Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы существования материи




Сознание – высшее, свойственное только человеку и связанное с речью, головным мозгом, заключающееся в обобщенном целенаправленном и оценочном отображении действительности, в предварительном мысленном построении действии и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Данное определение относится к сознанию человека как индивида и на большее не претендует. Помимо индивидуального сознания современная наука выделяет общественное сознание. Кроме того, современная наука допускает существование форм инопланетного сознания. В настоящее время перед философией стоит активная задача дальнейшей разработки понятия сознания в его обобщенном виде, и на этой основе дальнейшего развития понятия материи. Затрагивая основной вопрос мировоззрения, иногда при соотношении материи и сознания понятие сознания наделяется понятием мышления. Это не совсем корректно. При рассмотрении, сознание не тождественно мышлению, поскольку помимо рационального познания, сознание включает в себя чувственное отражение действительности, а также совокупность человеческих эмоций и переживаний. Поэтому более точно соотносить материю с психикой (включает сознание и бессознание) или материю можно соотносить с философским понятием духа. На философскую проблему духа в нашей отечественной философии на многие десятилетия было наложено табу. Сейчас началось возвращение к забытому. В русской философии вызывает интерес начало 20 века.

Бердяев К.А. «Дух имеет многие признаки, в том числе такие, которые рациональным путем нельзя удалить. Вследствие такой сложности духа как особенного феномена бытия, его определение в понятиях затруднительно. Дух не есть видимая вещь. Дух совсем не есть вещь среди вещей. Дух рассматривается в субъекте, а не в объекте. Дух есть иное, высшее качество существования, нежели существование душевное и телесное. Трехчленное понимание человека как существа духовного, душевного, интересного, имеет вечный смысл и должно быть сохранено. Это не означает, что в человеке есть духовная природа наряду с природой телесной и душевной. Это значит, что тело и душа человека могут выступить в ином порядке духовного существования, что человек может перейти из порядка природы в устройство смысла, из порядка разбора и вражды в порядок любви и объединения. Дух – есть божественный элемент в личности».

Даль В. «Дух – бестелесное существо, обитатель невещественного и существующего мира, бесплатный житель недоступного поля духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру божества, ум, волю или же стремление к небесному».

Радлов Э. «Дух означает начало, противоположность телу. А в противоположности душе дух означает высшие душевные способности разума. Такое понимание духа мы находим в русской философии начала прошлого века, которое дошло до нас в неизменном виде».

Однако вернемся к пониманию материи. Приведенное в начале определение материи, которое часть называют гносеологическим определением, предполагает абсолютную противоположность материи и сознания.

В гносеологическом плане материя и сознание выступают как абсолютные противоположности. 3 аспекта противоположности:

1)В гносеологических образах (чувственных и понятийных) нет самих материальных предметов, нет ни грамма вещественности от этих объектов. Гносеологические образы – особенный мир, субъективная реальность.

2)В сознании формируются модели, подлежащие опредмечиванию (материализации).Благодаря творческой природе сознания создаются идеологические образы не имеющие прямых аналогов в материальной действительности.

3)Состоит в зависимости индивидуального сознания от материального бытия, реалистическая конечность, смертность индивидуального сознания, и в этом отношении его полная противоположность материальному бытию.

Вторая сторона определения материи это антологическая сторона. С антологической стороны материя есть субстанция. Следует признать, что в современной философии нет однозначного подхода к пониманию субстанции. Поскольку это не является нашей темой рассмотрения, поэтому, не погружаясь глубоко в эту проблему, отметим, что более целесообразно употреблять термин субстанции, прежде всего в общекатегоричном значении, связанным с противоположностью материализма и идеализма. Материализм исходит из понимания материи как единственной существующей субстанцией. Материя как субстанция не сотворима, неуничтожима, она вечна и бесконечна.

Отражение, движение, пространство, время и системность. Движение – всякое изменение и изменение вообще, т.е. всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояния. На современном этапе познания выделяют 3 группы форм движения материи:

1)в неживой, неорганической природе

2)в живой, органической природе

3)в обществе.

В каждой из перечисленных групп могут быть выделены множества собственных форм, что связано с неисчерпаемостью материи.

К формам движения материи в неорганической природе относится: пространство и перемещение макротел, движение элементарных частиц и полей, химические превращения, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания, геологические изменения, изменение космических систем.

К формам движения материи в живой природе относится: совокупность жизненных процессов в организме, различные отношения в биозонах, в замедлении всей биосферы с другими природными системами Земли (гидросферы, тропосферы) и с обществом.

К формам движения материи в обществе относится многообразные проявления сознательной деятельности людей. Все важные формы отражения и целенаправленных преобразований деятельности людей как связи между собой, материей и сознанием в антологическом плане.

1)актуально

2)потенциально

Актуальная связь обусловлена субстратной вещественной и квантово-полевой основой индивидуального сознания. Сознание отдельного человека (индивида) имеет материально-вещественную субстрату (головной мозг), которая является результатом развития природы антропогенеза. Современная наука подошла к рубежу, когда все более начала появляться связь психических явлений сознания человека не только с условными и безусловными рефлексами, не только с биохимическими и биофизическими процессами происходящими в клетках головного мозга, но и с квантово-полевыми структурами головного мозга. Неразрывная связь сознания человека с мозгом, в особенности с квантово-полевыми преобразованиями, устанавливая энергетические и информационные связи психики человека с биосферой и космосом, означает обнаружение более глубоких связей между психикой и природой, сознанием и материей. Эта связь свидетельствует о наличии лишь, а не о абсолютной противоположности материи и сознания.

Потенциальная связь означает, что природа неорганическая и органическая содержат в себе в виде возможности такую высшую форму психического, как сознание. Сознание выступает высшей формой отражения, которой в живом и неживом препятствует более жизненная форма. Под отражением понимают результат взаимодействия материальных объектов или предметов.

Формы отражения: сознание человека; психика животных (условные рефлексы и инстинкты) и раздражимость – это живая природа; дистантная форма отражения и непосредственная контактная (механическая) - неорганический мир.

По отношению к сознанию человека эти более жизненные формы выступают, как разные формы возможности сознания, как формы его потенциального существования, из практического вытекает несколько следствий. Признание потенциального и актуального существования в масштабе всей природы приводит к выводу, что сознание вечно, как и материя. В антологическом плане противоположность сознания и материи не абсолютно, а относительно. Антологическое сознание может быть представлено в 2 формах:

1)естественно-природная

2)социально практическая

Социально-практическая форма включает в себя техническую реальность практики всех предшествующих этапов развития и современную практику.

Общий вывод. Философское понятие материи в своем развитии прошло несколько этапов:

1)Чувственное представление о материи, т.е. материя, отождествлялась с теми или иными природными стихиями.

2)Вещественно-субстратное представление о материи. На этом этапе материя отождествлялась с веществом, с атомами или с комплексом их свойств, т.е. комплексом предметности.

3)Философско-гносеологическое представление о материи. Это представление сформировалось в условиях кризиса естествознания и философии на рубеже 19-20 веков.

4)Контуры только складываются. Но помимо гносеологического и антологического определения материи, это определение должно включать и социально-гносеологический аспект.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.