Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и задачи экологического менеджмента




Экологический менеджмент как одно из современных научных направлений имеет свою методологическую основу. В специальной литературе среди основных принципов экологического менеджмента выделяются следующие:

а) учет экологических особенностей производственной деятельности организации;

б) предупредительность и своевременность решения проблем экологического развития;

в) приоритетность решения экологических проблем;

г) ответственность за экологические последствия всех управленческих решений;

д) последовательность (непрерывность, поэтапность) решения проблем экологического развития;

е) интеграция управления экологическими процессами в общую систему управления предприятием;

ж) экологическое сознание и экономическое мотивирование.

Для реализации обозначенных принципов необходимо применение адекватных методов, позволяющих достигать высоких экологических и экономических результатов в хозяйственной практике. Учитывая, что экологический менеджмент выступает как одно из направлений современного менеджмента, он основывается на методах, используемых в научных исследованиях и в общей практике менеджмента.

 
 

 


Рисунок 1.1 – Методы экологического менеджмента [16]

 

К основным методам экологического менеджмента можно отнести методы, представленные на рисунке 1.1: выявления мнений (экспертные, анкетирования), методы анализа ситуаций (системный анализ и математическое моделирование, экономический анализ), методы (оценка организационно-технического уровня производства, оценка экоэффективности, оценка жизненного цикла продукта, оценка экологического риска), методы наглядного представления (графическое моделирование, инструктирование), методы аргументирования (презентации, методы ведения переговоров) и др.

На основе учета выше обозначенных базовых принципов и с использованием соответствующих методов экологический менеджмент решает следующие задачи:

1. Разработка, проектирование и рациональная организация экологически безопасных производственных процессов с использованием передовых технологий с учетом эффективного управления потребления энергии.

2. Предварительная оценка воздействий различных факторов на окружающую среду, экологическая экспертиза производства продукции и услуг на всех стадиях. Обеспечение экологической совместимости всех производств.

3. Создание и внедрение малоотходных и безотходных технологий с целью получения максимального результата при минимальном ущербе для окружающей среды.

4. Организация производства экологически чистых и безопасных товаров, осуществление услуг, оказывающих минимум вредных воздействий на окружающую среду. Предупреждение негативного антропогенного влияния на природу в процессе производства, потребления и утилизации выпускаемой продукции.

5. Обновление продукции исходя из спроса и создания «зеленого» имиджа организации в глазах общественности (выбор поставщиков с учетом их отношения к окружающей среде, предусмотрительность в отношении поставляемых ресурсов, т.е. отказ от растительного сырья, а также от шерсти или мяса животных, находящихся под угрозой исчезновения или завезенных из неблагоприятных в экологическом отношении мест, поощрение сознательности и экологической потребительской осведомленности сотрудников), исходя из социальной ответственности перед потребителем.

6. Комплексное, экологически ориентированное, стратегическое и оперативное управление, доведение выработанной экологической политики и программ до каждого ведомства, предприятия или его службы с возложением соответствующей ответственности на руководителей или исполнителей. Стимулирование природоохранных инициатив, высвобождающих дополнительные финансовые средства вследствие снижения издержек (за счет уменьшения объемов потребления энергии, природных ресурсов, ликвидации отходов, рециркуляции и пониженных ставок штрафных санкций за причиненный экологический ущерб) и роста доходов (за счет продажи улучшенных или более дорогих «зеленых» товаров и создания принципиально новой продукции).

7. Включение вопросов рационального природопользования и охраны окружающей среды в число стратегических приоритетов государства или фирмы, что отражается в соответствующей позиции собственника, руководства и работников.

8. Организация достоверной статистической отчетности по природоохранной деятельности и регулярных экологических ревизий (аудит).

9. Переориентация экологических ограничений в новые возможности роста производственной деятельности.

Перечисленные задачи экологического менеджмента не являются исчерпывающими. Но даже эти основные, наиболее широко решаемые задачи, подчеркивают тот факт, что бизнес не только наделен экономической миссией, но и несет высокую социальную ответственность.

Все возрастающее число компаний Западной Европы, Японии и Северной Америки обнаруживают, что, с точки зрения здравого смысла, необходимо одновременно учитывать интересы человечества и природы, выгоду потребителей, сотрудников и поставщиков, а также нужды иных заинтересованных сторон. Это оказывается оправданным при разработке корпоративной стратегии, т.к. в долгосрочной перспективе так называемая «концепция заинтересованных сторон» может дать более значительную прибыль и существенный экономический рост.

Корпорации Америки затратили за последние 20 лет 850 млрд. долл. на ликвидацию последствий загрязнения среды. Баланс между деловым сообществом и экологической ответственностью сместился в сторону последней: предприниматели начали постигать, что предупреждение болезни стоит дешевле, чем ее лечение. Некоторые деятели охраны окружающей среды сравнивают предупреждение загрязнения последней с программами повышения благосостояния, заявляя, что предлагаемые меры не только морально и этически правильны, но и имеют благоприятное экономическое значение. Любые расходы на крупные экологические программы стали восприниматься как вложения в благосостояние мира в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.