Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природопользования




Охотничье хозяйство принадлежит к числу стариннейших и традиционных для России форм природопользования. Торговля "мягкой рухлядью" в 17-ом веке давала до четверти доходов государства от экспорта. Доля пушнины во внешнеторговом обороте составляла заметную долю вплоть до середины прошлого столетия. Занятие промысловой охотой давало основные доходы значительной части населения отдаленных районов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока и составляло ядро местных экономических комплексов. Любительская охота имела и имеет миллионы горячих приверженцев и играет важную социальную и природоохранную роль. И в то же время постоянная недооценка значения и перспектив охотничьего хозяйства в стране препятствовала полному использованию большого биологического и экономического потенциала отрасли. Вследствие этого еще 20-30 лет назад Россия утратила положение "ведущей пушной державы мира", уступив его Северной Америке. По количеству же добываемой крупной и мелкой дичи мы давно уже находимся позади многих стран. События последних лет усложнили положение отрасли. Резко возросло браконьерство, особенно на диких копытных животных. В поисках выхода из финансового кризиса государственные охотничьи организации необоснованно добились введения платной охоты практически на все виды зверей и птиц, расширили перечень платных лицензионных видов.

С официальных позиций "охота - вид пользования животным миром, в процессе которого осуществляется выслеживание, преследование с целью добывания и само добывание диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы". Охотничье хозяйство определяется (весьма громоздко) как "вид хозяйственной (предпринимательской) деятельности в сфере материального производства и услуг, связанной с использованием охотничьих животных и среды их обитания для обеспечения потребностей общества в пищевых продуктах, промышленном и лекарственно-техническом сырье, изделиях и рекреации".

Эти извлечения из проекта федерального закона об охоте и охотничьем хозяйстве (обсуждение которого длится уже около десяти лет) дают представление о характере будущего документа и о взглядах законодателей на охотничье дело.

Мы предлагаем более "экологизированную" дефиницию, представляющую охоту в системе отраслей природопользования: охотничье хозяйство - отрасль биологического природопользования, занятая эксплуатацией, охраной и воспроизводством биомассы зверей и птиц, объектов охоты.

Ресурсная основа охотничьего хозяйства - биомасса охотничьих животных, ее прирост. Дополнительная основа - биомасса, прирост биомассы видов растений и животных, являющихся объектами комплексного промыслового хозяйства.

Каких млекопитающих и птиц считать объектами охоты? Были разработаны определенные критерии и на их основе проведена ревизия перечней животных, по традиции относившихся к охотничьим. Из их числа исключены виды, занесенные в Красные книги и не имеющие шансов восстановления численности до промысловой (например, амурский тигр и дальневосточный барс), виды, имеющие достаточно высокую численность, но не могущие служить объектами охоты по этическим соображениям (журавли и лебеди), виды, имеющие низкую товарную ценность (сеноставки, сони) и т.д. Получены следующие результаты.

Млекопитающие. В мире насчитывается около 4050 видов, в б. СССР - около 360, в современной России - 245-250. Прежде к числу объектов охоты относили 70-110 видов, после ревизии в перечне осталось 60 видов.

Птицы. Мир - 8600 видов, б. СССР - 765 (в т.ч. 675 гнездящихся), Россия - 620. После ревизии в списке охотничьих оставлены 70 видов против 160-165 прежних (Дежкин, 1975 и др.). Эти поправки учтены при утверждении официальных перечней охотничьих животных России.

Охотничья статистика России находится в неудовлетворительном состоянии и с каждым годом становится все менее точной. По весьма приблизительным сведением, содержащимся в Государственном докладе за 2000 год, численность некоторых видов охотничьих животных составляли (в тыс. гол.):благородный олень – 167,3, лось – 610,5, северный олень 1233,0, кабан – 169,9, косуля – 623,8, пятнистый олень – 15,0, сайгак – 25,0. Кроме того учтено 1120,9 тыс. соболей, 189,4 тыс. лесных и каменных куниц, 63,1 тыс. выдр, 276,6 тыс. бобров, 472,0 тыс. лисиц, 42,9 тыс. волков, 123,9 тыс. бурых медведей, 27,3 тыс. рысей и др. Численность некоторых охотничьих птиц характеризуется следующими цифрами (тыс. особей): глухарь – 4505,0, рябчик – 27379,3, тетерев - 9620,6, 4980,3, куропатка серая - 2992,8, фазан - 112,6.(два последних вида по состоянию на 1997 год).

Добыча охотничьих животных (данные 1997 года, в тыс. голов): лось – 22,0, северный олень – 27,3, кабан – 9,3, косуля – 21,4.По оценочным данным в это году было добыто 6-8 млн. особей водоплавающей дичи и 4-5 млн. особей боровой дичи. Эти показатели не учитывают браконьерскую добычу, подчас весьма значительную, но все равно, по сравнению со многими странами, они очень низки.

В странах Скандинавии и в Финляндии, например, в 80-х годах ежегодная добыча лося доходила до 182 тыс. голов (в России, официально, почти в три раза меньше). Крошечная Австрия имела поголовье косули в 800 тыс. особей и добывала свыше 100 тыс. голов. И т.д. Эти данные приводятся не только для того, чтобы показать незавидное состояние охотничьих ресурсов в России, но и обратить внимание на огромный биологический потенциал этой отрасли. При полном использовании емкости угодий и грамотном ведении охотничьего хозяйства поголовье и изъятие некоторых видов охотничьих животных могли бы у нас увеличиться во много раз.

В настоящее время состояние популяций большинства пушных видов относительно стабильное. Возникли и растут очаги перепромысла соболя, бобра, ондатры. Чрезвычайно усилился браконьерский пресс на популяции копытных животных - лося, косули, оленей. Популяции обитателей открытых сельскохозяйственных ландшафтов - зайца-русака, серой куропатки, перепела и других видов, освобождаясь от пресса интенсивного хозяйства, заметно пошли вверх. Этому способствуют в первую очередь появление обширных залежей и резкое уменьшение применения ядохимикатов.

В начале 80-х гг., на основе анализа огромнейшей литературы, были поведены некоторые итоги ведения охотничьего хозяйства в мире (Дежкин,1983). Установлено, что ежегодно добывается около 6,6 млн. голов диких копытных животных общей массой 230 тыс. т, 67,1 млн. прочих млекопитающих с массой 99 тыс. т, 217,2 млн. особей пернатой дичи с массой 105,4 тыс. т и пушных зверей на сумму 585 млн. руб. Общая стоимость натуральной охотничьей продукции составляла в ценах 80-х годов минимум 1,7 млрд. руб., без учета стоимости сопутствующей продукции и услуг. Рассматривая эти цифры, следует иметь в виду, что они характеризуют лишь часть охотничьей продукции, поскольку по многим странам соответствующая статистика не ведется. С учетом инфляции, стоимость современной продукции охоты в мире составляет десятки и сотни миллиардов рублей.

Анализ состояния охоты в мире подтвердил вывод о том, что индустриальное развитие страны не является препятствием для существования и даже процветания охотничьего хозяйства. Наиболее важные в охотничьем деле страны - США, Канада, Германия, Франция Швеция и другие - имеют интенсивное сельское хозяйство и развитую промышленность. Состояние живой природы зависит от общего уровня природопользования и культуры населения.

Особенностью охотничьего хозяйства России можно считать сохраняющееся до сих пор деление на два направления: промысловое и любительское. Промысловая охота служит постоянной или временной профессией и дает источники существования, заработки. Она в значительной мере имеет товарный характер. Для промысловой отрасли характерно широкое комплексирование, когда, наряду с собственно охотничьей продукцией (пушные шкурки, кожевенное сырье, мясо дичи и др.), заготавливаются грибы, орехи, дикорастущие ягоды, лекарственно-техническое сырье, рыба, производятся шкурки клеточных пушных зверей, сельхозпродукция, ведется переработка получаемого сырья. Этот промысловый комплекс служил основой работы промысловых охотничьих хозяйств - коопзверопромхозов, госпромхозов, северных колхозов и совхозов. Для управления ими в разных ведомствах в разное время имелись специализированные структуры - Всесоюзное объединение "Заготживсырье" министерства Заготовок, Главкоопживсырье и Центркооппушнина потребительской кооперации, республиканские заготовительные управления, тресты коопзверопромхозов, управления госпромхозов и другие. В настоящее время, в связи с глубокими социальными и экономическими переменами, промысловый комплекс разрушился; прежние организационные формы еще не нашли полной и адекватной замены новыми, адаптированными к условиям рынка. Проблемой стали даже сдача добытой ценной пушнины, своевременное и полноценное снабжение охотников орудиями лова.

Следует заметить, что охотничье-промысловое хозяйство являло собой пример комплексной, интегрированной формы природопользования. Непонимание этого со стороны государства, искусственные ограничения экономической деятельности, ее необоснованное планирование, плохое материально-техническое обеспечение не позволили отрасли реализовать свой колоссальный потенциал, сохранить в голы перестройки хозяйственный уклад обширных промысловых районов России (Дежкин, 1999; 2000).

Любительское направление имеет принципиально иной характер, нежели промысловое. Его задача - создать миллионам охотников-любителей наилучшие условия для удовлетворения охотничьей страсти. Конечно, это невозможно сделать, игнорируя экономическую сторону проблемы, не заботясь о самоокупаемости любительских охотничьих хозяйств. Но в данном случае экономика - не самоцель, а средство. Кстати, обеспечение любительской охоты всем необходимым позволяет экономике США получать ежегодно свыше 20 млрд. долларов., из которых более 3-х миллиардов отчисляются государству в виде штатных и федерального налогов (Дежкин и Кузнецов, 1998).

С 50-х гг. минувшего столетия любительская охота в России развивалась и направлялась преимущественно Росохотрыболовсоюзом, республиканским добровольным обществом охотников и рыболовов. В пору расцвета оно объединяло около 3 млн. членов и владело 250 млн. га охотничьих угодий (в значительной мере формально, в границах т.н. приписных охотничьих хозяйств). Росохотрыболовсоюз сделал много полезного для существования и развития любительской охоты в стране. Однако, в новых социально-экономических условиях он оказался в труднейшем положении и еще не нашел адекватных форм деятельности. Появляются другие, конкурирующие охотпользователи.

Основой ведения охотничьего хозяйства является обоснованный расчет объемов изъятия животных, обеспечивающий самовосстановление популяций. Проводится он на популяционной основе и может рассматриваться как управление популяциями. Основные элементы управления (Дежкин, 1990):

- Определение границ размещения популяции;

- Установление размеров и структуры эксплуатируемой популяции;

- Расчет емкости угодий, занимаемых популяцией;

- Установление оптимальной и хозяйственно допустимой плотности населения животных;

- Выявление и измерение основных факторов среды, влияющих на емкость угодий и численность (плотность населения) вида в данных условиях;

- Расчет динамических нормативов изъятия, уточнение качественных параметров добычи;

- Определение оптимальных сроков добычи в данном сезоне;

- Коррективы в технологии добычи;

- Обоснование системы и методов охранных и воспроизводственных мероприятий и их реализация;

- Обоснование и применение оптимальных организационно-экономических форм эксплуатации популяции.

Применение данной схемы требует хорошего знания специальных методик. Она, с некоторыми корективами, пригодна и для целей рыбного хозяйства.

Ведение современного охотничьего хозяйства, особенно - любительского, немыслимо без использования богатого арсенала биотехнических мероприятий. Под охотхозяйственной биотехнией мы понимаем систему специальных мер по сохранению, восстановлению и повышению биологической продуктивности охотничьих угодий. Это - подкормка охотничьих животных, их спасение в трудные периоды, регулирование численности хищников и конкурентов, борьба с болезнями, селекция, расселение и т.д. В б. СССР расселены сотни тысяч охотничьих зверей и птиц, спасены от исчезновения популяции соболя и бобра, введены в фауну страны новые виды, в т.ч. ондатра и т.д. Акклиматизационные мероприятия проводились иногда с большими ошибками и наносили ущерб. Закон РФ о животном мире от 1995 года ужесточает требования к их проведению.

Охотничьи животные - важные компоненты видового разнообразия, они оказывают серьезное влияние на состояние второй компоненты биоразнообразия - экологических систем. Добывая охотничьих животных и осуществляя биотехнические мероприятия, охотники оказывают не только прямое воздействие на видовой состав, структуру и численность, распределение различных зверей и птиц, но и на характер и масштабы их воздействия на экосистемы. Об этом необходимо помнить, планируя добычу и воспроизводственные мероприятия.

Некоторые последствия жизнедеятельности охотничьих животных имеют ярко выраженный эколого-экономический характер. Это:

- Трансформация первичной продукции биотопов (трав, веток и коры деревьев, кустарников и кустарничков, плодов растений, ягеля и др.) в мясо и шкуры растительноядных млекопитающих, в мясо птиц.

- Трансформация мышевидных, птиц, рыбы, насекомых, плодов растений и др. кормов в шкурки плотоядных пушных зверей, в тушки некоторых видов птиц.

Большая часть растительных и животных кормов, потребляемых охотничьими животными, не имеет хозяйственного значения и не может быть прямо использована человеком.

В целом же для охотничьего хозяйства, как и для иных отраслей природопользования, характерно изъятие и перенос большой биомассы, воздействие на биологический круговорот вещества и энергии в биосфере. Оно влияет на биомассу, состав, численность, размещение охотничьих животных, структуру и функции экосистем, членами которых они являются. Существенно изменяет баланс между хищниками и растительноядными животными, между последними и лесными ассоциациями и т.д. Акклиматизация, переселение охотничьих животных ведет к усложнению и изменению трофических цепочек, усложнению экосистем, разносу возбудителей болезней, изменению биологической продуктивности природных сообществ. При нарушении принципов неистощительного природопользования происходит истребление некоторых видов животных, оскудение видового разнообразия.

Основные пути и методы экологической оптимизации охотничьего хозяйства:

- Объективная эколого-экономическая оценка ресурсов охотничьего хозяйства, использование современных эколого-экономических механизмов для организации его деятельности;

- Строгое следование принципам неистощительного природопользования, сохранение и увеличение биоразнообразия;

- Ориентация на научно обоснованное управление популяциями охотничьих животных;

- Гармоничное взаимодействие с другими отраслями биологического природопользования на основе принципов и методов комплексного (интегрированного) природопользования;

- Постоянный учет интересов живой природы, в т.ч. охотничьих животных, в производственной, хозяйственной деятельности;

- Коренное улучшение охраны охотничьих ресурсов с использованием современных технических возможностей, ужесточение охотничьего законодательства..

 

Лекция 15. Рекреационный комплекс

Многие люди всегда стремились к отдыху на свежем воздухе, в общении с живой природой. При этом места отдыха могли находиться далеко от дома, т.е. отдых был связан с путешествиями. Чем сильнее развивалась т.н. "техническая цивилизация", чем сильнее человек преобразовывал Землю, тем распространеннее и глубже становилось это стремление. На наших глазах возникла новая форма природопользования - рекреация.

Н.Ф. Реймерс в своем словаре-справочнике "Природопользование" (1990) приводит несколько дефиниций, относящихся к этой, относительно новой, форме. Согласно этому ученому, рекреация - восстановление здоровья и возможностей работы путем отдыха вне жилища - на лоне природы или во время туристических поездок, связанных с посещением интересных для обозрения мест, в т.ч. национальных парков, архитектурных и природных памятников-музеев и т.д. Рекреационное природопользование в России состоит из двух основных ветвей: собственно отдых, называемый еще стационарным, и туризм, маршрутный отдых.

Туризм есть совокупность отношений и явлений, возникающих в результате путешествия и пребывания вне своего постоянного места жительства, если пребывание не превращается в продолжительное проживание или временное занятие ради заработка. Туризм может быть спортивным, с элементами различных видов спорта (велосипедного, байдарочного и др.) и экскурсионным. Принято также подразделение туризма на внутренний и - чрезвычайно важный, развивающийся - международный.

Туризм, как и любая отрасль природопользования, требует обеспеченности специфическими ресурсами, в данном случае - рекреационными. Под ними понимают часть природных и культурных ресурсов, обеспечивающих отдых как средство восстановления и поддержания здоровья и трудоспособности. Природные рекреационные ресурсы по оценке 80-х гг. оценивались для России в довольно крупную сумму - 65-85 млрд. руб., что составляло 2% национального богатства страны. Современные оценки экономического потенциала отрасли неизвестны.

Специалисты делят все рекреационные территории на три типа, в зависимости от наличия и структуры свободного времени у отдыхающих:

- территории ежедневного отдыха (городские парки, лесопарки);

- территории еженедельного отдыха, которые можно подразделять на стационарные (дачные поселки) и маршрутные (зеленые зоны, пригородные зоны);

- территории отпускного или каникулярного отдыха, также подразделяемые на стационарные (дома отдыха, санатории, детские лагеря отдыха и прилегающие к ним территории) и на маршрутные (национальные и природные парки, турбазы и закрепленные за ними маршруты и некоторые другие).

Рекреация в России принадлежала к развивающимся отраслям, охватывала все более широкие слои населения, однако в начале 90-х в связи с резким ухудшением экономической и криминальной обстановки в стране произошел ее резкий спад. По данным Государственного доклада, в 1993 году в России функционировали 34 туристических комплекса, 79 туристических гостиниц, около 200 туристических баз, более 200 туристических приютов, несколько сот домов отдыха, баз отдыха, пансионатов. Они обеспечивали отдых 6-7 млн. человек (4-5% населения). Ожидалось, что еще 2-3 млн. туристов будут отдыхать самодеятельно. 8-10 млн. рекреантов - это чрезвычайно низкий показатель для такой большой и богатой рекреационными ресурсами страны, как Россия. В США только через систему национальных парков проходит ежегодно свыше 300 млн. человек, что хорошо характеризует экономические и рекреационные возможности страны.

Влияние рекреации на живую природу зависит от количества отдыхающих в данной местности, т.е. рекреационной нагрузки, и от ее природных особенностей. Основные формы воздействия рекреации: вытаптывание территории, замусоривание, загрязнение водоемов, распугивание диких животных (фактор беспокойства) и их прямое истребление (Чижова, 1998).

Вытаптывание территории наблюдается в пригородных зеленых зонах, по берегам крупных водоемов, на курортах и домах отдыха и в их окрестностях, на торных туристских тропах и туристских стоянках. Происходит уплотнение и иссушение почвы, нарушение ее структуры, снижение воздухо- и влагоемкости, смыв почвы и эрозия (на наклонных участках), выветривание (песчаных грунтов). Это сильно отражается на состоянии фитоценозов. Лесные виды растений постепенно уступают место лесо-луговым, луговым и даже сорным; обнажаются корни деревьев, ослабляется их корневая система, деревья болеют, поражаются вредителями-насекомыми и в конце концов гибнут. Ослабляется способность деревьев к самовозобновлению. Изреживаются и гибнут подрост и подлесок. В первую очередь от вытаптывания страдают хвойные породы - ель и сосна. При относительно благоприятных условиях их замещают осина, береза, ива, ольха, а в крайних случаях - остается утрамбованный, лишенный растительности грунт. Страдает биоразнообразие территории, уменьшается число видов растений и связанных с ними и данным типом ландшафта животных.

Вытаптывание часто усугубляется замусориванием, что характерно для торных туристических троп. По данным В.П.Чижовой (1998), на некоторых камчатских маршрутах за сезон выбрасывается до 25 тыс. консервных банок, образуется около 60 т жидких отходов, загрязняющих территорию или попадающих в водоемы. Загрязнение водоемов является самостоятельной и болезненной проблемой. В воду попадают нефтепродукты, выхлопы лодочных моторов и другая антропогенная грязь. Может наступить эвтрофикация водоемов, их "цветение", с последующим дефицитом кислорода и обеднением водной флоры и фауны.

В местах постоянной концентрации отдыхающих происходит распугивание диких животных, проявляется так называемый "фактор беспокойства", когда специально не преследуемые животные вынуждены мигрировать из-за шума и прочих неудобств, связанных с присутствием людей в их владениях. Нарушается процесс размножения зверей и птиц.

Сбор цветов, в том числе занесенных в Красные книги (запрет обычно не контролируется и нарушение его не наказывается), вызывает селекцию растительного покрова, замену одних видов растений другими. Особенно распространено это явление в окрестностях больших городов. Часто туристы, просто посетители лесов бывают причиной возникновения губительных лесных пожаров, охватывающих в засушливые годы обширные территории. Они влекут за собой гибель и бегство животных, эрозионные процессы, заболачивание территории.

Даже катание на лыжах и санках в окрестностях городов, когда концентрация отдыхающих достигает тысяч человек, способно нанести ущерб природе. Снежный покров уплотняется, изменяется его структура и термоизолирующие свойства, промерзает грунт под снегом. Вследствие этого весной, при сходе снегового покрова, проявляется эрозия, исчезают некоторые виды растений.

Точно также безобидное, на первый взгляд, любительское рыболовство может стать источником больших неприятностей. Имеют место случаи перелова рыбы в изолированных водоемах, истощение рыбных ресурсов. На Иваньковском водохранилище, на границе Московской и Тверской областей, зимой скапливается до 300 тыс. любителей подледного лова рыбы. В воду попадает около 10 т отходов их жизнедеятельности. Она также сильно загрязняется пищевыми подкормками, которые выкладывают рыболовы.

Как констатирует специалист по рекреации В.П. Чижова, в процессе деградации некоторых рекреационных территорий наблюдается конвергенция, т.е. сближение различных исходных биогеоценозов по составу флоры и фауны. Коренные ценозы постепенно заменяются однотипными производными. Они заметно осветляются, травянистый покров приобретает луговой характер. Количество и обилие видов растений в таких ценозах уменьшаются. Имеются региональные особенности уязвимости ландшафтов. Наивысшей устойчивостью характеризуются ландшафты подзоны хвойно-широколиственных лесов, юг Дальнего Востока. Средней и низкой устойчивостью ландшафтов обладают север и юг лесной зоны, лесостепь, крайне низкой - Крайний Север (тундра и лесотундра) и юг России (степи и полупустыни). Эти обстоятельства необходимо учитывать при планировании рекреации.

Самостоятельного рассмотрения заслуживает проблема рекреации на особо охраняемых природных территориях. Заповедное дело нашей страны развивалось таким образом, что преобладающее значение получили заповедники, на территории которых рекреация ныне запрещена (разрешается лишь прокладка ограниченных маршрутов для экологического туризма). Запрет этот в целом обоснован, т.к. массовое посещение заповедников туристами наносило значительный ущерб охраняемым объектам, но он не должен применяться автоматически, без анализа местной ситуации и возможного ущерба. На наш взгляд, часть "неабсолютных" заповедников может быть открыта для организованного и строго контролируемого туризма (с запретом посещать особо ценные природные объекты).

Национальные парки, которые могли бы, по примеру Северной Америки, принять на себя основные рекреационные потоки, начали создаваться в России сравнительно недавно. Кроме того, имеющиеся парки имеют слабую материально-техническую базу и не способны регулировать и направлять потоки рекреантов, без чего, в сущности, их предназначение остается нереализованным. Необходимы крупные капиталовложения в систему национальных и природных парков, усиление их охраны, укрепление правовой основы деятельности. Надо также помнить, что увеличение притока туристов в парки повлечет за собой новые проблемы, связанные с избыточным антропогенным прессом, как это произошло в США.

От хаотической рекреации серьезно страдают памятники культуры России: музеи-заповедники, музеи-усадьбы, памятники садово-парковой культуры и др. В 2000 голу негативному воздействию экологических факторов подверглись более 26000 памятников истории и культуры, Россия лишилась 151 памятника, с федерального учета были сняты 20 памятников федерального значения (Госдоклад, 2000).

. Особые проблемы создает современное дачное строительство, лишенное в нашей стране разумной экологической основы. По данным эколога Н.А. Соболева, в стране, начиная со второй половины 80-х гг., быстрыми темпами начали создаваться садово-дачные участки. С 1985 по 1990 гг. число коллективных садов увеличилось с 4,7 млн. до 8-10 млн., а площадь под ними - с 302 тыс. га до 576 тыс. га. В большинстве случаев под них отводились т.н. "низкопродуктивные" земли - закустаренные и заболоченные луга, склоны оврагов и балок, различные пустоши, необлесенные земли лесного фонда и т.д. В экологическом плане это означало замену естественных экосистем искусственными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Уничтожались последние места обитания в густонаселенной местности многих видов млекопитающих, птиц, амфибий, насекомых. Ухудшалась кормовая база диких животных. Разрушались элементы биоразнообразия. По мнению Н.А.Соболева, влияние садово-дачного поселка на растительность распространяется на расстояние до 1 км от него, а действие фактора беспокойства - на 2 км и далее. Ухудшается гидрологический режим, загрязняются сохранившиеся водоемы, выбираются яркие, привлекающие внимание цветы, увеличивается количество кошек и собак, часть которых оставляется на зиму. Обилие световых источников увеличивает световое воздействие на энтомофауну и обедняет ее.

Следует признать, что государственная политика в области дачного строительства не соответствует минимальным экологическим критериям и продолжает наносить все возрастающий ущерб живой природе.

Экологическая оптимизация рекреации требует разработки соответствующей государственной программы и реализации комплекса мер организационно-экономического, правового, природоохранного характера. Необходимо провести зонирование территории в регионах и выделить участки, на которых развитие рекреации, в т.ч. и дачной, наносило бы минимальный ущерб природе. Особого внимания требует организация рекреации в системе национальных и региональных природных парков.

Глава 16. Заповедное дело

Известный современный писатель Фазиль Искандер очень образно и иронично охарактеризовал значение охраняемых природных территорий: «Теперь совершенно ясно, что при возделывании любой пустыни надо оставлять клочок земли невозделанным, чтобы там мог жить вопиющий. С одной стороны, мы, конечно, при этом теряем небольшую часть пустыни, но, с другой стороны, покуда оттуда доносится глас вопиющего, у нас гораздо больше шансов, что остальная часть пустыни будет возделана честно».

Таким незамысловатым образом можно совершенно точно охарактеризовать одно из важнейших предназначений заповедников: быть эталонами нетронутой природы для сопоставления с процессами, которые происходят на обрабатываемых участках под влиянием деятельности человека. Это исходная идея заповедного дела, провозглашенная в конце прошлого века замечательным российским ученым В.В. Докучаевым. Он начал ее реализацию на примере опытных сельскохозяйственных станций.

Через три с лишним четверти столетия другой российский ученый, эколог Н.Ф. Реймерс, уподобляясь искандеровскому вопиющему, предложил формулу, доказывающую всеобщую пользу от заповедания земель:

«Весь опыт человечества говорит о том, что природные охраняемые территории изымаются из традиционного хозяйства в целях особо значимого их использования, дающего больший, чем обычная эксплуатация, социально-экономический и экологический эффект» (Реймерс, Штильмарк, 1978).

Она оказалась очень полезной в дискуссиях с противниками заповедного дела, сетующими на "бесполезное" изъятие территории под заповедники из хозяйственного пользования...

История территориальной охраны природы насчитывает много столетий. Человек стихийно а иногда "попутно", удовлетворяя какие-либо иные интересы, оберегал природные ценности. Известно множество форм "празаповедников", охранявших охотничьих животных (зверинцы, заказники), растения (припоселковые кедровники), участки ландшафтов (религиозные, культовые участки) и т.д. Формы охраны постепенно совершенствовались, приобретали правовую основу. Первый национальный парк в мире, Йеллоустонский, был образован в США в 1872 году. Первый отечественный государственный (до него существовали частные) заповедник, Баргузинский, возник в 1916 году на Байкале. Судьбы отечественного заповедного дела подробно описаны в книге Ф.Р. Штильмарка "Историография российских заповедников" (1996). Она сильна своей фактологической стороной.

Отметим две роковые даты для заповедников России. О них никто не должен забывать. К концу сороковых годов в б. СССР насчитывалось около 150 государственных заповедников. Они пользовались популярностью в стране, находились на подъеме. И вдруг в 1951 году выходит постановление за подписью Сталина, буквально разгромившее заповедную систему. В Российской Федерации из 45 заповедников, за которыми были закреплены миллионы гектаров различных угодий, оставили только 17 общей площадью... 800 тыс. га. Это гораздо меньше, чем площадь одного Сихотэ-Алинского заповедника, занимавшего до реорганизации 1800 тыс. га. Закрыли заповедники Алтайский, Башкирский, Жигулевский, Кондо-Сосьвинский, Кроноцкий (созданный по желанию местного населения), Лазовский, Лапландский, Саянский и другие.

К концу 50-х годов заповедники стали постепенно оправляться от разгрома. Были восстановлены некоторые из закрытых заповедников, организовывались новые. Правда, лесопромышленники, в руки которых временно попали охраняемые территории, возвращали заповедники довольно потрепанными, с лесами, поредевшими от рубок. Но в 1961 году последовало новое правительственное постановление, инициированное в этот раз Хрущевым и подписанное Косыгиным. Россия потеряла 16 заповедников, девять были преобразованы в филиалы, у восьми урезана площадь. И вновь пострадали некоторые из старейших заповедников - Алтайский, Жигулевский, Кроноцкий. Среди отвергнутых преобладали лесные заповедники, видно, идея очередного разгрома не обошлась без участия заинтересованных лесохозяйственных оргнанизаций.

Эти драматические страницы из истории отечественного заповедного дела оставили глубокий след в памяти всех, кому оно дорого. Беспричинность погромов, наглость властей помнятся до сих пор. Потеряны научные архивы, преемственность исследований. Существует боязнь повторения событий.

Обратимся теперь к современному состоянию заповедного дела и его проблемам. Мы придерживаемся точки зрения тех ученых, которые под заповедным делом понимают не только науку о самих заповедниках, но и о других категориях охраняемых природных территорий. Иными словами, заповедное дело - это отрасль природоохранной науки, посвященная вопросам территориальной охраны природы. С позиций нашей науки, мы можем трактовать заповедное дело как форму биологического природопользования, занимающуюся проблемами организации и функционирования системы охраняемых природных территорий.

В Конституции России особо охраняемые природные территории отнесены к совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, п.1д). 14 марта 1995 г. Государственной Думой принят Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях". Этот факт является знаменательным в истории отечественного заповедного дела, ибо впервые ему посвящен законодательный акт столь высокого уровня. Прежде основой управления охраняемыми природными территориями служили Типовые положения, утверждаемые Правительством или его структурами.

В соответствии с Законом, "особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны." Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Статья 2 Закона устанавливает категории и виды особо охраняемых природных категорий России. Это:

- Государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

- Национальные парки;

- Природные парки;

- Государственные природные заказники;

- Памятники природы;

- Дендрологические парки и ботанические сады;

- Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Решениями федеральных и местных органов власти могут устанавливаться и иные категории охраняемых природных категорий: зеленые зоны, городские леса и парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие.

Это дополнение снимает некоторые проблемы, но все же некоторые замечания к статье остаются. Во-первых, число категорий охраняемых природных территорий недостаточно и не отвечает потребностям современной территориальной охраны природы. Во-вторых, не проведена четкая граница между "особо охраняемыми" и "просто охраняемыми" природными территориями. Статус и состояние охраны большинства имеющихся природных заказников не дают оснований относить их к числу "особо." То же самое относится и к большинству памятников природы. В-третьих, в состав особо охраняемых природных территорий безо всякого основания зачислены лечебно-оздоровительные местности и курорты. Для них требуется собственное законодательство. Данная статья нуждается в совершенствовании.

Следует иметь в виду, что в принципе в лучшем будущем часть ресурсоохранных и ресурсовосстановительных функций, которые вынужденно выполняют ныне заповедники, могут возвратиться к рационально эксплуатируемым территориям, особенно - лесным. Это потребует некоторого пересмотра удельного веса охраняемых и эксплуатационных территорий. Коренная задача заповедников - сохранение "заповедного минимума", природных объектов, которые без них сохранены быть не могут. Необходима полная инвентаризация таких объектов в масштабах страны и ее крупных регионов.

Рассмотрим теперь вкратце статьи, относящиеся к основным категориям особо охраняемых природных территорий.

Государственные природные заповедники. «Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем».

Эта определяющая формула помещена почему-то в середину статьи 6. Начинается же она с констатации того, что на территории заповедников «полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира».

Далее констатируется: «Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, представляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами». Ссылка на «вечность» владения, имевшаяся в некоторых прежних документах, отсутствует, но «запрещается изъятие или прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники». Это очень важная констатация.

Задачи государственных природных заповедников перечислены в статье 8. Они следующие:

" - Осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

- Организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

- Осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

- Экологическое просвещение;

- Участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

- Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды."

Иногда, особенно среди сотрудников разных отделов и служб заповедников, возникают споры о важности той или иной задачи заповедников. Особенно это касается охраны и научной работы. Противоречие это мнимое, т.к. для заповедников в равной степени приоритетны и та, и другая задачи.

Кроме определения задач, правомерно и определение функций заповедников и других охраняемых природных территорий. С учетом имеющихся в научной литературе высказываний, мы определяем их следующим образом:

1. Общие (синтетические) функции.

- Сохранение экологического равновесия;

- Сохранение биоразнообразия;

- Предотвращение ущерба от неадекватной эксплуатации биологических природных ресурсов за пределами заповедных территорий и косвенных антропогенных воздействий.

2. Ресурсные функции.

- Ресурсоохранная функция;

- Ресурсообогащающая функция;

- Ресурсовосстановительная функция;

- Функция охраны и восстановления генофонда (является самостоятельной частью сохранения биоразнообразия);

3. Социально-экономическая функция.

4. Информационная (научно-информационная) функция;

5 Просветительская функция;

6. Рекреационная функция (относится к иным категориям охраняемых природных территорий, нежели заповедники);

7. Эксплуатационная функция (основана не на специальной, а на попутной эксплуатации ресурсов в процессе регуляционных мероприятий, деятельности хозяйственного отдела и т.д.) (Дежкин, 1995).

Предложена методика сравнительной балльной оценки этих функции для сопоставления итогов работы отдельных категорий природоохранных учреждений (Дежкин, Алексеева, 1992). Ведется разработка методических основ стоимостной оценки деятельности заповедников на принципах современной биоэкономики. Оценка ресурсоохранной функции заповедников, имевшихся к середине 80-х гг. в ценах того периода, равна 36 млрд.руб., ресурсообогащающей функции - 1,8 млрд. руб. в год (Дежкин, 1988). Для перевода в современные цены эти показатели следует значительно увеличить. Затраты государства на содержание заповедников в тысячи раз меньше...

В последующих статьях Закона рассматривается порядок образования государственных природных заповедников, режим их охраны, особенности правового положения. Следует подчеркнуть, что государственные природные заповедники создаются только постановлениями федерального правительства на основании специального проектирования и решений субъектов федерации.

К концу 2000 г. в России имелось 100 государственных природных заповедника с общей площадью 33,2 млн. га (более 1,5% от территории страны). Они расположены в 19 республиках, 4 краях, 34 областях, 6 автономных округах. 94 заповедника находятся в подчинении Госкомэкологии, 6 - других ведомств и организаций. 22 российских заповедника имеют статус биосферных резерватов, им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО (Приложение 1).

Национальные парки. «Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях для регулируемого туризма» (ст.12).

Так же, как и заповедникам, национальным паркам предоставляются во владение (пользование), на правах, предусмотренных федеральными законами, - земля, воды, недра, растительный и животный мир. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки других пользователей и собственников. Это - важное отличие от заповедников. Другим отличием является зонирование территории парков. В них могут быть выделены следующие функциональные зоны:

- Заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

- Особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которых допускается строго регулируемое посещение;

- Рекреационная, предназначенная для отдыха;

- Охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

- Обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, бытового и информационного обслуживания посетителей;

- Хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка (ст. 15).

Из этого перечня вырисовывается третья, и очень важная особенность национальных парков: возможность приема в них посетителей, осуществление массовой, но регулируемой, рекреации. Известный писатель-природоохранитель В. Песков, познакомившийся с национальными парками США, назвал их "музеями под открытым небом".

Первый национальный парк России, Сочинский, (очень неудачный) был организован в Краснодарском крае в 1983 г. В этом же году возник национальный столичный парк «Лосиный остров». С тех пор их число значительно увеличилось, но, как уже отмечалось выше, из-за нерешенности важных экономических и правовых вопросов результаты их работы пока что нельзя оценить высоко. В 2000 г. в России имелось 35 национальных парков (Приложение 2), из которых 34 общей площадью около 6,7 млн. га (более 0,4 % территории страны) находятся в системе Федеральной службы лесного хозяйства. Один парк, "Лосиный остров", площадью около 11 тыс. га, был создан по предложению Лаборатории охотничьего хозяйства и заповедного дела Главохоты РФ, и находится в ближайшем Подмосковье.

У национальных парков пока еще небольшое, но развивающееся хозяйство: 15 гостиниц, 155 туристических баз, 17 музеев, 12 визит-центров, 52 лесных приюта, 60 экологических лагерей, 970 обустроенных мест отдыха. В 2000 г. их посетило около полумиллиона человек.

Кроме национальных парков, Закон предусматривает создание природных парков регионального подчинения. Для них предусматривается менее строгий режим и лучшие условия для массовой регулируемой рекреации. Природные парки пользуются популярностью у субъектов федерации, в 2000 году их имелось уже свыше 20 с общей площадью 12 млн. га.

Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина N 1032 от 10 октября 1995 г. утверждена "Федеральная целевая программа государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года". Эта Программа предусматривала организацию на территории России до 2000 года еще 36 государственных заповедников общей площадью 9194,4 тыс. га и 28 национальных парков общей площадью 4923,8 тыс. га (к числу имевшихся на начало 1995 года). Был одобрен перспективный перечень намечаемых к организации заповедников и парков, предварительно утвержденный распоряжением Правительства от 23 апреля 1994 г. N 572-р. Этот перечень был подготовлен научными организациями, в т.ч. ЦНИЛ Главохоты РСФСР. Он предусматривал доведение площади заповедников и заказников примерно до 3,5 % от площади страны. К настоящему времени часть предложений уже реализована.

В то же время, выполнение Федеральной программы в полном объеме столкнулось с непреодолимым препятствием. На нее предполагалось до 2000 г. выделить 1320,9 млрд. руб. (в ценах 1995 г., в т.ч. на первом этапе (1995-1997 гг.) 587,5 млрд. руб. Фактически Программа не финансировалась из-за дефицита бюджета страны. Сильно сократилось даже текущее финансирование деятельности охраняемых природных территорий. Многие заповедники и национальные парки оказались в чрезвычайно сложном положении.

В мае 2001 года Правительство РФ издало Постановление, существенно корректирующее описанные планы. Согласно этому постановлению в России до 2010 года предусматривается организация 10 новых заповедников и 12 национальных парков. Общая площадь этих ООПТ к указанной дате должна достигнуть 47,2 млн. га, или 2,16% территории страны, что на 1,3 % меньше, чем предусматривалось прежде (Федеральная целевая программа,..2001). Это значительная уступка оппонентам заповедного дела.

Следует особо отметить появление в России Объектов Всемирного природного наследия, чья деятельность регламентируется ЮНЕСКО и соответствующей международной Конвенцией. Это: "Девственные леса Коми" (1995 г.); "Озеро Байкал" (вернее - природные заповедники Байкала, 1996); "Вулканы Камчатки" (1996); "Алтай - золотые горы",1999). С участием Гринписа ведется подготовка к оформлению еще 20 участков Всемирного природного наследия.

Статьи Закона, относящиеся к природным заказникам и памятникам природы мы здесь не рассматриваем. Многие из них сыграли и играют важную роль в территориальной охране природы России. Отметим лишь, что, к сожалению, нередко они числятся лишь на бумаге и не принимаются во внимание землевладельцами и землепользователями при проведении хозяйственной деятельности. Это подрывает системный подход к заповедному делу.

Перспективы оптимизации отрасли. Главным сейчас можно считать возрождение нормального финансирования отрасли, укрепление ее материально-технической и кадровой основы. Имеется необходимость разобраться со статусом и функциями некоторых категорий охраняемых природных территорий. В частности, заповедники, на наш взгляд, должны быть дифференцированы на эталонные, сукцессионные, резерватные и др. (Дежкин, 1999). Следует уравнять в природоохранной иерархии природные заповедники и национальные парки, "разведя" и уточнив их основные задачи.

В перспективе же, при нормализации социально-экономической обстановки в стране (не раньше!) должна быть осуществлена серьезная перестройка заповедного дела, при которой основной задачей будет увеличение числа категорий охраняемых природных территорий, укрепление их экономической основы и уточнение их функций.

 

Глава 17. Совершенствование биологического природопользования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.142 сек.