Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспертиза – это исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний с представлением мотивированного зак­лючения

Психологическая экспертиза как вид деятельности психолога.

Предмет и задачи психологической экспертизы

План

1. Психологическая экспертиза как вид деятельности психолога.

2. Процедура и основные компоненты экспертной деятельности

3. Виды психологической экспертизы.

4. Надежности экспертных оценок

 

Курс: Методы психологической экспертизы в разных сферах психологи является своеобразным итогом изучения различных дисциплин, который позволит вам применять на практике знания полученные по психодиагностике, психокоррекции для выполнения основных видов экспертной деятельности: диагностики, оценки, прогноза та рекомендаций по коррекционно-развивающей работе.

Мы будем изучать общие организационные особенности психологической экспертизы, а также психологические характеристики отдельных категорий лиц - объектов экспертизы.

 

Что такое экспертиза? С лат. - исследование. Это способ анализа причинно-следственных связей, причем не только того, что уже произошло, но и что ожидается и может произойти.

Понятие экспертизы в последнее время получило доста­точно широкое распространение. Экспертная деятельность рассматривается как важная состав­ляющая профессиональной деятельности психолога.

В Толковом словаре русского языка (Ожегов С. И., Шве­дова Н. Ю., 1995) понятие «экспертиза» определяется как «рас­смотрение какого-либо вопроса экспертами для вынесения заключения».

Как видно из этих определений, под понятие экспертизы может подпадать практически вся диагностическая составля­ющая профессиональной психологической деятельности. Такое чрезмерно широкое толкование экспертных работ, конечно, не имеет под собой достаточных оснований. Необходимо выделе­ние наиболее общих признаков (специфика задач, критериаль­ные характеристики, организация и процедура проведения и т. п.), объединяющих различные психологические процедуры и технологии, которые позволят выделить их как истинно эк­спертные работы.

В первую очередь необходимо выделить ряд общих при­знаков, объединяющих разнообразные специальные виды экс­пертизы, позволяющих рассматривать ее как один из самостоятельных, оригинальных видов деятельности психолога.

Общие признаки экспертизы как деятельности:

1. Первый признак связан с характером ее инициирования. Инициатором любой экспертизы является ее заказчик. Потребность в проведении экспертизы возникает в реальной профессиональной деятельности при решении задач, требую­щих специальных (экспертных) знаний. При этом формули­рование конкретных задач осуществляется, в первую очередь, заказчиком, целью которого является использование экспертного знания для решения определенных профес­сиональных задач. В любом слу­чае и для заказчика, и для изучаемого объекта/субъекта экс­пертиза выступает как внешняя и независимая.

Конечной целью любой экспертизы является ответ на поставленный заказчиком вопрос (или воп­росы), который оформляется в виде экспертного заключения. Вопросы, решаемые экспертным исследованием, определяются на основе реальных потребностей практики.

Нередко возникают ситуации, когда заказчиком экспертизы выступает не руководящая инстанция, но непосредственно исполнитель профессиональной деятельности. Например, следователь в ходе проведения им следственных действий назначает проведение судебно-психологической экспертизы. Или существует заказ от педагоги­ческого коллектива на проведение экспертизы инновационно­го проекта, реализуемого в школе, и т. п.

В любом случае отличительным признаком является независимая позиция эксперта по отношению к объекту экс­пертизы.

2. Второй особенностью любой экспертизы следует считать требования к уровню подготовленности эксперта. Статус экс­перта предполагает высокий уровень профессионализма. Его авторитет и добросовестность не могут подлежать сомнению и должны быть изначально высоки. В этой связи возникает важ­ная задача повышения квалификации психологов, работающих в психолого-медико-педагогических комиссиях и школьных консилиумах. Требования к их профессионализму и опыту дол­жны быть выше, чем к обычным педагогам-психологам обще­образовательных учреждений. Высокий профессионализм экс­пертов является необходимым условием и основанием объек­тивности экспертного заключения независимо от его характера.

В первую очередь - это касается заключений такого вида экспертного заключения, как оценка готовности ребенка к началу школьного обучения, которое имеет, как правило, двух-четырехуровневую градацию: «готов к началу регулярного обучения - условно готов - не готов». Большинство имею­щихся программ оценки подобной готовности не рассчитаны на индивидуальный анализ состояния готовности ребенка.

3. Третья принципиальная особенность экспертизы связана с характером использования экспертного заключения. Не­смотря на всю значимость и авторитетность такого заключе­ния, - отмечает Г. А. Мкртычян: «... оно имеет сугубо реко­мендательный характер и может быть полностью, частично принято или отвергнуто инстанцией, принимающей решение» (Мкртычян Г. А., 2002, с. 9). (его выполнение необязательно). Результаты экспертного иссле­дования выступают как важный, но не «конечный» элемент информационного обеспечения.

Приведенные выше признаки экспертизы описывают вне­шние, формальные характеристики экспертной деятельности. Что касается непосредственно самой процедуры экспертизы, ее внутреннего строения, то она приближается (а в ряде случа­ев практически совпадает) к диагностической деятельности, предполагающей стандартные процедуры, использование из­вестных методик и методов оценки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Процедура и основные компоненты экспертной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.