КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Руководство как вид деятельностиБлок 3. Человеческий фактор в системе управления § 1 Руководство как вид деятельности § 2 Проблемы власти и влияния личности § 3 Поведенческий аспект коммуникаций и принятия решений § 4 Изменения в системе управления Разделение труда менеджеров – это специализация управленческих работников на выполнение определённых видов деятельности, разграничение полномочий, прав и сфер ответственности, на основании которых решаются проблемы. При этом различают: 1. Вертикальное разделение – это разделение по уровням управления (рисунок 8). В З - высшее звено Ср З - среднее звено Н З - низшее звено Рисунок 8 – Иерархия уровней менеджмента Верхний уровень пирамиды занимают топ-менеджеры, несущие ответственность за деятельность организации в целом. Топ-менеджеры отвечают за определение целей организации, разработку стратегии их достижения, контроль за внешней средой, т.е. общее стратегическое руководство организацией. Данный уровень составляет только 3-7% от общего числа управляющего персонала компании. Средний уровень – это менеджеры, занимающие позиции на промежуточных уровнях властной пирамиды. Они составляют 50% всего управленческого персонала. Данные менеджеры ответственны за реализацию принятых высшим руководством общих стратегий. Низовой уровень – это менеджеры, имеющие в своем подчинении конечных исполнителей. Они обеспечивают эффективность производства, мотивируют подчиненных, уделяя основное внимание выполнению задач. 2. Горизонтальное разделение труда – предусматривает конкретный объём работ по выделенным направлениям специализации. 3. Структурное разделение – вытекает из организационной структуры, сферы деятельности, специфики организации. 4.Функциональное разделение – основывается на формировании группы работников, выполняющих одноименные функции менеджмента. 5. Технологическое или профессионально-квалификационное разделение – учитывает сложность, специфику и виды выполняемых работ. Таким образом, работа менеджера характеризуется широким набором видов деятельности по управлению организацией. Исследования Г.Минцберга среди высшего звена управляющих показывают, что управленческая деятельность может быть описана в терминах исполнения менеджерами десяти основных ролей. Основные роли могут быть сгруппированы в три категории: межличностные, информационные и связанные с принятием решений (таблица 4).
Таблица 4 – Роли, выполняемые менеджером
Современный менеджер – это не просто человек, который реагирует на внешние изменения, воздействующие на него и организацию, он активно влияет на эти события, актуализируя себя, свои способности управлять собой и другими людьми в любой ситуации. Можно выделить следующие основные требования к профессиональной компетенции современных менеджеров: 1. Специальные знания и способности (умение обосновывать и принимать решения в любых ситуациях). 2. Информированность (по вопросам развития отрасли, предприятия, техники, технологии, конкуренции, спроса и др.). 3. Опыт работы по специальности. 4. Способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия. 5. Владение современными информационными технологиями (знание ПК). 6. Способность управлять людьми и самим собой. 7. Чувство долга и преданность делу; честность и доверие. 8. Умение чётко выражать свои мысли и убеждать. 9. Уважительное отношение к людям вне зависимости от их полномочий. 10. Способность быстро восстанавливать физические и душевные силы и критически оценивать свою деятельность и др. Каждый руководитель – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Различают два кардинально противоположных стиля руководства. Автократичный лидер авторитарен, обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям. Автократ централизует в максимальной степени полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений, оказывает психологическое давление. Либеральный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые аппелируют к потребностям высокого уровня своих подчиненных, не навязывает свою волю, позволяет определять свои цели в соответствии с целями, которые он сформулировал для организации или подразделения, старается сделать обязанности подчиненных более привлекательными. Он устремлен к тому, чтобы починенные имели внутренний мотив и настрой на хорошую работу, вникали в проблемы организации для лучшего их разрешения. В методике авторов Р.Блейка и Д.Мутон «Решетка менеджмента» представлены вероятные стили управления организацией и ее персоналом. Согласно этой методике каждый менеджер должен знать свое положение на этой решетке, что поможет иметь правильную ориентировку, четче определить цели, повысить свою квалификацию. Р.Блейк и Дж.Мутон пришли к выводу, что любой результат достигается в «силовом поле» между производством и человеком. Первая «силовая линия» ведет к максимальному объему производства, выражающемуся в разнообразных формах товаров и услуг. Постоянные цели - максимальный объем прибыли, снижение издержек производства. Стремление достичь этого любой ценой влечет за собой негативные последствия. Вторая «силовая линия» направлена на человека, она нацелена на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его потребностям и желаниям. Вторая цель – хорошее самочувствие и удовлетворенность работой. Между этими «силовыми линиями» есть определенное противоречие, в котором и расположено поле решетки, имеющей 9 градаций. Это позволяет определить пять характерных типов (стилей) поведения руководителей (рисунок 9): производство
люди Рисунок 9 – Решетка менеджмента 9.1. – обозначает стиль управления без остатка ориентированный на производство и уделяющий минимальное внимание конкретным людям. Это жесткий курс администратора. У руководителя большую часть времени поглощают функции надзора, а исполнители под любым предлогом стараются уйти из-под постоянного давления. 1.9. – этот стиль во главу угла ставит человеческие отношения, производительность оказывается на втором плане. Превалирует мнение, что и на предприятии надо оставаться человеком: поделиться своими радостями и горестями, а дело как бы должно решаться само собой. Сотрудники сами понимают, что такой руководитель оказывается неподходящим. 5.5. - управляющий такого типа стремиться к надежному среднему уровню. Их девиз «Не хватать звезд с неба», им свойственен компромисс. Результаты такого управления получаются половинные, т.е. большого успеха ждать не следует. 1.1. – в левый нижний угол решетки следует поместить тех, кто ни к чему не стремиться – ни к производственным результатам, ни к установлению гуманных условий производства. Возможно ли, чтобы такие люди занимали руководящие посты? 9.9. – наивысшие результаты при максимальном учете потребностей людей. Р. Блейк и Дж. Мутон считают, что нужно стремиться к такому стилю управления. А ключ к этому в мотивации, основанной на реальных человеческих потребностях, целях, совместно установленных с сотрудниками, создании условий работы, позволяющих им наилучшим способом использовать свои возможности. Этот стиль состоит в умении так построить работу, чтобы сотрудники видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. На основе своей «решетки» Р. Блейк и Д. Мутон сформулировали концепцию обучения управляющих, приближавшую их к идеальной линии поведения при управлении. Суть в том, чтобы постоянно анализировать собственный стиль управления и сравнивать его с идеальной линией поведения. Концепция обучения весьма эффективна, т.к. предполагает работу в малых группах в виде семинара, дискуссии, открытого критического обсуждения и т.д., где открывается истинное лицо каждого участника. Человек, стремящийся повысить уровень своего руководства, корректирует свою линию поведения и использует полученные знания и навыки в своей повседневной работе. С целью повышения уровня эффективности руководства необходимо также и опираться на опыт известных менеджеров. Руководитель службы маркетинга известнейшей корпорации «IBM» Дж. Роджерс приводит следующие рекомендации: 1. Ответственность и подотчетность. Эффективный руководитель делегирует полномочия своим подчиненным, предоставляя свободу принятия решений, и требует отчета о результатах. 2. Реализация чужих решений. Хороший менеджер выполняет решения своих вышестоящих руководителей так, как если бы это были его собственные решения. Слабый менеджер формирует у сотрудников отношение противопоставления типа «мы и они». 3. Установление приоритетов. Умение устанавливать первоочередность выполнения дел действительно необходимых в данной ситуации. Менеджер вплотную может заниматься не более, чем 5 вопросами. 4. Заражать энергией. Энтузиазм, имеющий реальную основу, при выполнении любой работы заразит всех сотрудников. 5. Быть честным и надежным. 6. Настрой на успех. Вера в успех передается подчиненным, а через них клиентам, которых они обслуживают. 7. Сохранять равновесие. Если вы хотите прилично зарабатывать, вы должны и работать соответственно. Но если работа вытесняет все остальное (отдых, домашние дела и т.д.), то необходимо пересмотреть свой образ жизни. 8. Спрашивать совета. Не только самому советовать, но и смело обращаться за советом к другим людям, даже если это ваши подчиненные. Не надо бояться окружать себя самыми лучшими кадрами. Боязнь брать на работу способных людей свидетельствует о слабости руководителя. 9. Хвалить на людях, критиковать с глазу на глаз. 10. Умение предвидеть. Умение предвидеть ход особых событий и способность выработать соответствующую стратегию является одним из наиболее труднодостижимых и в то же время необходимых качеств хорошего руководителя. Обладая необходимыми качествами и способностями, применяя в совокупности перечисленные требования, используя рациональный стиль управления, менеджер будет эффективным и приведет к эффективности организацию.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |