Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономическая сущность финансов, их признаки




Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Финансовый контроль в экономике России приобретает важное значение в интересах:

· граждан, которые получают государственную (как правило, финансовую) поддержку;

· предпринимателей, которые заинтересованы в эффективной деятельности;

· государственных естественных монополистов, которые заинтересованы в осуществлении действенного финансового контроля, поскольку испытывают большие трудности ввиду неплатежей потребителей за поставляемые ими продукцию или услуги.

Финансовый контроль - это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений.

Финансовый контроль - это стоимостной контроль, поэтому ос осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения фондов.

Сущность финансового контроля в конечном счете сводится к:

· обеспечению выполнения всеми хозяйствующими субъектами и их финансовыми посредниками законодательно-правовых норм, установленных органами власти в соответствии с действующим законодательством;

· выявлению возможных нарушений, предотвращению их или принятию мер по применению предусмотренных законом санкций;

· разработке предложений по совершенствованию законодательной и другой нормативно-правовой базы с целью устойчивого функционирования финансовой системы.

Финансовый контроль служит формой реализации функций финансов, он призван обеспечить интересы и права как государства, так и других экономических субъектов.

Контрольная функция финансов является объективной основой финансового контроля, содействующей сбалансированности между потребностью и наличием финансовых ресурсов.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

Предметом финансового контроля выступают такие стоимостные финансовые показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

Задачи финансового контроля:

· содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размером денежных фондов;

· обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом;

· выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов;

· содействие рациональному расходованию материальных и денежных ресурсов на предприятиях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

· обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативно-правовых актов…

При формировании системы финансового контроля соблюдаются выработанные мировой практикой принципы, без следования которым результативность финансового контроля невозможна.

Принципы финансового контроля:

· законность означает, что содержание контроля определяется на основе законодательных и других документов, посредством которых осуществляется правовое регулирование финансовых, денежных, валютных, кредитных отношений, банковской деятельности;

· объективность предполагает, что финансовый контроль строится строго на фактической и документальной основе, имеет дело с отчетными данными о финансовой деятельности объекта контроля, составленными и утвержденными в установленном порядке, оценивает их всесторонне и беспристрастно.

Важным условием объективности выступает принцип двух подписей под документом о результатах проверки - проверяющей и проверяемой сторон;

· независимость гарантируется Конституцией и соответствующими законами. Данный принцип обеспечивается тем, что контролирующий орган комплектуется на довольно длительный срок т.о., что контролируемые объекты не могут влиять на его состав, а те, кто поручил проведение проверки - на ее возможные результаты. Контролирующий орган получает их государственного бюджета финансовые средства, необходимые и достаточные для выполнения возложенных на него задач;

· разграничение функций и полномочий между различными органами ФК, т.к. функции финансового контроля выполняют обычно несколько органов, важно, чтобы они в своей деятельности не дублировали друг друга и не загружали проверками одни и те же объекты;

· подотчетность органов ФК создающим их органам власти или собственникам, т.е. в каждой ветви власти создаются свои органы финансового контроля;

· гласность состоит в том, что результаты финансового контроля должны быть общедоступными, публиковаться в открытой печати (кроме частных средств, охраняемых коммерческой тайной).

Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

Финансовый контроль можно классифицировать по 5 признакам: по субъектам, форме, времени, методам, сферам проведения.

 

Финансовый контроль
По субъектам
По форме
По времени
По методам
По сферам
общегосударственный
ведомственный
внутрихозяйственный
аудиторский
общественный
обязательный (внешний)
инициативный (внутренний)
предварительный
текущий
последующий
проверка
обследование
надзор
эконом.анализ
набдюдение
ревизия
бюджетный
за ВБФ
налоговый
страховой
валютный
кредитный
инвестицион-й
за ден. массой

 

 


По субъектам, осуществляющим ФК:

· общегосударственный контроль осуществляются с целью обеспечения интересов государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств.

Проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, МинФином РФ и другие);

· ведомственный контроль осуществляется КРУ, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

· внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций.

Объект контроля - хозяйственная и финансовая деятельность;

· общественный контроль осуществляется неправительственными органами.

Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;

· независимый контроль проводится специальными органами, аудиторскими фирмами.

По форме проведения ФК:

· обязательный (внешний) контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется в соответствии с законодательством внешними независимыми контролерами (налоговые проверки, контроль за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательные аудиторское подтверждение данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятия и т.п.);

· инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, является частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

По времени проведения ФК:

· предварительный контроль осуществляется до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения нарушений.

Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. На макроуровне - процесс составления и утверждения бюджетов и финансовых планов ВБФ и др.

На микроуровне - процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов и т.д.;

· текущий (оперативный) контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д.

Он предупреждает возможные злоупотребление при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов;

· последующий проводится путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой отчетности по окончании отчетного периода.

Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и оценки эффективности осуществления финансовой стратегии, связан с предварительным контролем.

По методам проведения ФК:

· проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов.

В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению;

· обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, анкетирование;

· надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховой, инвестиционной, банковской и т.д.

Он предполагает контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии. Например, ЦБ РФ за деятельностью коммерческих банков; Департамент страхового надзора - за страховыми фирмами);

· экономический анализ как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования;

· наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента: неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды;

· ревизия - наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершения хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухучета и отчетности для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

 

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

Это в первую очередь разработка, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций

Контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает:

· сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи;

· соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов;

· соблюдение установленных Правительством РФ правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности;

· организацию денежного обращения и РЦБ, прохождение государственных средств в этой сфере;

· проверка исполнения международных финансовых обязательств и состояние государственного внутреннего и внешнего долга;

· проведение финансовых экспертиз проектов законодательных и иных нормативных актов, влияющих на формирование и использование государственных фондов.

По результатам государственного финансового контроля принимаются меры к обеспечению возврата незаконно использованных средств и поступление доходов от их использования в бюджет.

Объектами государственного ФК выступают юридические и физические лица, которые получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций действие государственного финансового контроля распространяется в части, связанной с:

· получением государственных средств;

· перечислением государственных средств;

· использованием государственных средств;

· управлением государственными средствами.

Государственный ФК проводится органами законодательной (представительной) и исполнительной власти РФ.

Органы финансового контроля на федеральном уровне:

· Парламент РФ при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и отчета об его исполнении;

· Счетная палата является органом Совета Федерации и Государственной Думы. Ее деятельность направлена на все субъекты хозяйствования (независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности) и органы местного самоуправления, общественные организации (если они оперируют функциями федерального бюджета, имеют налоговые и таможенные льготы);

· Министерство финансов РФ осуществляет возложенные на него задачи контроля в ходе исполнения бюджета и расходования государственных средств;

· Контрольно-ревизионное управление (КРУ) проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использующих средства из федерального бюджета, контролирует фактическое наличие денежных средств и ТМЦ в бюджетных учреждениях, осуществляет встречные проверки организаций, разрабатывает предложения по результатам ревизий и контролирует их выполнение и т.д.;

· Федеральное Казначейство (в составе Министерства финансов РФ) осуществляет государственный ФК за соблюдением действующего федерального законодательства в части исполнения бюджета РФ и бюджета внебюджетных фондов;

· Государственные налоговая служба (в составе Министерства финансов РФ) осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства; систематизацией учета и отчетности; за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке;

· Таможенные органы (в составе Министерства финансов)осуществляют контроль за перемещением товаров через таможенную границу;

· ЦБ РФ, Министерство госимущества, Министерство по антимонопольной политике и т.д.

 

 

В условиях рыночной экономики повышается роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контрольных органов.

Широкое развитие горизонтальных хозяйственных связей, в т.ч. и на международном уровне, коммерческих структур в банковском и страховом деле обусловливают значительное повышение требований к объективности и обоснованности оценки финансового состояния как самого хозяйствующего субъекта, так и его контрагентов.

Одной из предпосылок решения этой задачи выступает функционирование института аудиторов.

Аудиторская деятельность как вид финансового контроля представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой отчетности), платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг (постановку и ведение бухучета, составление бух. отчетности, анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности, обучение работников бух. служб и консультирование в вопросах законодательства).

Аудиторской деятельностью имеют право заниматься:

· физические лица (аудиторы);

· юридические лица (аудиторские фирмы) независимо от формы собственности.

Ограничениями является то, что:

· аудиторская фирма не может быть ОАО;

· аудиторская фирма не занимается какой-либо предпринимательской деятельностью (кроме аудиторской и связанной с ней деятельностью).

Для осуществления аудиторской деятельности гражданин должен:

· получить в установленном порядке аттестат;

· после этого он может оказывать услуги либо в составе аудиторской фирмы (заключив с ней трудовое соглашение), либо самостоятельно (в качестве индивидуального предпринимателя);

· для начала предпринимательской деятельности необходимо получить лицензию;

· затем их включают в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Задачи аудиторского контроля:

· установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативным актам в РФ;

· проверка платежно-расчетной дисциплины;

· проверка налоговых деклараций и других финансовых обязательств и т.д.

Выделяют внутрихозяйственный и внешний аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный (инициативный) осуществляется по решению экономического субъекта внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмой, так и на уровне филиалов.

Он направлен на повышение эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации прибыли и рентабельности.

Задачи внутрихозяйственного аудиторского контроля:

· проверка соблюдения принципов и правил бух. учета при подготовке ежегодной отчетности;

· консультирование руководства фирмы по вопросам финансовой стратегии предприятия;

· выявление резервов экономии ликвидных средств;

· определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы и т.п.

Внешний (обязательный) проводится в случаях, прямо установленных законодательством или по поручению органов власти, которым предоставлено такое право.

Обязательной проверке подлежат:

ОАО;

банковские и кредитные учреждения;

страховые организации;

товарные и фондовые биржи;

инвестиционные институты;

внебюджетные и благотворительные фонды;

предприятия, имеющие в уставном капитале долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Его выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с налоговыми и другими органами, банками, иностранными партнерами, акционерами.

Задачами внешнего аудиторского контроля являются:

· установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов;

· разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков;

· разработка мероприятий по улучшению результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Для достижения поставленных задач аудиторские фирмы используют различные приемы, способы, методы проведения контроля.

Методы аудиторского контроля:

· финансовые экспертизы;

· проверки и ревизии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности;

· контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению;

· консультирование по вопросам организации учета, составления отчетности и т.д.

Все аудиторские услуги платные.

Отношения аудиторской фирмы с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов, то оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации, а при несостоятельности - за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации.

Этапы аудиторской проверки:

· начальный (подготовительный) этап - включает действия аудитора, обеспечивающие достоверность и эффективность анализа: подбор и систематизацию необходимых материалов, проверку сопоставимости и взаимной связи различных показателей отчетности.

· расчетно-аналитический этап - включает выполнение большого количества различных аналитических расчетов.

· заключительный этап - сводится к обобщению результатов и формулирование экспертно-аудиторской оценки.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности, результаты аудиторской проверки оформляются в виде заключения аудитора.

Заключение аудитора - это документ имеет юридическую силу для всех физических и юридических лиц, государственных и судебных органов.

Различают четыре варианта заключения:

· заключение без замечаний - аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;

· заключение с замечаниями (оговорками) свидетельствует об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе;

· отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представление о реальном состоянии финансов;

· заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.

 

Финансы – это совокупность денежных отношений организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, политических и социальных задач. Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений. Это экономический инструмент. К финансовым отношениям определяющим содержание финансов как экономическую категорию принято относить отношения:

1. между предприятием и государством по уплате платежей в бюджет

2. между государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджетные и внебюджетные фонды

3. между предприятием и вышестоящей организацией при создании централизации денежных средств и резервов

4. между предприятием и внебюджетными фондами при внесении страховых взносов в эти фонды

5. между предприятиями и банками при получении кредита, хранении денежных средств на счетах

6. между предприятием и органами страхования при уплате страховых взносов и возмещении при наступлении страховой ситуации.

7. между предприятием и работниками занятыми на данном предприятии (зарплата).

Финансовые отношения охватывают ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием денежных средств. К финансам не относятся денежные средства, которые обеспечивают личное потребление и обмен.

Характерными признаками финансов являются:

1. распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме

2. односторонний характер движения денежных средств

3. создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

4. финансы носят денежный характер.

2. Этапы развития финансов, основные концепции финансов.

 

Основное развитие финансы получили в XVв. В России первоначальный самостоятельный курс финансов появился в 1904 г. с изданием работы Озерова «Создание финансовой науки».

Выделяют следующие предпосылки развития финансов:

1. существенное ограничение власти монархов в результате первых буржуазных революций. Монархические режимы сохранились, но главы государств уже не могли единолично пользоваться и распоряжаться казной. Она стала общегосударственным фондом денежных средств (бюджетом).

2. Формирование госбюджета стало носить регулярный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом структурой и законодательным закреплением.

3. Налоги стали взиматься преимущественно в денежной форме. Если ранее государственные доходы формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей, то к концу XIX- началу XXвв.на долю денежных налогов приходилось уже 80- 90% всех доходов бюджета. На этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным в полной мере распределение созданного продукта в стоимостном выражении.

Выделяют два этапа развития финансов:

1. Неразвитая форма финансов. Ему был присущ не производственный характер, узость финансовой системы т.к. она состоит из одного звена (бюджетного). Количество финансовых отношений было ограниченно.

2. Обусловлен многозвенностью финансовой системы, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений.

В настоящее время финансы находятся на данном этапе развития.

Основные концепции финансов:

1. Распределительная концепция:

1. 1. То, что относится к финансам всегда денежные отношения

1.2. Финансы могут возникать только на стадии распределения, поскольку эта стадия отличается от всех остальных тем, что здесь происходит одностороннее движение денежной формы стоимости, обособление её от своего натурально-вещественного воплощения

1.3. Денежные доходы, накопления и отчисления, принимающие форму финансовых ресурсов, образование и использование денежных фондов целевого назначения

2. Воспроизводственная концепция:

2.1. Финансы – категория не одной стадии, а всего воспроизводственного процесса.

2.2. Финансы здесь возникают при наделении производственными фондами вновь создаваемых предприятий.

2.3. Финансовые отношения проявляются в виде выделения из стоимости доходов госбюджета средств оплаты труда, амортизационные отчисления и т.д.

2.4. Финансы обеспечивают потребности воспроизводства благодаря накоплению денежных средств в виде фондов целевого назначения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.