Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие стандартизации в области экологического менеджмента




Тема 3. СИСТЕМы экологического менеджмента

Через организацию высокого уровня качества собственного производства и вовлечения в этот круг все большего числа партнеров повышать качество жизни общества в целом.

Философия стандартов ИСО 14000

 

1. Развитие стандартизации в области экологического менеджмента

2. Состав стандартов ИСО серии 14000

3. Понятие системы экологического менеджмента

4. Модель системы экологического менеджмента в соответствии с ГОСТ Р ИСО14001-2007

5. Факторы и условия распространения систем экологического менеджмента в России.

 

 

Неразрывность проблемы охраны окружающей природной среды с проблемами обеспечения и повышения качества продукции и процессов считается в настоящее время одним из приоритетных направлений природоохранной стандартизации в нашей стране и за рубежом.

Сформулированная концепция устойчивого развития поставила перед обществом самый важный вопрос современности – вопрос о возможности достойного, разумного и продолжительного сосуществования человечества и окружающей природной среды.

В обеспечении устойчивого развития ключевая роль отводится бизнесу, или деловому сообществу. Именно бизнес реализует потребности человеческого общества, обеспечивает ресурсами и создает условия для их эффективного использования. Такая важная роль осознается и самим бизнесом. Еще в 1991 г. Международной торгово-промышленной палатой была сформулирована Хартия «Бизнес и устойчивое развитие». В ней провозглашено: «Экономический рост создает все условия, необходимые для сохранения экологического равновесия и достижения социальных целей, которые и обусловливают устойчивость развития. Динамичный и ответственный бизнес представляет собой движущую силу устойчивого развития и экономики и формирует управленческие, финансовые и технические ресурсы, необходимые для решения проблем состояния окружающей среды» [1].

И если в 1970-1980-х годах прошлого века лишь некоторые компании развитого Запада стали применять в своей практике и развивать методы управления деятельностью в области охраны окружающей среды, то к началу 1990-х годов уже многие мультинациональные и крупные национальные компании стали выводить приоритеты устойчивого развития на уровень стратегических принципов управления.

В этих условиях возникла объективная необходимость упорядочения природоохранной и экологической деятельности на основе использования требований национальных и международных стандартов.

Одним из лидеров развития экологического менеджмента является Великобритания, где в 1990 году был принят новый «Экологический Акт» (Environmental Act). Первым стандартом на системы экологического менеджмента также явился один из национальных документов Великобритании стандарт Великобритании BS-7750 «British standard of environmental management system» - Спецификации систем экологического менеджмента. Он был подготовлен и выпущен Британским Институтом Стандартизации в соответствии с запросом Британской Конфедерации Промышленности и вписывается в требования стандарта качества BS 5750 (и ISO 9000).

Особенность обсуждаемого стандарта состояла в том, что он не предписывал и не определял требований к природоохранной деятельности предприятия, но содержал рекомендации, полезные для создания эффективной системы экологического менеджмента, для развития инициативного экологического аудирования, что должно сказаться на улучшении экологических характеристик деятельности организации в целом. В нем впервые было четко определено и разъяснено само понятие «система экологического менеджмента».

Стандарт предполагает следующие стадии разработки и внедрения системы экологического менеджмента на предприятиях:

Ø Предварительный обзор ситуации. На этой стадии необходимо определить все экологические нормативные требования, предъявляемые к деятельности предприятия, и установить, какие элементы экологического менеджмента уже существуют на данном объекте.

Ø Разработка заявления об экологической политике, которое бы охватывало все аспекты деятельности предприятия и его продукцию. Экологическая политика должна быть разъяснена заинтересованным сторонам и принята к исполнению всеми уполномоченными сторонами.

Ø Определение структуры распределения обязанностей и ответственности в системе экологического менеджмента.

Ø Оценка степени воздействия предприятия на окружающую среду. Эта оценка включает составление перечня действующих нормативов, перечня характеристик выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты, перечня характеристик размещаемых отходов, а также описание аспектов воздействия на окружающую среду предприятий-поставщиков.

Ø Разработка экологических целей и задач предприятия.

Ø Определение тех стадий производства и видов деятельности, реализованных на предприятии, которые могут оказать существенное негативное воздействие на окружающую среду, и разработка системы контроля этих стадий и видов деятельности.

Ø Разработка программы экологического менеджмента, назначение ответственного за ее выполнение старшего менеджера. Программа должна быть составлена таким образом, чтобы учитывались не только нынешние, но и все прошлые виды деятельности предприятия, а также вероятное воздействие на окружающую среду жизненного цикла новых видов продукции.

Ø Разработка и выпуск детального руководства, которое позволяло бы аудитору системы экологического менеджмента определить, что система экологического менеджмента функционирует нормально и учитывает все значимые аспекты деятельности предприятия.

Ø Установление системы регистрации всех экологически значимых событий, видов деятельности и т.п., например, записи случаев нарушения требований экологической политики, описания предпринятых для улучшения ситуации мер, отчетов по итогам инспекции и текущего контроля.

Ø Аудиты. BS 7750 включает описание процедуры аудирования и детализирует требования к аудиторскому плану. В стандартах BS 7750 под аудированием понимается систематическая оценка, предпринимаемая с тем, чтобы определить, согласуется ли функционирование системы экологического менеджмента с запланированными целями, задачами, структурой и т.п., является ли внедренная ли система экологического менеджмента эффективной и отвечающей требованиям экологической политики предприятия. [4, 5]

Стандарт BS 7750 был введен в 1992 г., и стал использоваться и в других странах Европы. В качестве национального стандарта BS 7750 был принят Финляндией, Нидерландами и Швецией. Франция, Ирландия и Испания разработали свои стандарты. Другие страны ждали опубликования международных стандартов.

Кроме того, BS-7750 был принят за основу при разработке Руководства (правил) EMAS (Ecomanagement and Audit Scheme) — Европейская схема экологического менеджмента и аудита. В 1993 г. Советом Европейского сообщества было принято «Положение, разрешающее добровольное участие компаний промышленного сектора в схеме экоменеджмента и аудита Сообщества». Для этого Советом ЕЭС и были приняты правила EMAS. Они явились системой государственного регулирования процессов охраны окружающей среды. EMAS была создана для улучшения качества экологического управления в европейской промышленности, чтобы помочь компаниям в их конкурентной борьбе и чтобы связать их развитие в экологической области с требованиями общественного мнения.

Целью разработки EMAS стало создание условий для оценивания эколо­гических показателей деятельности промышлен­ных предприятий и определения возможности их улучшения. В EMAS были включены требования в отношении систем менеджмента участвующих предприятий (очень схожие с требованиями BS 7750, но дополненные положением о публикации экологического отчета), требования в отношении регистрации организаций и аккредитации в странах ЕС. [1] В целом, системы управления, созданные в соответствии с правилами EMAS, содержат конкретные требования к используемым технологиям. Самым важным в этих правилах является требование постоянного совершенствования мероприятий по охране окружающей среды, широкое информирование мировой общественности и всех заинтересованных сторон о деятельности предприятия, о производимой им продукции, о природоохранных мероприятиях, ежегодные публикации о деятельности предприятия [9].

С апреля 1995 г. промышленные предприятия стран-членов ЕС получили возможность сертифицировать свои системы экологического управления в соответствии со схемой экологического менеджмента и аудита EMAS.

Наличие сертификата EMAS позволило выделить те компании, которые ввели программы положительных действий для охраны окружающей среды и которые постоянно ищут, как улучшить свои характеристики в этой области. Чтобы зарегистрироваться в EMAS компания должна иметь четко определенную стратегию экологического менеджмента с определенными количественными целями.

При разработке правил предполагалось, что EMAS будет применяться только для европейских промышленных предприятий, но в Великобритании эта схема распространяется и для проведения муниципального аудита.

В целом, программа принятия правил EMAS состоит из двух этапов - подготовка к EMAS и непосредственно её внедрение.

При подготовке к внедрению EMAS для организаций, имеющих несколько филиалов, первым критическим решением является выбор подразделения, в котором будет внедряться EMAS. Вполне логично, что начинать программу следует с подразделения, в котором экологическая программа и система менеджмента наиболее разработаны и имеют определенные результаты своего функционирования.

Внедрение EMAS предусматривает реализацию следующих этапов:

1. Экологическая политика компании в целом. Она должна иметь два центральных элемента:

Ø Соответствие экологическим правилам,

Ø Обязательства по непрерывному совершенствованию.

Политика должна быть написана и одобрена высшим руководством, и должна регулярно пересматриваться и перерабатываться.

2. Обзор окружающей среды. Должны быть идентифицированы все воздействия на окружающую среду и обозначены проблемы менеджмента. Исследуемые области должны включать энергетический менеджмент, менеджмент сырья, сокращение отходов, оценку и контроль шума и текущих несчастных случаев. Необходимо также рассмотреть, насколько учтены все экологические законы и нормативы, которые применимы к предприятию, а также осуществляется проверка их наличия на предприятии.

3. Экологическая программа. Она разрабатывается в соответствии с экологической политикой и результатами обзора окружающей среды. Программа должна содержать специфические цели для предприятия и описание средств для достижения поставленных целей.

4. Система экологического менеджмента. Выдвигается требование установить рабочие процедуры, системы контроля и сформировать соответствующие организационные структуры для гарантирования успешного внедрения экологической политики и программы. Здесь существует альтернатива – создание собственной системы менеджмента или использование стандартной системы по ВS 7750.

5. Цикл экологического аудита. В процессе внутреннего аудита характеристики в области окружающей среды проверяются на соответствие принятой экологической политике, специфическим целям и соответствующим правилам и стандартам. Внутренний аудит является традиционной составляющей системы менеджмента и является требованием EMAS и ВS 7750.

Первоначальная регистрация предприятия может быть основана на информации, полученной при экологическом обзоре, гарантирующей, что система экологического менеджмента полностью работоспособна. Программа аудита не обязательно должна быть завершена до первоначальной регистрации, но должен быть описан процесс аудита, т.е. его проведение на первом и последующем этапах.

6. Экологическое заявление. Оно представляет собой понятное заявление для общественности от каждого участвующего предприятия о том, как предприятие воздействует на окружающую среду и как происходит управление этим воздействием. Заявление должно содержать текущую информацию по достигнутым улучшениям и временному масштабу их получения.

7. Легализация (придание законной силы). Экологическое заявление должно быть проверено независимым, аккредитованным экологическим аудитором. Политика, программа, система менеджмента и процедура аудита также должны быть легализованы. Однако если системы экологического менеджмента предприятий сертифицированы в соответствии с ВS 7750, они уже соответствуют требованиям EMAS.

Исходя из рассмотренного процесса внедрения EMAS, она отличается от ВS 7750 в двух важных отношениях:

Ø Во-первых, обязательным является публичное оповещение общественности об экологических достижениях предприятия.

Ø Во-вторых, она признана во всей Европе.

Следует отметить, что в Евросоюзе в настоящее время действующей является вторая версия EMAS, которую часто обозначают как EMAS II. Если оригинальный текст положения, принятый в 1993 г., нельзя было назвать в полном смысле стандартом, поскольку он не давал собственных требований к системам экологического менеджмента участвующих предприятий, то EMAS II в этой части содержит ссылки на принятый между двумя версиями EMAS международный стандарт ИСО 14001:2004. Значение и область действия EMAS II существенно шире:

Ø документ рекомендует государствам-членам ЕС вести пропаганду EMAS среди предприятий и оказывать им поддержку;

Ø определяет требования по публикации «экологических заявлений», их подтверждению аккредитованными верификаторами;

Ø определяет независимую систему аккредитации;

Ø рекомендует обеспечить поддержку стран, вступающих в члены ЕС, в отношении применения EMAS.[1]

В правилах EMAS II существенно ужесточены требования к участвующим в схеме организациям относительно соответствия действующему законодательству, достижения и подтверждения экологической результативности, связей с заинтересованными сторонами и обмена информацией, а также вовлечения персонала. В данной версии уже определяется ряд требований, в том числе и к использованию логотипа схемы EMAS, представленного на рисунке 3.1. Кроме того, в отличие от первой версии, которая применялась только для промышленных предприятий, действующая версия применима к деятельности любой организации.

 
 

 

 


Отличительными особенностями EMAS II, в том числе и от современных стандартов на системы экологического менеджмента, выступают обязательные требования публикации ежегодных экологических заявлений или обновлений к ним, демонстрации соответствия действующему природоохранному законодательству и улучшения экологической результативности, а также открытого диалога с широкой общественностью.

Также в Великобритании, где уже был накоплен богатый опыт работы в области экологического менеджмента, разработан стандарт BS 8555:2003 «Environmental management systems. Guide to the phased implementation of an environmental management system including the use of environmental performance evaluation» - «Системы экологического менеджмента. Руководство по поэтапному внедрению систем экологического менеджмента, включая оценку экологической результативности». При подготовке стандарта был учтен опыт реализации проекта пофазного внедрения СЭМ в одной из ведущих компаний Великобритании. Данный стандарт изначально был ориентиро­ван преимущественно на малые и средние предприятия.

BS 8555:2003 основывается на ISO 14001 и ISO 14031, но не имеет с ними полного соответствия. Кроме того, он выступает не как стандарт, а как руководство, поскольку не устанав­ливает требования к СЭМ. Философию BS 8555 составляет использование нового подхода, мотивирующего предприятия более активно внедрять СЭМ. Это достигается посредством организации процесса внедрения СЭМ в виде шести последовательных фаз:

1. Принятие политики в области безопасности и охраны труда.

2. Планирование.

3. Внедрение и функционирование.

4. Контролирующие и корректирующие действия.

5. Анализ со стороны руководства.

6. Последовательное улучшение.

Каждая из этих шести фаз подразделяется в свою очередь на несколько этапов, или стадий. Успешное завершение фазы определяется достижением всех запланированных результатов отдельных ее стадий и всех рекомендуемых действий. При необходимости проводятся корректирующие действия.

Первые пять фаз связаны с внедрением СЭМ. Завершение каждой фазы позволяет засвидетельствовать определенный прогресс в направлении полного внедрения СЭМ. Поэтому стандартом рекомендуется по завершении одной фазы, и до перехода к следующей, провести внутренний аудит, который позволит убедиться в полном завершении фазы. Реализация шес­той фазы с соответствующими стадиями предусмотрена для тех организаций, которые стремятся сертифицировать СЭМ на соот­ветствие ISO 14001 и/или выполнить требования EMAS по внешней экологической отчетности и получить регистрацию в Схеме.

Такой подход дает несколько основных преимуществ, но основным назначением его является решение проблем, связанных с ограничениями организаций в финансовых и человеческих ресурсах. Поэтапное подтверждение целенаправленного движения к формированию СЭМ обходится организациям на порядок дешевле, чем ее единовременное внедрение, поскольку затраты распределяются во времени, и имеется возможность привлекать высококлассных специалистов, а не формировать собственный штат.

Так как российские организации, как правило, не имеют большого опыта внедрения и поддержания функ­ционирования систем менеджмента, поэтапное внедрение СЭМ на основе применения данного стандарта может оказаться достаточно интересным.

Однако в связи с возрастающим интересом мировой общественности к проблеме управления охраной окружающей среды и в целях обеспечения общности методического подхода к решению обозначенной проблемы потребовались разработка и принятие международных стандартов в области экологического менеджмента.

Решение о разработке серии международных стандартов в области систем экологического менеджмента явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио–де–Жанейро в 1992 году. В конце 1992 г. консультационная группа выступила с рекоменда­циями по разработке международных стандар­тов Environmental Management Sistem (системы управления окружающей средой – СУОС). Разработку новых стандартов поручили Международной организации стандартизации (ИСO) и было предложено создать ИСО/ТК 207 (а еще в 1991 г. в составе ИСО была создана рабочая группа стратегии по окружающей среде).

В ответ на требование ООН в отношении охраны окружающей среды ИСО/ТК 207 на основе требований BS 7750 к 1996 г. разработал комплекс стандартов, распространяющихся на управление экологическими аспектами деятельности организаций. Новая серия стандартов получила название ИСO 14000.

 

2. Состав стандартов ИСО серии 14000

ИСО/ISO (Международная организация по стандартизации/International Organization for Standardization) – это международная организация, объединяющая почти 156 стран-членов. Ее членами являются национальные органы по стандартизации из стран всех регионов мира, крупных и малых, промышленных и развивающихся. Международная организация по стандартизации была создана в 1947 г. в Женеве (Швейцария).

ИСО разрабатывает стандарты и руководства, которые повышают ценность организаций всех типов и способствуют более свободной и беспристрастной торговле между странами. Стандарты ИСО также содействуют продвижению интересов потребителей и пользователей.

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.

Весь объем работ по созданию и согласованию документов ИСО выполняют технические комитеты (ТК). Каждый из этих комитетов действует в строго определенной области. Технические комитеты имеют свои номера и названия, отражающие их область деятельности. В настоящее время в ИСО насчитывается 220 технических комитетов, 500 подкомитетов и 2 тыс. рабочих групп. Каждый технический комитет ИСО разрабатывает стандарты (а также руководства, отчеты, спецификации и т.п.) в своей области, принимаемые голосованием при поддержке более 75% участвовавших в голосовании национальных органов по стандартизации, являющихся членами данного комитета. [3] В числе технических комитетов и ИСО/ТК 207 «Управление охраной окружающей среды» («Экологический менеджмент»), который был создан в 1993 г.

Решение о создании каждого ТК принимает Техническое руководящее бюро. Оно устанавливает область деятельности ТК, назначает его председателя. Программу работ в пределах своей компетенции определяет сам ТК.

Основным видом работы технических комитетов является разработка, согласование и представление на утверждение Совета проектов международных стандартов, которые имеют рекомендательный характер.

Несмотря на то, что в ИСО организовано такое большое количество технических комитетов, далеко не во всех областях человеческой деятельности возникла необходимость в международной стандартизации опыта и подходов. Однако к числу технических комитетов, связанных с охраной окружающей среды, можно отнести несколько комитетов. Среди них:

Ø TC 142 Cleaning equipment for air and other gases — Оборудование для очистки воздуха и других газов;

Ø TC 146 Air quality — Качество воздуха;

Ø TC 147 Water quality — Качество воды;

Ø TC 180 Solar energy — Солнечная энергия;

Ø TC 190 Soil quality — Качество почв;

Ø TC 205 Building environment design — Экологичное проектирование зданий;

Ø TC 207 Environmental management — Экологический менеджмент.[3]

Технический комитет 207 разрабатывает международные стандарты ИСО в области экологического менеджмента. Следует еще раз подчеркнуть, что его создание явилось одним из наиболее заметных и существенных шагов в признании деловыми кругами значимости экологических проблем, осознании необходимости устойчивого развития общества.

 

 


 

Рисунок 1.3 – Структура технического комитета 207 ИСО

Обозначения: SC- подкомитет; WG – рабочая группа; JWG – совместная рабочая группа

 

Для непосредственной разработки проекта международного стандарта ТК могут создавать подкомитеты, а также рабочие группы и специальные группы по отдельным направлениям работ и изучению конкретных научно-практических проблем.

ТК 207 имеет достаточно сложную структуру. Состав его подкомитетов и рабочих групп позволяет разрабатывать серию стандартов ИСО 14000 относительно всех аспектов разработки, внедрения и функционирования СЭМ в организации (рис. 1.3).

Представленные в структуре ИСО/ТК 207 подкомитеты разрабатывают соответствующие группы стандартов ИСО серии 14000. Подкомитет SC 2 имеет более детальное название - «Проведение экологического аудита, и относящиеся к этому исследования, связанные с окружающей средой». Как видно из схемы на рис. 1.3., подкомитет SC 2 совместно с подкомитетом SC 2 «Системы качества» ИСО/ТК 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества» участвует в объединенной рабочей группе JWG «Аудит систем менеджмента».

При каждом техническом комитете и подкомитете существует секретариат, закрепленный за одним из постоянных членов (стран) ИСО. Секретариат ТК назначается Техническим руководящим бюро, а секретариаты подкомитетов и руководители рабочих и специальных групп – соответствующим техническим комитетом.

Наряду с рассмотренными подсистемами в техническом комитете 207 работают также специальные группы, которые напрямую не принимают участия в подготовке стандартов. Их деятельность направлена на определение стратегией развития деятельности ТК 207 (Future Vision Task Force), расширение участия развивающихся стран (Developing Countries Contact Group) и неправительственных организаций (NGO Task Group) в разработке стандартов ИСО серии 14000; специальная группа занимается переводом стандартов на испанский язык.
Экологическое управление на локальном уровне осуществляется в масштабе предприятия- природопользователя. Основные требования к подобной системе менеджмента рекомендованы стандартами ИСО серии 14000. Следует еще раз подчеркнуть, что это не единственно возможный формат системы экологического управления, но он достаточно унифицирован по требованиям и имеет международный статус. Это и делает его привлекательным для широкого круга предприятий разных стран.

Первые стандарты из серии 14000 были разработаны и приняты ИСО в 1996 г. В настоящее время в данной серии в виде стандартов, проектов международных стандартов и проектов комитетов насчитывается более 20 стандартов. Многие специалисты появление системы стандартов ИСО серии 14000 называют одной из наиболее исторически значимых международных природоохранных инициатив.

По мнению разработчиков - ИСО/ТК 207 - стандарты ИСО серии 14000 применимы в деятельности любой организации, ставящей целью своей деятельности:

Ø внедрение, обеспечение устойчивого функционирования и улучшение эффективности системы экологического менеджмента;

Ø обеспечение соответствия разработанной самой организацией и открыто декларированной экологической политике;

Ø демонстрацию такого соответствия другим сторонам (прочим организациям, потребителям, партнерам, населению);

Ø получение сертификата соответствия или официальную регистрацию системы экологического менеджмента специально уполномоченными органами;

Ø самостоятельную оценку деятельности и степени ее соответствия международным стандартам в области экологического менеджмента. [6]

Важным аспектом является то, что система стандартов ИСО 14000 ориентирована не на количественные параметры (объемы выбросов, концентрации веществ) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии). Типичным положением стандартов является то, что, во-первых, организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам в области охраны окружающей среды; во-вторых, в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры; в-третьих, организация должна подготовить соответствующие документы; в-четвертых, должен быть назначен ответственный руководитель за определенную область. Такой характер стандартов обусловлен тем, что ИСО 14000 как международные стандарты не должны вторгаться в сферу действия национальных нормативов. Введение системы стандартов позволяет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

Ø Организационном – через улучшение экологического «поведения» организаций.

Ø Национальном – через создание необходимого дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.

Ø Международном – через существенное улучшение условий международной торговли.

Все документы, входящие в систему стандартов ИСО 14000, можно условно разделить на три основные группы:

1. Принципы создания и использования систем экологического менеджмента;

2. Инструменты экологического контроля и оценки;

3. Стандарты, ориентированные на продукцию. [4]

В целом, система стандартов ИСО 14000 охватывает несколько предметных направлений, представленных на рис. 3.2.

Каждое из обозначенных направлений включает в себя специальную группу стандартов, содержащих требования к конкретной области экологического менеджмента. Основным предметом стандартов ИСО серии 14000 является система экологического менеджмента (СЭМ). Поэтому центральным документом серии считается ISO 14001:2004 – «Системы экологического менеджмента – Спецификации с руководством по применению». Стандарт, как и его предшественник (версия 1996 г.), был подготовлен рабочей группой 1 подкомитета SC 1 «Системы экологического менеджмента» ТК 207. В состав подкомитета в качестве представителей делегаций стран входят специалисты органов стандартизации, консалтинговых компаний, промышленности. Не имея права голоса при принятии стандартов, в его обсуждении принимают участие представители связанных организаций – международных неправительственных и межгосударственных объединений (например, Евросоюза, ВТО, Международной сети экологического менеджмента). Требования подготовленного таким образом стандарта являются результатом компромисса различных заинтересованных сторон и отражают современный опыт внедрения, функционирования и сертификации СЭМ. [1]

 
 

 


Рисунок 3.2 – Система стандартов ИСО серии 14000

 

Такая всесторонне взвешенная позиция ТК 207 при разработке стандартов СЭМ вызывает достаточно много нареканий и серьезную критику. Однако именно данный подход позволяет разрабатывать такие стандарты, которые в последствии находят широкое применение и общемировое признание.

Разработка и принятие стандарта ISO 14001 версии 2004 г. были вызваны необходимостью уточнения требований с целью облегчения их понимания и повышения совместимости с новой версией ISO 9001:2000. Пересмотр стандарта осуществлялся в период с 2000 по 2004 годы. Он не претерпел кардинальных изменений, ни по своей структуре, ни по ключевым требованиям. Пересмотру подверглись, главным образом, некоторые определения, а также были уточнены и незначительно модифицированы отдельные требования.

Стандарт ИСО 14001 принят в качестве национального во многих странах мира. Первый российский стандарт был принят в 1998 г. Он представлял собой аутентичный перевод ISO 14001:1996 на русский язык и был зарегистрирован как ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой: Требования и руководство по применению». При переводе были допущены неточности в интерпретации и пропуски требований оригинальной версии стандарта. В связи с этим, понимание данного стандарта было затруднено, терминология оказалась недостаточно проработанной. В результате в 2007 г. была выпущен новая версия национального стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». При дальнейшем рассмотрении мы будем пользоваться терминологией именно этого стандарта.

В отличие от остальных документов, все требования ИСО 14001 являются «аудируемыми», поэтому соответствие или несоответствие конкретной организации требованиям стандарта может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие требованиям стандарта ИСО 14001 и является предметом формальной сертификации организации.

По данным Общественного регистра сертификации СЭМ в России к середине 2008 г. насчитывалось 297 организаций, получивших сертификат соответствия их системы экологического менеджмента требованиям ИСО 14001. [9] Для сравнения – в 2002 г. сертификат соответствия имели лишь 14 российских организаций, то есть за последние 6 лет их количество увеличилось более чем в 20 раз. Но работу над внедрением систем экологического менеджмента и подготовкой к сертификации ведут многие предприятиях различных отраслей и в настоящее время.

Все остальные документы серии ИСО 14000 рассматриваются как вспомогательные.

Одновременно с ISO 14001 в 1996 г. был принят еще один стандарт серии 14000 – ISO 14004:1996 «Системы экологического менеджмента – Общие руководящие указания по принципам, системам и вспомогательным методикам» (в русском переводе соответственно ГОСТ Р ИСО 14004-98 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»), а в 2004 г. он был актуализирован и выпущена новая версия - ISO 14004:2004. Пересмотренный вариант ISO 14004:2004 заметно усовершенствован для того, чтобы облегчить внедрение организациями ISO 14001. Для этого в текст добавлены примеры и практические подсказки, рекомендации по определению приоритетных экологических аспектов.

Таким образом, стандарт ИСО14004 выступает в качестве разъяснения требований ИСО 14001, дающего дополнительные (но уже не обязательные) рекомендации по созданию и функционированию систем экологического менеджмента, и он не предназначен для оценки соответствия.

Стандарты ИСО 14001 и ИСО 14004 разрабатывались с учетом опыта применения принципов всеобщего менеджмента качества (отраженного и в стандартах ИСО серии 9000) к вопросам охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов. В свою очередь, опыт разработки и применения стандартов ИСО 14001 и ИСО 14004 был учтен при создании стандартов ISO 9001 и ISO 9004 версий 2000 г. В настоящее время обе серии стандартов являются полностью совместимыми.

Другие стандарты и технические отчеты (TR) ISO, входящие в серию 14000, посвящены подходам, которые могут использоваться предприятиями и организациями для снижения воздействия на окружающую среду. Все эти стандарты носят характер рекомендательных, но в силу их рамочного характера им следует большинство организаций, развивающих системы экологического менеджмента или применяющих соответствующие подходы и инструменты независимо. Стандарты ISO 14010, ISO 14011 и ISO 14012 описывают требования к экологическому аудиту (аудиту СЭМ), общие требования к аудиторам. Опубликован стандарт, посвященный экологической оценке площадок и организаций (ISO 14015). В 2002 г. вышел в окончательном варианте общий стандарт, посвященный аудиту систем менеджмента качества и экологического менеджмента – ISO 19011. Этот стандарт заменяет собой требования ISO 14010, ISO 14011 и ISO 14012.

Стандарты ISO 14020, ISO 14021, ISO 14024, ISO 14025 описывают общие требования и различные подходы к экологической маркировке, включая самодекларацию, маркировку на основе результатов исследования жизненного цикла продукции и т.п.

Стандарт ISO 14031 и технический отчет ISO/TR 14032 посвящены принципам оценки экологической результативности деятельности по контролю экологических аспектов; в них описываются основные принципы разработки и даются примеры использования систем экологических показателей.

Стандарты ISO группы 14040 посвящены оценке жизненного цикла продукции. В нее входят ISO 14040, описывающий принципы и структуру оценки жизненного цикла; ISO 14041, ISO 14042, ISO 14043, дающие рекомендации по выполнению различных стадий оценки жизненного цикла. ISO/TR 14049 содержит примеры применения стандарта ISO 14041 для определения цели и области исследования по оценке жизненного цикла, а также инвентаризационного анализа; в ISO/TR 14047 даются примеры применения ISO 14042; ISO/TS 14048 определяет формат документирования данных по оценке жизненного цикла продукции.

Стандарты ISO серии 14000 включают также глоссарий (ISO 14050); недавно была официально принята вторая редакция этого стандарта (ISO 14050:2002). В 1998 г. был опубликован технический доклад ISO/TR 14061 «Информация в помощь организациям, работающим в лесном хозяйстве, по использованию стандартов систем экологического менеджмента ISO 14001 и ISO 14004», в 2002 г. — ISO/TR 14062 «Руководство по интеграции экологических аспектов в процесс проектирования и разработки продукции». В рамках рабочей группы 4 разработан стандарт ISO 14063 «Экологический менеджмент – Обмен экологической информацией – Руководство и примеры», который описывает принципы и дает примеры представления и распространения экологической информации. [2]

В июле 2001 г. принято решение и начата разработка, а в 2006 г. принята группа, состоящая из трех новых стандартов ISO 14064 – под общим названием «Парниковые газы». Они регулируют вопросы количественного определения, мониторинга, отчетности и верификации утверждений, касающихся парниковых газов. В 2007 г. в дополнение к ним принят ISO 14065 «Парниковые газы – Требования к органам по валидации и верификации парниковых газов для использования при аккредитации или других формах признания».

В целом, система международных стандартов ИСО серии 14000 становится все более глубоко проработанным, обширным набором инструментов в области экологического менеджмента для предприятий и организаций самых разных сфер деятельности. На сегодня, серия ИСО 14000 отражает опыт организаций-лидеров в области экологического менеджмента, при этом представляя собой общепризнанные подходы к организации природоохранной деятельности предприятий и организаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.