КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Звуковысотный ансамбль (строй)
Строй – система высотных соотношений звуков (интервалов). Бывает темперированный и нетемперированный. Октава разделена на 12 полутонов – темперированная. Строй может быть квартовый и квинтовый (балалайка). Строй хора – система звуковысотной точности исполняемого произведения. Бывает частный и общий. Частный строй в партии. Общий – строй хора. Горизонтальный (мелодический) строй – звуковысотный строй мелодии 1. хроматизм 2. поступенное движение вверх и вниз 3. неустойчивость гармонии 4. скачки вверх и вниз
(→ - устойчиво, ↑- высоко, ↓- к понижению, __↑- устойчиво, к повышению)
Минорная гамма (мелодический минор)
Вертикальный строй – строй аккордов. Работа над интонированием аккордов. Интервалы: чистые, малые, большие, уменьшённые, увеличенные. Интонирование аккордов (мажорное трезвучие)
Основной тон (1) поётся устойчиво Терция (3) поётся высоко Квинта (5) поётся устойчиво
Интонирование трезвучия в миноре
Основной тон (1) поётся устойчиво-высоко Терция (3) поётся низко Квинта (5) поётся устойчиво-высоко
Все большие интервалы требуют устойчивого исполнения основного тона и одностороннего расширения интервала.
Все малые интервалы требуют устойчивого исполнения основного тона и одностороннего сужения интервального тона.
Все увеличенные интервалы интонируются с тенденцией расширения. Все уменьшённые интервалы интонируются с тенденцией сужения. Чистые интервалы интонируются устойчиво. К ним относятся ч.1, ч.4, ч.5, ч.8.
Степень трудности интонирования интервалов: 1. легкоинтонируемые – чистые; 2. трудноинтонируемые – большие, малые (односторонне); 3. очень трудноинтонируемые – увеличенные, уменьшённые.
Причины нарушения строя 1. состояние певцов (болезнь, возбуждение). 2.недостаточная вокальная культура певцов (неправильное дыхание, формирование звука). 3. мягкая и предыхательная атака. Твёрдая атака помогает при вялом пении. Пение на низкой позиции (петь упражнения сохраняя позицию выше). Исполнять упражнение с высокими близкими гласными е, э; упражнения с иотированными гласными йа, йо; Упражнения с санорными согласными н, л, м, з. Упражнения с закрытым ртом; Упражнения с глубокими гласными о, у. Упражнения на лёгкость, подвижность голоса при белом, открытом звуке. Следует использовать нижнерёберное дыхание (дышать в живот), округление, прикрывание гласных а, э, е. Значительно произносить слова при фальшивой интонации долгий звук от p – crescendo – diminuendo – p. Упражнение на staccato. Для борьбы с диатонацией (повышение интонации) использовать глубокие гласные о, у – неразвитый слух, незнание нот, примитивное музыкальное мышление. 4. недостаточное знание произведения. Впевание – благодаря тщательному слуховому контролю, правильному движению голосов, аппарата, которое путём повторения автоматизируются. 5. неблагоприятная обстановка выступления (шум и т.д.)6. особенности музыкального языка: крайние нюансы (ff, pp); крайние темпы; крайние тесситурные условия; сложность гармонии.
Правила интонирования в гармоническом строе 1. Гармонические интервалы разделяются на стабильные и вариационные. 2. Стабильные интервалы требуют большой точности интонирования в интервалах ч.1, ч.4, ч.5, ч.8. 3. Вариационные допускают варьирование (большие, малые). 4. Горизонтальный строй должен корректироваться – должен исправляться вертикальным строем. Нюансы – 3-й элемент хоровой звучности Нюанс (француз.) – на русский язык «оттенок» - различная степень силы звука. Динамические оттенки (греч. слово – «dynamis» - сила, мощь. Нюанс – выразительность, содержательность – это не только сила звука, но и гибкость ритма. Вот почему нюанс, который объединяет в себе и самое понятие «оттенок» и о внутреннем содержании этого понятия – художественная выразительность. Производным от слова «нюанс» - нюансировка – умение накладывать на музыкальный звук различные степени силы, делая звук содержательным, выразительным. От соединения выразительных звуков образуется частичка мелодии – мотив, имеющий одну вершинную точку – ударение, акцент. Два слившихся мотива образуют составную величину мелодии – фразу, имеющую уже два акцента, из которых более сильный подчиняет более слабый (смягчая его), образуя единую вершину фразы. От соседних двух (и более) фраз образуется предложение, т.е. хотя ещё не законченная часть музыкальной мысли, а лишь первая её половина, но уже с какой-либо (кроме полной) каденцией и с требованием ответного предложения. Такое придаточное предложение, слившись в ряд с главным и закончившись полной каденцией, образует законченную музыкальную мысль – период. Композитор указывает общие нюансы и далеко не выявляет всей массы различных мельчайших нюансов, которые таятся в сочинении. Извлечение всех нюансов, наполнение их художественно-музыкальным содержанием при исполнении – дело дирижёра (их творчество). Нюансы – внешняя оболочка, требующая наполнения внутренним содержанием, это мелкие формочки, в которые исполнитель вкладывает мысли, чувства, порождаемые мыслями и чувствами, которые вложены в сочинение автором. Период – музыкальное построение, часть произведения с полной каденцией и разделённая одной или несколькими серединными каденциями на две или более части. Обычно период бывает в 8 и 16 тактов, и в 4-м, 8-м такте (обычно посередине) делится серединной каденцией на 2 предложения. Число предложений в периоде должно быть не менее 2-х, но может быть и 3, 4.
Неподвижные нюансы: pp - тишайшие P - тихие mp, mf - средние f - сильные ff – сильнейшие Подвижные нюансы – сила звука постепенно нарастает и угасает, нет двух равносильных моментов – это «crescendo» и «diminuendo». В неподвижных нюансах один элемент – динамический (силовой). В подвижных нюансах – 2 элемента: 1) динамический, 2) агогический (движение). Crecsendo (длительное) требует ускорения (accelerando), иначе, помимо 1-го из двух элементов, наращивание звука, не будет второго – устремления, в чём весь смысл crescendo. Так же и с diminuendo – требуется замедление (ritardando), помимо сокращения звука, не будет второго – хода к покою (может далеко не всегда, т.к. усиление может быть с замедлением). Подвижные нюансы – «crescendo» и «diminuendo» - состоят из двух элементов: динамического – прибавления или убавления силы и агогического – ускорение или замедление движения. Всех главнейших нюансов 7. Естественный нюанс для аккорда, расположенного в низшей хоровой области – pp в низкой хоровой области – p в средней хоровой области – mp, mf в высокой хоровой области – f в высшей хоровой области – ff. В каждой области хоровой звучности есть свой естественный нюанс.
Мотив – самая маленькая частица музыкального произведения. Мотив по своему ритмическому построению может иметь вершину: в начале – это будет dim. - мотив в середине – это будет смешанный мотив в конце – это будет crecs. – мотив. По мелодическому построению мотив может быть: восходящим – это crecs. – мотив; нисходящим – это dim. – мотив; восход.-нисход. – это смешанный мотив. Два признака мотива: 1) ритмический – положение вершинки в начале, середине и конце; 2) мелодический – восходящие, нисходящие или то и другое в одном мотиве.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |