Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Формы совместной работы ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей




Читайте также:
  1. A. Организм. Индивид. Личность. Ииндивидуальность. Теория развития индивидуальности Б.Г. Ананьева.
  2. I I I этап развития Медицинской этики
  3. I ЭТАП ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТЕЙ ПАЦИЕНТА И (ИЛИ) ЕГО СЕМЬИ В ОБУЧЕНИИ
  4. I. Основные этапы развития дерматологии и венерологии
  5. I. Реформы Петра Великого.
  6. II. Буржуазные реформы 60-70 гг. XIX в.
  7. II. Основные направления социально-медицинской работы с семьями детей ограниченными возможностями
  8. II. Эволюционные и революционные пути развития психики в онтогенезе
  9. II.Формы и коммуникативные качества педагогической речи.
  10. III. Внутренняя политика Александра III. Контрреформы 1880-1890-х гг.
  11. III. Лекционный материал по теме: ПРАВИЛА РАБОТЫ НА ЛЕКЦИИ
  12. III. Расширение экономических связей со всеми странами мира, получение валютных кредитов для развития собственной экономики.

План:

1. Характеристика форм сотрудничества ДОУ с семьей.

2. Формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей.

3. Характеристика содержания занятий и бесед родителей с детьми.

 

Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в го­довом плане, конкретизируются в календарном плане заве­дующей и старшего педагога.

Положительные результаты в воспитании детей достига­ются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференци­рованный подход к семьям разного типа, забота о том, что­бы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Каковы же формы сотрудничества?

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяс­нения условий воспитания, если не превращается в формаль­ное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласо­вать с родителями удобное для них время посещения, а так­же определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в ад­рес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, со­веты (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Пересту­пив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопро­сы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскован­ный, притихший, смущенный, приветливый) также помо­гут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей, являясь достаточно распрост­раненной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образователь­ной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришед­ших родителей. Можно показать фрагмент работы до­школьного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, вы иен я ют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и группо­вые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержа­ние беседы лаконичное, значимое для родителей, препод­носится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересован­ность, доброжелательность.



Консультации. Обычно составляется система консульта­ций, которые проводятся индивидуально или для под­группы родителей. На групповые консультации можно при­глашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисова­нию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении Проблемных вопросов. Формы проведения кон­сультаций различны (квалифицированное сообщение спе­циалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консульта­цию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобрете­нии практических навыков воспитания детей. Их целесо­образно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппа­рат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на но­вый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оз­доровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусмат­риваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейно­го опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободнев­ная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к кни­ге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».

Родительские конференции. Основная цель конферен­ции - обмен опытом семейного воспитания. Родители за­ранее готовят сообщение, педагог при необходимости ока­зывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступ­ление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.

Конференция может проходить в рамках одного дош­кольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить акту­альную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль се­мьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся вы­ставка детских работ, педагогической литературы, матери­алов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Для приобщения родителей к педагогической литерату­ре целесообразно создавать библиотеки-передвижки, под­бирая в специальные папки статьи на определенную тема­тику. Однако следует помнить, что всякий раз нужно побе­седовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, по­сиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давай­те знакомиться», «Порадуем друг друга» и др.

Во многих дошкольных учреждениях работает «телефон доверия», проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.

Таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

В последние годы все больше внимания уделяется вопро­сам укрепления семьи и созданию соответствующих условий для выполнения ею задач развития детей.

С каждым годом общество придает большее значение вос­питательным функциям семьи, создает условия для повы­шения образовательного уровня и педагогической культуры родителей.

Основными формами совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей являют­ся доклады и сообщения на родительских собраниях и кон­ференциях; организация выставок наглядных пособий с опи­санием их использования; открытые занятия по математике для родителей; групповые и индивидуальные консультации, беседы, передвижные папки и т.п.

Основные направления в работе с родителями, в том числе и те, которые относятся к формированию у детей элемен­тарных математических понятий, представлены в годовом плане дошкольного учреждения. При его составлении при­нимают во внимание конкретные условия жизни и воспита­ния детей в семьях, их возрастные и индивидуальные особенности. План работы обсуждается и утверждается на пе­дагогическом совете. Собственно вопросов математического развития детей в годовых планах дошкольного учреждения немного, но освещение уровня их математического разви­тия предусматривается в связи с обсуждением различных проблем. Например, подготовка детей к школе, организация прогулок и экскурсий с детьми, возрастные и индивидуаль­ные особенности детей младшего (среднего или старшего) дошкольного возраста; значение игры в жизни ребенка и многое другое.

Детальнее работа с родителями отображается в кален­дарных планах воспитателей, которые каждый день наблюдают за детьми, многое могут посоветовать родителям. Кроме того, систематическое общение с родителями дает возможность воспитателю дополнить сведения о ребенка, найти объективные причины определенных трудностей в его математическом развитии.

Наиболее распространенная форма индивидуальной ра­боты с семьей — беседы. Их можно проводить, когда роди­тели приводят и забирают детей из детского сада, а также во время посещения воспитателем семьи ребенка. Эта фор­ма работы требует от педагога большого такта, умения, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и же­лание прислушаться к предложениям педагога, беседу сле­дует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированны­ми, доказательными, а еще лучше — наглядными. Можно показать тетрадь по математике, карточку, заполненную самим ребенком, магнитофонную запись беседы с ребен­ком и т.п.

В беседе с родителями педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по формированию эле­ментарных математических представлений. Ненавязчиво пе­дагог должен дать свои конкретные рекомендации, как эф­фективнее знакомить детей с такими понятиями, как количество, форма, размер, пространство, время. Педагог для этой беседы готовит специальную литературу, учебники и оставляет их на некоторое время в семье ребенка для изуче­ния: например, Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н., Геометрия для малы­шей. - М.: Педагогика, 1975: ЛевиноваЛА., Сатир Г.В. При­ключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика. — М.: Педагогика, 1975; Щербакова Е.И. О математике малы­шам. — Киев: Рад. школа, 1984; Дидактические игры и уп­ражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М; Просвещение, 1978, и др.

Разговаривая с родителями, педагог внимательно при­слушивается к тому, что их волнует, тревожит.

Наряду с этими формами совместной работы детского сада и семьи большое значение имеет посещение родителями занятий, разных режимных моментов в детском саду. На за­нятиях по математике педагог дает возможность родителям увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть от­дельными методическими приемами формирования у де­тей элементарных математических представлений. После занятия нужно обсудить с родителями, что следует пере­нести в практику семейного воспитания, какие еще ме­тоды можно использовать в индивидуальной работе с ре­бенком дома.

Повышению педагогической культуры родителей спо­собствуют родительские собрания и конференции, спеммальные семинары, на которых с ответами выступают НС только педагоги, но и сами родители. Темы выступле­ний подбирают заранее и раскрывают какую-нибудь ак­туальную проблему. Например, по теме «Подготовка де-ГСЙ к школе» можно подготовить такие выступления родителей: «Какие математические умения можно сфор­мировать у ребенка во время прогулок?» или «Как ис­пользуются игры с детьми по формированию у них уме­ния считать?», «Как научить ребенка слушать, слышать и понимать взрослого?» К конференции хорошо было бы приурочить выставку детских работ, учебников, методи­ческих книг, пособий.

Способами широкой педагогической пропаганды явля­ются лекции и выступления ведущих специалистов по ра­дио и телевидению, организация семинаров-практикумов.

Математическое развитие ребенка в семье осуществля­ется под руководством взрослых постепенно, в процессе систематических занятий, направленных на ознакомле­ние с количественными, пространственными, временными отношениям. Занятия могут проходить в форме игры, бесе­ды, рассказов и объяснений взрослого, а также организации практических действий самих детей (накладывания, прикла­дывания, измерения, вырезания, конструирования, пере­считывания, письма, штриховки и др.). В результате этого у ребенка формируются знания о том, что окружающий мир наполнен множеством звуков, движений, предметов. Все эти множества отличаются по своей природе, количеству, фор­ме, размеру, расположением в пространстве. Чем точнее, полнее у детей эти знания, тем глубже они понимают окру­жающую действительность.

Одновременно с приобретением знаний у ребенка раз­виваются умения сравнивать отдельные предметы и мно­жества, выделять их основные особенности и качества, группировать (объединять) по этим признакам. Оперируя разными множествами (предметами, игрушками), ребе­нок учится выяснять равенство и неравенство множеств, называть количество определенными словами: больше, мень­ше, поровну. Сравнение конкретных множеств готовит ре­бенка к усвоению в будущем понятия числа.

Содержание и методика проведения занятий в семье зависят прежде всего от уровня развития ребенка. Основ­ные принципы организации занятий с детьми в семье — это доступность предложенного материала, последователь­ность, систематичность в работе, широкое использование наглядности, особенно в младшем и среднем дошколь­ном возрасте, заинтересованность и активность самих детей.

Для занятий с детьми у родителей должен быть та­кой материал: мелкие предметы, игрушки (матрешки, кубики, зайчики, уточки, пуговицы или их изобра­жения); карточки, а также силуэты птичек, зверей, фруктов, овощей; геометрические фигуры (круг, куб, шар, квадрат, цилиндр, треугольник, ромб и др.), разные по цвету и размеру.

Материал для каждого занятия родители подбирают в со­ответствии с целью обучения и предлагают ребенку именно тот, который нужен для этого занятия.

Ситуаций, в которых родителям предоставляется воз­можность сообщить новые и выявить уровень имеющихся математических знаний и умений, много. Например, мама (бабушка) на кухне готовит обед. Ребенок рядом с ней. «Подай мне самую большую морковку, ... и еще одну ма­ленькую морковку. Вот спасибо!» При этом взрослый вслух, интонацией выделяет слова одну большую, маленькую. Ребен­ку нравится такая совместная работа со взрослым. Вот так, ненавязчиво, родители помогают ребенку приобрести зна­ния о размере предметов. Или: собираясь на прогулку, мож­но предложить ребенку подобрать одежду для куклы соответ­ственно ее размеру. Гуляя по дорожкам, взрослый говорит об их длине и ширине: широкой дорожкой удобно идти рядом и при этом не мешать встречным людям, а узкой — лучше идти один за другим, по одному.

Рассматривая на улице или рисунке домики, ребенок дает характеристику размеров окон, дверей. В магазине окна и двери широкие, а в жилом доме — уже.

Во время прогулок за городом можно обратить внима­ние детей на красивую шишку. «Сколько ты нашел ши­шек?» — «Одну». «А посмотри под этим деревом сколько их!» — «Много». «Давай все соберем... Сколько осталось под деревом?» — «Ни одной не осталось». И так далее.

Каждый день родители могут найти разные возможности для развития у детей ориентировки во времени и простран­стве. Для этого и не нужно много времени, главное в том, чтобы родители понимали значение таких занятий, в этом должны помочь воспитатели, педагоги.

Ребенок, который стоит на пороге школы, обязательно должен владеть элементарными математическими знаниями и навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем бу­дут его «помощниками» в учебной деятельности, сознатель­ном использовании времени, умении чередовать работу, обу­чение, игру, отдых.

Важно, чтобы родители побуждали ребенка к самостоя­тельной умственной деятельности, учили его логически мыс­лить. А для этого совсем не обязательны специальные упраж­нения. Можно использовать любые наблюдения, разнообраз­ные игры, беседы с ним.

Ставя ребенка перед необходимостью самостоятель­но мыслить, важно учитывать имеющийся у него опыт и знания.

Литература

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.:Академия, 2000.

2. Ерофеева Т.И. и др. Математика дня дошкольников.- М.: Просвещение, 1992.

3. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение,1984.

4. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. - М.: Просвещение, 1980.

5. Федлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.

6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.

7. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2000.

 

 

Раздел IV. Преемственность в математическом развитии детей дошкольного образовательного учреждения и школы





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4873; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.