальная многосторонность и многоуровневость: привлечение возможно большего количества участников глобального управления, а также многоуровневая политика архитектуры глобального управления (локальный – национальный – региональный – межрегиональный и международный – глобальный);

6) решительная трансформация политики и инновационная институционализация: институциональные и процедурные реформы на различных уровнях, цель которых заключается в адаптации институтов управления отдельных государств к новым реалиям, превращении существующей системы глобального управления в жизнеспособную и эффективную.

Глобальное управление – одна из наиболее обсуждаемых тем мировой политики. Причем споры ведутся не только о возможностях практического воплощения этой идеи, но и на уровне теоретического осмысления данного явления. В связи с этим представляется уместным остановиться более подробно на том, как различные теоретические школы интерпретируют это явление.

Проведем анализ интерпретации понятия «глобальное управление» в рамках двух направлений – реализма и интернационального либерализма – как наиболее авторитетных и, по большей части, противоположных.

Политический реализм является старейшим направлением в изучении международных отношений, предтечами которого считаются Фукидид, Н. Макиавелли и Т. Гоббс. Среди современных представителей этой школы Р. Гилпин (R. Gilpin) в своей работе «Взгляд реалистической школы на международное управление» отмечает Х. Булла (H. Bull), Е.Х. Карра (E.H. Carr), Г. Моргентау (H. Morgenthau), Р. Нибура (R. Niebuhr), К. Уолца (K. Waltz) и М. Вайта (M. Wight). Реализм (так же, как и либерализм, и марксизм), по мнению Гилпина, в большей мере определенная философская позиция, нежели научная теория в чистом виде. Позиция реалистов базируется на следующих представлениях:

система международных отношений представляет собой анархию, верховной политической власти не существует;

государство суверенно и не подчиняется какой-либо высшей светской власти;

государства как важнейшие а кторы международных отношений сотрудничают друг с другом, создают международные организации, но только в тех областях, в которых их интересы совпадают;

в международных отношениях государства руководствуются принципами соблюдения национального интереса и обеспечения национальной безопасности;

одним из основных понятий, определяющих роль государства в международных отношениях, являются отношения власти (преимущественно военной, но также экономической, психологической и др.).

Таким образом, в сегодняшнем мире, по мнению представителей реалистического направления, государствам приходится «всегда быть начеку в свете реальных или вероятных угроз их политической или экономической независимости», а глобальная система, по образному выражению К. Уолца, функционирует по принципу «помоги себе сам» (self-help international system) [1].

По сути, реалисты скептически оценивают возможность глобального управления в системе международных отношений. В то же время они отмечают прогресс в управлении мировой экономикой и полагают, что если и будет создан механизм глобального управления, то произойдет это именно в экономической сфере.

По мнению реалистов, реализации глобального управления препятствуют три непреодолимые, с их точки зрения, проблемы:

«проблема власти»: реалисты настаивают на том, что любое правительство и любая система управления нуждаются в эффективном механизме контроля, для того чтобы предотвратить злоупотребление властью;

«проблема мирных перемен»: каждая система управления должна иметь социальную, политическую и экономическую основу, но изменения в структуре сложившихся отношений власти все равно будут происходить, поэтому необходимо включить в систему глобального управления механизм обеспечения «мирных перемен»;

«проблема предназначения глобального управления»: необходимо четкое определение социальных, политических и экономических причин, оправдывающих целесообразность формирования глобального управления.

И все же, несмотря на явную сдержанность в отношении перспектив глобального управления, нельзя сказать, что реалисты абсолютно отвергают концепцию как таковую. Конечно, очевиден скептицизм, который школа политического реализма объясняет преимущественно отсутствием возможности 1) эффективного, 2) справедливого (или демократического) глобального управления и, самое главное, 3) четкого определения задач глобального управления на современном этапе.

Либеральный интернационализм объединяет два достаточно отличных направления: либерализм и интернационализм. Либерализм ставит целью определение условий реализации политической свободы и либерального правительства, тогда как интернационализм связан с идеей распространения транснациональной (или глобальной) солидарности и интернационального правительства. Одно направление не обязательно подразумевает другое. Так, например, либералы ратуют за ограниченное правительство, а интернационалисты – за расширение полномочий правительства в сфере международных отношений.

Несмотря на противоречия, существующие внутри рассматриваемого направления, либеральный интернационализм, появившийся еще в начале XIX столетия благодаря Т. Пейну, И. Канту, А. Смиту, Дж. Бентаму и Дж. Миллю, после окончания «холодной войны» пережил «второе рождение». Сегодня наиболее авторитетными представителями этой школы являются М. Дойль (M. Doyle), М. Говард (M. Howard), Р. Кохэн (R. Keohane), В. Хантли (W. Huntley), Д. Дьюдни (D. Deudney), Дж. Икенберри (G. Ikenberry), Дж. Розенау (J. Rosenau), Т. Вайсс (T. Weiss), Н. Вудс (N. Woods) и др.

По сути, это направление является своего рода антиподом политического реализма, причем не только в том, что касается объяснения миропорядка, но и в понимании того, каким он должен быть. Достижение максимально возможной свободы человека – главная цель либерального интернационализма, но достичь ее можно лишь в условиях отсутствия войны и предпосылок к ее возникновению. А поскольку конфликты и войны являются неотъемлемой частью существующей системы, в рамках которой суверенные государства стремятся максимизировать власть, обстоятельства, необходимые для реализации человеческой свободы, могут возникнуть лишь при условии «управления или выхода за пределы принципа политики с позиции силы» (governance or transcendence of power politics). Этот довод подкрепляется четырьмя основными положениями:

1) рациональная политика является необходимым условием эффективного управления международными отношениями;

2) международное сотрудничество, как с рациональной, так и этической точки зрения, является предпочтительнее положения конфликта: растущая материальная взаимозависимость государств обусловливает необходимость международного регулирования;

3) международные организации способствуют распространению мира и стабильности, усмиряя более сильные государства путем создания международных норм и новых правил проведения многосторонней политики; кроме того, они имеют необходимые инструменты предотвращения или управления межгосударственными конфликтами;

4) в мировой политике прогресс возможен лишь тогда, когда принцип политики с позиции силы не будет рассматриваться в качестве обязательного условия поддержания межгосударственного порядка: этот принцип может быть значительно ослаблен либо полностью преодолен по мере проведения постепенной реформы или «одомашнивания» международных отношений (правовое государство, всеобщие права человека и т.д.).

Либералы верят в силу человеческого разума. Войны между государствами одни из них объясняют несовершенством отдельных внутригосударственных систем. Речь идет об авторитарных режимах с присущей им централизацией власти, секретностью, отсутствием гражданского общества и т.д. (И. Кант, Дж. Милль, Т. Пейн). Другие ссылаются на меркантилистскую организацию экономики, которая способствовала развязыванию войн с целью экономической выгоды (А. Смит, Р. Кобден). Отсюда классики л иберализма сделали вывод (и это относится к обоим подходам): чтобы способствовать предотвращению войн, следует, прежде всего, провести реорганизацию внутри государств, а не всего международного сообщества. Так, Кант считал, что если правительства будут подчинены воле общественного мнения, то войн удастся избежать, поскольку война вряд ли найдет поддержку у населения. Но, несмотря на то, что акцент был сделан на необходимости проведения реформ внутри государств, Кант и Бентам отмечают важность международного права, установления «космополитического права», направленного на обеспечение мира путем определения прав и обязанностей граждан и государств в рамках «конфедерации государств», где устанавливается отказ участвующих государств от политики войны. Многие аналитики определили такое предложение Канта как предтечу современных систем коллективной безопасности. По мере усиления взаимозависимости государств, укрепления демократии, воплощения в жизнь мира и стабильности другие государства, по мнению Канта, «подхватят» эту тенденцию, что и приведет к «вечному миру». Однако другой представитель либерализма – Бентам – создание мирового правительства не считает обязательным условием. Напротив, он полагает, что «мирового правительства должно быть как можно меньше».

Тем не менее, со времен Бентама споры по поводу того, каким либеральный интернационализм видит глобальное управление, продолжились. В период между мировыми войнами было пересмотрено отношение к вторжению во внутренние дела государства (state intervention), как к допустимой мере воздействия. В связи с успехом международных организаций, созданных в XIX в. (Международного телеграфного союза и Всемирного почтового союза), новое течение в либерализме высказывалось за создание некой формы международного управления при наделении этого органа соответствующими властными полномочиями, призванной «навязывать мир» (to enforce peace). Выдвигалось много предложений по поводу устройства этого вселенского международного органа. Назовем самые заметные:

создание мировой федерации или конфедерации, предполагающее наличие мирового правительства, наделенного наднациональной властью;

создание децентрализованной и плюралистической системы международного управления в традициях функционализма;

создание системы более широкого международного сотрудничества и коллективной безопасности (в духе Лиги Наций).

В. Вильсон, идеолог либерализма первой половины XX в. полагал, что установление справедливого миропорядка возможно при соблюдении двух условий: 1) распространения демократии и 2) создания демократичной системы коллективной безопасности в виде Лиги Наций как первого большого эксперимента в области современного глобального управления. Главной целью организации было выяснение всех конфликтных ситуаций посредством диалога, без применения силы, а также при соблюдении принципа равенства государств. Лига Наций содержала элементы предложенной Кантом «конфедерации государств с республиканской формой правления» (Confederation of republican states) и предложенный Бентамом «Общий Верховный Суд» (Common Court of Abjudication) для урегулирования споров между государствами. Несмотря на то, что первый в истории эксперимент глобального регулирования во главе с Лигой Наций провалился, либеральный интернационализм не канул в Лету, а архитекторы послевоенного мироустройства не разуверились в реализуемости идеи управления на глобальном уровне.

Как отмечалось ранее, настоящим «подарком» для либералов-интернационалистов стал конец XX в. с завершением «холодной войны», третьей волной демократизации и растущими темпами глобализации. Тогда же была пересмотрена и логика международного сотрудничества. Современный этап развития данной теоретической школы представляют четыре основные течения:

Либеральный институционализм. Признавая, что США как гегемон современного мира могли способствовать развитию международного сотрудничества, Р. Кохен, представитель данного течения, не согласен с тем, что продолжающийся на протяжении послевоенного периода (и усугубившийся после окончания «холодной войны») процесс многостороннего сотрудничества объясняется исключительно ролью США. Настоящей причиной международного сотрудничества он считает наличие конфликта, так как если бы в международных отношениях существовала гармония, то сотрудничество не понадобилось бы. А международные организации в рамках данного направления «не расшатывают власть государств, а, скорее, наделяют их большей властью», так как участие государств в международных организациях представляется выгодным, прежде всего, для самих государств.

Структурный либерализм. Причина многостороннего сотрудничества в послевоенный период – либеральный характер гегемона мировой политики – США. Благодаря США система современного глобального управления представляется как либеральная. При этом существуют предпосылки достижения состояния более стабильного мира путем увеличения числа демократических государств.

Либеральный реформизм. Главная задача мировой политики – устранить основные недостатки существующей системы глобального управления (доминирование наиболее сильных государств в формировании международных институтов, «дефицит демократии», отсутствие контроля за процессом формирования общественного мнения и др.) и выработать необходимые условия для создания более эффективного и легитимного глобального управления, т.е. обеспечить демократический характер управления на всех уровнях «путем применения принудительного права как на национальном уровне, так и в рамках «глобального соседства».

Либеральный космополитизм. Важнейшая задача – обеспечение справедливости в глобальном управлении, которое в своем современном состоянии представляется несправедливым, поскольку «закрепляет существующее глобальное неравенство, а следовательно, и глобальную несправедливость; поэтому необходимо провести перераспределение благ от богатых к бедным».

Либеральный интернационализм остается влиятельным направлением политической мысли и, пожалуй, основным в изучении глобального управления. Нельзя преуменьшать его очевидные достоинства. Эта теоретическая школа первой всерьез приняла в расчет идею проведения политики и управления вне рамок государства, причем представила глубокий анализ природы, формы логики и недостатков современной системы глобального управления и возможности реализации подлинного глобального управления [1].

Л.В. Сморгунов выделяет три теоретических модели глобального политического управления, сложившихся в западной науке:

· «Новый феодализм». Концепция «нового феодализма» своим источником имеет постмодернистский взгляд на систему международных отношений, возникший на основе принятия идеи постсуверенных, постгосударственных образований. Проблема политического управления в этих условиях приобретает характер проблемы стихийной и анархической координации взаимодействий в условиях отсутствия некоторого единого центра, регулирующего или принимающего решения.

· Глобальная иерархия. Концепция глобальной иерархии выглядит более реальной и представляет собой комплекс идей, описывающих мировой порядок как руководимый одной страной или группой наиболее развитых и политически сильных стран. Лидеры г лобализации занимают здесь центральное место, а остальным следует либо присоединяться к ним (если пустят), либо следовать в фарватере их политики. Разновидностью этой концепции выступает концепция «секторальной гегемонии», когда правила игры устанавливают не государства, будучи гегемоническими, а автономные и хорошо организованные экономические институты и процессы. Двумя основными кандидатами на роль «секторального» гегемона являются самые большие многонациональные корпорации, вовлеченные в транснациональное производство и стратегические союзы, и глобальные финансовые рынки.

· Космополитическая модель демократии, которая характеризуется следующими основными признаками.

· Мировой порядок состоит из множественных и взаимопересекающихся сетей власти, включая политические, социальные и экономические.

· Все группы и ассоциации обладают правами на самоопределение, специфицированные обязательствами индивидуальной автономии и особым набором прав. Набор составлен из прав внутри и между каждой сетью власти. Вместе эти права конституируют основу для введения правового порядка — демократического международного права.

· Законотворчество и правоприменение могут быть развиты внутри этой структуры на множестве локальностей и уровней вместе с расширением влияния региональных и международных судов на наблюдение и проверку политических и социальных властей.

· Правовые принципы приняты, и они определяют границы формы и пространства индивидуальных и коллективных действий в организациях и ассоциациях государства и гражданского общества. Определенные стандарты установлены для суда в целом. Никакие политические режимы или гражданские ассоциации не могут их легитимно подавить.

· В результате, принцип ненасильственных отношений руководит проведением споров, хотя использование силы остается коллективным выбором как последнее средство перед лицом тиранических атак нарушить демократическое международное право.

· Защита самоопределения, создание общей структуры действия и предохранение демократического блага являются всеобщими коллективными приоритетами.

· Основные принципы социальной справедливости следующие: способ действия производства, распределения и эксплуатации ресурсов должен быть совместим с демократическим процессом и общей структурой действия [11, с. 154-155, 157].

 

 

3. Субъекты глобального политического управления: теории и действующие институты.

К настоящему времени в мировой политической мысли сформировалось несколько различных концепций организации глобального регулирования. Одни предлагают создавать более актуальные институты, соответствующие глобальным процессам. Другие высказываются за реформирование уже существующих международных институтов, наделение их более широким кругом полномочий [1].

Возможный вариант – неинституционализированное политическое управление глобальными процессами. Оно может выражаться как в форме глобального консенсуса демократических стран, так и в форме одностороннего глобального доминирования ведущей державы. В свете относительно недавних событий (фактически одностороннее решение США о проведении военной операции в Ираке, несмотря на отсутствие официального мандата Совета Безопасности ООН) наиболее вероятным оказывается вариант «доминирования ведущей державы», т. е. США. Идею «однополярного» мира поддерживает ряд политологов, ориентированных на концепцию политического реализма, среди которых бывший государственный секретарь США З. Бжезинский, выделивший четыре основных направления, в которых лидируют США: военно-политическое, экономическое, технологическое и массовая культура. По мнению американского ученого Дж. Модельски, США обладают всеми необходимыми «ингредиентами» для реализации глобального лидерства. К ним относятся: 1) политико-стратегическая организация глобального радиуса действия; 2) передовая экономика; 3) открытое общество; 4) чувствительность по отношению к глобальным проблемам [см. 3, с. 56].

Идея гегемонии США вызывает большое число критических откликов. Дж. Най в своей книге «Парадоксы американской мощи: почему единственная мировая держава не может действовать в одиночку», вышедшей в свет в 2002 г., убедительно демонстрирует невозможность реализации данного подхода. Главный аргумент автора сводится к тому, что в современном мире нельзя не учитывать цели, интересы и активность других акторов международной жизни [см.: 1].

Кроме того, в условиях глобализации любое национальное государство, даже супердержава, вынуждено делить власть с международными организациями, транснациональными корпорациями и неправительственными социальными и политическими движениями.

По оценкам влиятельных аналитиков, в современном мире формируются тенденции к замене однополярной модели баланса сил на многополярную, к закату американской и – шире – западной гегемонии в мире. Согласно С. Хантингтону, следует готовиться к ситуации, когда США и Запад будут находиться в окружении примерно равных по мощи, но враждебных (недружественных) цивилизаций [13]. Рост мощи Китая, Индии, Бразилии и других новых «центров силы» как будто бы говорит в пользу этой тенденции. Система, основанная на мировой гегемо­нии и однополярности (униполярности), в историческом плане недолговечна. Появление в новом многополярном мире «цивилизаций» нового государства-гегемона маловероятно.

Анализируя реально действующие институты глобального политического управления, невозможно игнорировать такие феномены как мондиализм и мондиалистские организации, которые некоторые авторы считают своеобразными теневыми «мировыми правительствами» [см.: 4; 8].

Мондиализм – это теория, призывающая к слиянию народов и государств в единое целое во главе с мировым правительством; одна из важнейших составляющих идеологии глобализма. Наиболее влиятельные мондиалистские организации – Совет по международным отношениям, Бильдербергский клуб, Трёхсто­ронняя комиссия.

Совет по международным отношениям существует с 1916 г. и ныне действует как влиятельная американская неправительствен­ная организация. В совет поначалу входили преимущественно американские масоны, поэтому геополитические проекты носили мистическо-гуманистический характер. В настоящее время Совет объединяет олигархов, политиков, администра­торов, ученых, журналистов. Выступает за отмену национальных границ и установление мирового правительства, регулирующего политические и экономические проблемы. Штаб-квартира Со­вета находится в Нью-Йорке. Организация тесно связана с крупнейши­ми финансовыми группами и университетскими центрами США. С 1922 г. выпускает журнал «Foreign Affairs» – самый авторитетный в области международных отношений. Оказывает значитель­ное влияние на многие крупные средства массовой информации.

Бильдербергский клуб – международная неправительственная организация, объединяющая мировых олигархов (олигархиче­ский «интернационал»). Создан в 1954 г. с целью координации действий в области мировой политики, экономики и деятельнос­ти СМИ. Назван по имени отеля «Бильдерберг» в голландском городе Остербеек. Собрания членов клуба и приглашённых го­сударственных деятелей и политиков, поддерживающих проект создания мирового правительства, проходят тайно и напоминают заседания масонской ложи.

Трёхсторонняя комиссия (Трилатераль) – создана в 1973 г. по инициативе американского Совета по международным отношениям. Претен­дует на роль штаба стратегического планирования Запада. Свою задачу комиссия видит в объединении усилий элиты Америки, Европы и Азиатско- Тихоокеанского региона для формирования «нового мирового порядка» под руководством США.

А.Г. Дугин полагает, что мондиалистские организации сыграли важную роль в формировании новой архитектуры мира в конце «холодной войны». По его мнению, во время противостояния социализма и капитализма в мондиализме было два направления:

· правое, считавшее необходимым глобализацию атлантизма

· и левое, допускающее конвергенцию (схождение) двух систем в новую общечеловеческую цивилизацию.

В январе 1989 года в Москве была организована встреча лидеров мирового мондиализма Дэвида Рокфеллера, Жоржа Бертуэна и Генри Киссинджера с М. Горбачевым и членами Политбюро КПСС. Гости сумели убедить руководство СССР не только в своей лояльности, но и обещали геополитические уступки руководства США и НАТО, если Советский Союз пойдет на уступки Западу. М.С. Горбачев «клюнул» на обещания, а американские президенты Р. Рейган и Дж. Буш (старший) отказались сотрудничать с мондиалистами. Добровольные уступки СССР не сопровождались соответствующими уступками Запада. С победой атлантизма, левый мондиализм как течение утратил смысл, так как конвергенция двух систем утратила актуальность [4].

Сегодня, как представляется, мондиалистские организации можно рассматривать как влиятельные лоббистские структуры, оказывающие влияние на правительства ведущих стран и международные финансовые организации (МВФ, МБРР, Мировой банк и др.) и как крупные аналитические и информационные центры, формулирующие повестку дня, сценарии и стратегии мирового и локального развития. Влияние этих организаций базируется на авторитете экспертов (З. Бжезинский, Г. Киссинджер и др.), системе личных связей, обеспечивающих эффективное лоббирование (среди мондиалистов было и есть немало отставных и действующих политиков, например, бывший президент США Дж. Картер), на влиянии входящих в эти клубы представителей мировой финансовой олигархии. Не следует как недооценивать, так и переоценивать влияние мондиализма на процессы глобального политического управления, впадая в «теорию заговора». Трудность адекватной оценки заключается в том, что многие аспекты деятельности мондиалистских клубов являются «тайной за семью печатями», виду закрытого, «эзотерического» характера деятельности этих организаций.

Важнейшими институтами современного глобального политического управления являются международные межправительственные организации (ММПО), в особенности имеющие универсальный характер (ООН).

Международная межправительственная организация (ММПО) – это созданное на основе многостороннего международного соглашения постоянное объединение государств в целях содействия решению международных проблем, предусмотренных его учредительным документом (договором), и развития многостороннего и равноправного сотрудничества между государствами в соответствии с принципами и нормами международного права. Основными характерными признаками международных межправительственных организаций принято считать: 1) наличие уставного документа, носящего характер международного договора (устава, конвенции и пр.), заключенного государствами в соответствии с нормами международного права; 2) постоянный характер деятельности; 3) наличие характерной структуры и системы органов, составляющих механизм организации (представительный орган, исполнительный комитет, секретариат, органы, деятельность которых предусмотрена уставными документами, и др.); 4) метод деятельности (обсуждение, переговоры и принятие решений путем голосования или достижения консенсуса); 5) установление связей и сотрудничества с другими объединениями государств и международными организациями; 6) соответствие целей и принципов деятельности организации нормам международного права.

Центральная комиссия по навигации на Рейне, учрежденная в 1815 г., считается первой международной организацией. Первые международные организации были созданы для сотрудничества в отдельных областях. Нынешний Международный союз электросвязи был создан в 1865 году как Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз был основан в 1874 году. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН. Постепенно ММПО становились основной частью переговорного процесса, трибунами для выражения взглядов государств по различным вопросам мировой политики и согласованию политики в различных областях. ММПО используются в качестве эффективных инструментов международного нормотворческого процесса для согласования и выработки правил поведения и юридических норм сотрудничества государств. Долгое время влияние ММПО было ограниченным и малозаметным: их решения были рекомендательными и не учитывались государствами. Многое изменилось с появлением ООН и ее устава. Устав ООН является ядром системы международных организаций, именно он устанавливает критерии и принципы их подразделения на отдельные виды и категории, определяет роль и место каждой из них, а также порядок их взаимодействия и соподчиненности [7].

Организация Объединенных Наций является уникальной международной организацией. Она была основана после Второй мировой войны представителями 51 страны, являвшимися сторонниками курса на поддержание мира и безопасности во всем мире, развитие дружеских отношений между странами и оказание содействия социальному прогрессу, улучшение условий жизни и положения дел в области прав человека.

ООН преследует следующие цели:

поддержание мира и безопасности на планете;

развитие дружественных отношений между странами;

сотрудничество в разрешении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека;

согласование действий разных стран.

Ее уникальный характер и возложенные Уставом полномочия дают Организации возможность осуществлять деятельность по широкому ряду вопросов, являясь для своих 193 государств-членов форумом, который позволяет им через Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет и другие органы и комитеты высказывать свою точку зрения [10].

С 1945 года при поддержке ООН было заключено более 170 соглашений о мирном урегулировании, положивших конец региональным конфликтам.

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения мира и безопасности». Лига Наций прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну.

Организация Объединенных Наций официально существует с 24 октября 1945 года, к этому дню Устав ООН был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств.

Структуру ООН составляют:

1) Секретариат ООН (во главе с Генеральным секретарем); 2) Совет Безопасности (15 стран, из них – 5 постоянных членов, имеющих право вето – Россия, США, Великобритания, Франция, КНР); 3) Генеральная ассамблея (все страны-члены организации); 4) целый ряд организаций структурных единиц ООН, среди которых: ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), МОТ (Международная организация труда), ЮНЕСКО (Всемирная организация по вопросам образования, науки и культуры), МВФ (Международный валютный фонд), МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ЮНИСЕФ (Международный детский фонд), Международный суд.

Роль и значение ООН и ее Устава в настоящее время стали предметом дискуссии. Есть мнение, что престиж этой организации подорван, и следует усилить значение региональных и субрегиональных структур. Но пока система ООН сохраняет жизнеспособность, и речь идет скорее о реформировании структуры ООН: о расширении числа постоянных членов Совета Безопасности за счет включения в его состав новых «центров силы» – Индии, Бразилии и др. держав; о формировании двухпалатной структуры Генассамблеи ООН, с представительством в нижней палате влиятельных международных неправительственных организаций.

В современной структуре глобального управления роль ММПО модернизируется, поскольку данные объединения оказываются способными функционировать весьма интенсивно и оперативно, реально влияя на достижение человечеством максимального состояния стратегической стабильности.

Демократический проект политического управления в век глобализации содержит ряд императивных требований, которые признаются отнюдь не всеми политическими лидерами и государствами. Демократизация всемирной сети отношений является идеалом, который вступает в противоречие с прагматическими интересами и устоявшимися ценностями. Вместе с тем его можно признать в качестве цели преобразования мирового порядка, которая может быть реализована в процессе конструирования мира всеми участниками этого процесса [11, с. 158].

 

Вопросы и задания

1. Каковы основные предпосылки формирования системы глобального политического управления?

2. Что такое «универсальная цивилизация»? Есть ли признаки ее действительного формирования в современном мире?

3. Поясните содержание понятия «давосская культура». Есть ли ее представители в России?

4. Чем различаются между собой основные теоретические модели глобального управления?

5. Возможно ли формирование в современном мире моноцентрической системы глобального политического управления во главе с одной супердержавой?

6. Что такое мондиализм, и какова роль мондиалистских организаций в глобальном управлении?

7. Охарактеризуйте основные аспекты деятельности ООН. Можно ли считать ООН главным действующим институтом глобального управления? В каких реформах нуждается эта организация (ММПО)?

8. Можно ли говорить о формировании сетевой структуры глобального управления? Обоснуйте Ваш ответ.

 

Литература

1. Барабанов О.Н. Проблемы глобального управления: выбор аналитической парадигмы // Интернет-журнал «Вся Европа». URL: http://www.alleuropa.ru/problemi-globaljnogo-upravleniya-vibor-analiticheskoy-paradigmi (дата обращения: 14.12.2012).

2. Глобализация: Учебник /Под общ. ред. В.А. Михайлова и В.С. Буянова. М.: Изд-во РАГС, 2008.

3. Глобальное управление: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.И. Соловьева. М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Дугин А. Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить Пространством. 3-е изд., доп. М.: АРКТОГЕЯ-центр, 1999.

5. Зимина В.Д., Борисов Н.А. Политическое управление: Учебник. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008.

6. Зиновьев А.А. Глобальный Человейник. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000.

7. Колобов А.О. Роль международных межправительственных организаций в современной системе глобального управления // Власть. 2011. № 5.

8. Нартов Н.А. Геополитика / Н.А. Нартов, В.Н. Нартов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮИТИ-ДАНА, 2007.

9. Новейший политологический словарь/ авт.-сост. Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов. Ростов н/Д: Феникс, 2010.

10. Организация Объединенных Наций. Официальный сайт. URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения: 14.12.2012).

11. Сморгунов Л.В. Политическое управление в глобализирующемся мире // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. Парцвания В.В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

12. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. Пер. с англ. М.Б. Левина. М.: ООО "Издательство АСТ", 2004.

13. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

14. Цыганков Л.П. Несостоявшийся диалог с Фукуямой – о западных идеях, многокультурном мире и ответственности интеллектуалов // Вопросы философии. 2002. № 8.

15. Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.

16. NATO. URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/index.htm (дата обращения: 14.12.2012).

17. World Trade Organization. URL: http://www.wto.org/ (дата обращения: 12.12.2012).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.