Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности речи учителя




III.Обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися.

II.Обеспечение эффективной учебной деятельности школьников.

Педагогическая речь должна прежде всего обеспечивать эффективное учебное слушание учащихся на уроке. Ведь, воспринимая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операций (конкретизирует в наглядных образах информацию, соотносит ее с имеющимися знаниями, осмысливает, запоминает, следит за логикой изложения материала учителем).

Это сложная работа слушающего и надо ее учитывать, продумывая и содержание речи и ее темп, ритм, логику, доступность.

При нарушении учителем оптимального темпа речи у школьников наблюдается резкая неполнота и неточность воспринятой информации. Если при среднем темпе речи учителя ученики при воспроизведении услышанного вводят 14% произвольной информации, то при быстром темпе – 42,8 %, а при замедленном –70 %. Объясняется это тем, что школьники не в состоянии качественно воспринимать речь учителя, произнесенную в темпе, отличающимся от темпа их умственной деятельности.

Аналогична значимость логических ударений в речи учителя. Неправильная расстановка логических ударений, перегруженность ими учебной информации, излагаемой учителем, приводит к тому, что 39% учащихся информацию не воспринимают, 11% воспринимают лишь часть, 47% воспринимают только начало.

Учеников утомляет назидательность, чрезмерная громкость, однообразие интонационного рисунка речи учителя (исследование З.Г. Зайцевой).

На эффективность познавательной деятельности влияет стиль коммуникативного поведения. Наличие в речи учителя неоправданных ограничений, запретов, сопровождаемых интонациями недовольства и раздраженности (типичные «учительские» выражения со словами «помолчи», «перестань», «сядь», «прекрати», «закрой») перебивы ответов учеников оценочными репликами уничижительного характера («как всегда ничего не знаешь», «куда смотрят твои горе-родители», «куда уж тебе это понять» и др.) приводит не только к разрушению взаимоотношений между учителем и учащихся, но и к снижению умственной активности учеников.

Коммуникативное поведение учителя, основанное на его корректности, требовательности к себе и ученикам стимулирует познавательный интерес.

 

Можно сказать, что это ведущая функция. Она призвана помочь в достижении взаимодействия, сотрудничества между учителем и учениками. Характер чисто человеческих отношений между учителем и учениками в значительной мере определяет педагогический успех.

1).Речь учителя – речь публичная – направлена. Обращена к ученикам.

Слово учителя – имеет точный адрес – она рассчитана на смысловое восприятие и понимание учащихся.

Учитель – должен предвидеть возможную реакцию на свою речь (от разного уровня учащихся).

Направленность речи учителя – зависит от собственного отношения к тому. О чем говорит. (Искренность его слов – самовыражение, «самораскрытие»…)

2).Речь учителя – воспринимается учащимися по 2-м каналам: звуковому, визуальному. Визуальный канал дает ученикам информацию о самочувствии учителя, его желании или нежелании общаться с ними.

3).Устная речь учителя – чаще всего импровизированная (без непосредственной опоры на текст учебника, конспект).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.