Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие бюджетного устройства и структура бюджетной системы РФ

Бюджетный федерализм и принципы построения бюджетной системы.

«Бюджетный федерализм» — это экономическое понятие, ко­торое обозначает многоуровневость построения бюджетной си­стемы государства.

Данный термин разработала Организация экономического со­трудничества и развития. В соответствии с ее методикой выделя­ют три уровня власти: федеральный, региональный, местный. Каж­дый уровень власти имеет свой бюджет и действует в рамках своих бюджетных полномочий.

Автономное функционирование бюджетов отдельных уров­ней власти, основанное на четко сформулированных нормах, на­зывается бюджетным федерализмом.

Методика предполагает, что реализация данного принципа возможна, если будут четко соблюдаться следующие основные условия:

• осуществление разграничения полномочий по расходам между всеми уровнями власти;

• наличие системы бюджетных выплат, посредством которой обеспечивается сглаживание экономических показателей;

• наделение каждого уровня власти необходимым количе­ством фискальных ресурсов для реализации полномочий.

Принципы бюджетного федерализма:

• законодательное разграничение бюджетной ответственно­сти между уровнями власти;

• нормативно-расчетные методы регулирования межбюд­жетных отношений и предоставления финансовой помощи;

• наличие специальных процедур предотвращения и разре­шения конфликтов между разными уровнями власти;

• самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти собственных источников доходов, пра­ва самостоятельно определять направление их расходования).

Бюджетное устройство — принципы организации и построе­ния бюджетной системы. Организация бюджетной системы опре­деляется формой государственного и административного устрой­ства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все госу­дарства подразделяются следующим образом: 1) унитарные; 2) федеративные (объединенные, союзные); 3) конфедеративные.

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономи­ческими, социальными и политическими процессами.

Федеративное (объединенное, союзное) государство — форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром компетенций.

Конфедеративное государство — постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или воен­ных целей.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регу­лируемая законодательством РФ совокупность федерального бюд­жета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов го­сударственных внебюджетных фондов.

Нормативно-правовой базой развития бюджетной системы являются Конституция РФ (ст. 71 и 132), Бюджетный кодекс РФ (гл. 3).

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд­жетных фондов РФ;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных госу­дарственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.

Необходимо помнить, что форма разработки и утверждения бюджетов различна.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд­жетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме феде­ральных законов.

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государ­ственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждают­ся в форме законов субъектов РФ.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муни­ципальных образований.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность бюджета и его функции | Принципы бюджетной системы РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.