Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9 Подготовительные этапы статистического анализа (10 ч.)




Семиотика возникла на пересечении интересов таких дисциплин как логика, лингвистика, герменевтика и психология. Интерес к изучению знаковой организации сознания связан, в первую очередь, с возросшими требованиями к процессам переработки и передачи информации. По мере роста знания незнание не только не уменьшается, но возрастает в опережающей знание прогрессии. В этих условиях недостаток информации может компенсироваться способами ее «упакованности» и возможностями пользоваться разными носителями знаний. Семиотика и призвана обеспечить понимание механизмов функционирования знаковой среды сознания.

Литература

Радлов Э.Л. Владимир Соловьев: Жизнь и учение. Спб.,1913.

Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т.1.

Фердинанд де Соссюр. Труды по языкознанию. М.: «Прогресс»,1977.

Флоренский П.А. Строение слова //Контекст.1972. М.,1973.

 

 

Лекция третья

СВОЙСТВА ЗНАКОВ. ТИПЫ ЗНАКОВ. СЕМИОТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАКОВ.

Содержание

1. Свойства знака

2. Основания классификаций знаков

3. Семиотическая классификация знаков

Ключевые понятия: материальность/духовность, произвольность/мотивированность, системность, неисчерпаемость знака, нулевой знак, коннотация, метаязык, иконический знак, индексальный знак, знак-символ

Если мы вернемся к пирамиде, изображающей основные составляющие знака, то можно предположить, что ее ребра отображают свойства знака в отношениях между его компонентами.

Имя

 

 

Значимость

Предмет Значение

 

Перечислим некоторые из этих свойств.

1. Всякий знак оказывается единством материального и духовного (смыслового) начала. Каким образом возможно такое единство – главный познавательный вопрос семиотики. Единение материальности и духовности воплощено, например, в книге, которая представляет собой, с одной стороны, произведение человеческого разума, предназначенное для передачи определенного смысла, с другой стороны, - материальную вещь, обладающую рыночной стоимостью. Аналогично книге, духовно-материальными единствами являются любые документы, устная речь, экранные изображения. Это грань - Имя – Значение: любой знак имеет план выражения и план содержания. Имя, слово – выражает значение, понятие, концепт.

2. Знак одновременно произволен (немотивирован) и мотивирован. Языковой знак произволен по отношению к предмету, который он называет, поскольку не имеет с ним никакой естественной связи в реальном мире. Выражения для одного понятия изменяются во времени и пространстве (наличие многих языков), а значит, не имеют с ним никакой обязательной связи. На основе всеобщего несходства названий делается заключение о его всеобщей случайности. Иначе говоря, между знаком и реальностью, предметом, им называемым, нет прямого перехода. Действительно, в абсолютном большинстве случаев мы не можем сказать, почему тот или иной предмет называется так-то, а не так-то, но это произвольность не абсолютная, а относительная. Ведь мы отлично понимаем, почему чернила названы чернилами, а белила белилами. Конечно, и то, и другое могло быть означено иным способом, но ни в коем случае чернила не могли стать белилами, а белила чернилами. Связь же между означаемым и означающим (именем и понятием) не произвольна, а, напротив, она необходима. Симбиоз между звуковым комплексом и понятием столь тесен, что понятие является как бы «душой» акустического образа. В сознании нет пустых форм, как нет и не получивших название понятий. Разум приемлет только такую звуковую форму, которая служит опорой некоторому представлению, поддающемуся идентификации; в противном случае разум отвергает ее как неизвестную или чуждую. Следовательно, означающее и означаемое, акустический образ и мысленное представление являются в действительности двумя сторонами одного и того же понятия и составляют вместе как бы содержащее и содержимое. Означающее – это звуковой перевод идеи, означаемое – это мыслительный эквивалент означающего. Сам Фердинанд де Соссюр обращает на это внимание, когда сравнивает язык с листом бумаги. «Мысль – его лицевая сторона, а звук – оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную. Так и в языке нельзя отделить ни звук от мысли, ни мысль от звука; этого можно достигнуть лишь путем абстракции, что неизбежно приведет либо к чистой психологии, либо к чистой фонологии» (Соссюр, с.145).

3.Знак является, с одной стороны, частью, элементом системы знаков, с другой - составляет феноменальную отдельность. По оси пирамиды Имя – значимость, знак выступает как формообразующее сущность, а не как субстанция. Дело в том, что все значимости суть значимости в силу противопоставления друг другу и определяются только на основе их различия. Будучи противопоставлены, они удерживаются в отношении необходимой обусловленности. Здесь мы имеем дело уже не с изолированным знаком, а с языком как системой знаков. Чтобы отстоять тезис абсолютной произвольности знака Ф. де Соссюру пришлось ввести одно разграничение. Согласно последнему, язык можно описывать двумя способами: как систему, изменяющуюся во времени (диахрония), и как моментальный снимок неизменной системы (синхрония). В диахронии знак тяготеет к символу, который всегда не до конца произволен. В символе есть рудимент естественной связи между означающим и означаемым. Так, символ справедливости, весы, нельзя заменить чем попало, например колесницей. В диахронии знак соотнесен с обозначаемой реальностью и с самим собой на временной оси. На этой оси он подвержен предметной мотивацией, которая, в свою очередь, подвержена действию различных исторических факторов. В синхронии же существуют не только значения, но еще главным образом и значимости. «Говоря, что они соответствуют понятиям, следует подразумевать, что они в этом случае чисто дифференциальны, то есть определяются не положительно – своим содержанием, но отрицательно – своими отношениями к прочим членам системы. Их наиболее точная характеристика сводится к следующему: быть тем, чем не являются другие» (Соссюр, 149). Так, например, значимость французского множественного числа не покрывает значимости множественного числа в санскрите, хотя их значение чаще всего совпадает: дело в том, что санскрит обладает не двумя, а тремя числами («мои глаза», «мои уши», «мои руки», «мои ноги» имели бы в санскрите форму двойственного числа); было бы неточно приписывать одинаковую значимость множественному числу в санскритском и французском языках, так как в санскритском языке множественное число употребляется не во всех тех случаях, где оно употребляется во французском; следовательно, значимость множественного числа зависит от того, что находится вне и вокруг него в системе. Смотри в ПРИЛОЖЕНИИ следствия из произвольности знака в синхронии и диахронии, а далее, в поведении реального субъекта, выведенные Э.Бенвенистом. Итак, значимости знака в синхронии и в диахронии подчинены разным оппозиционным отношениям, которые можно было бы сравнить с существованием знака одновременно в двух перпендикулярных осях или системы координат: социальной и культурной. Снятие противоречивых характеристик знака происходит в конкретном коммуникационном акте «здесь и теперь», т.е. в коммуникационном хронотопе.

4. Знак неисчерпаем в своем содержании, как неисчерпаем предмет, который он замещает. У знака может быть столько значений, сколько контекстов его употребления может быть найдено. Это свойство привело в дальнейшем к разведению понятий значения и смысла знака.

II Опираясь на структуру знака, заданную пирамидой, можно предложить следующую классификацию видов знаков. Так, основанием для классификации может быть взято имя знака. Тогда по форме знаки можно разделить на:

1. Природные и искусственные (условные и естественные). Форма природных знаков существует независимо от человека - это предметы реального мира, которые общество приспосабливает для целей обозначения, т.е., приписывает им еще и функцию знака. С того момента, как существует общество, всякое пользование предметом превращается в знак этого пользования: функция плаща заключается в том, чтобы предохранить нас от дождя, но эта функция неотделима от знака, указывающего на определенную погоду. Об автомобиле можно рассуждать так, словно он служит только одной цели – быстрое и удобное передвижение в пространстве. Но в своей знаковой функции автомобиль относится к области коннотации и указывает еще на статус и другие социальные характеристики его владельца. Искусственные знаки создаются человеком для выражения нового смысла и неотделимы от ситуаций общения, для которых они были созданы. Сюда можно отнести слова, жесты, дорожные знаки и т.д.

2. Еще одно деление знаков связано с органами чувств, с помощью которых человек воспринимает тот или иной знак. Известно, что человек обладает пятью органами чувств и им соответствуют пять видов знаков: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Самые употребительные из них зрительные и слуховые. Не случайно поэтому, что в языке имеются знаки именно этих двух видов. В устной форме языка используются слуховые знаки, а в письменной – зрительные. Зрительные и слуховые знаки встречаются повсюду: мы видим на людях форменную одежду и знаки отличия, воспринимаем сигналы светофора, дорожные знаки, мимику, жесты, позы. Мы слышим гудки и сирены автомобилей, выстрел стартового пистолета, всевозможные знаки-звонки: будильника, телефона, школьного или дверного звонка. Среди осязательных знаков наиболее известны различные жесты-касания, пожатие руки, шлепки в качестве наказания и одобрения, пощечины и др. Для слепо-глухих этот вид знаков становится основным. Разработана даже специальная азбука (система Брайля) с выпуклыми буквами, которые можно читать пальцами. К обонятельным знакам можно отнести священные благовония, различные ароматические запахи, запахи красок, запах пищи, запахи городов («Ароматы Версаля») и др. Вкусовые знаки указывают на наличие того или иного вещества («горячие» вкусы: кислое, соленое, острое и «холодные» вкусы: сладкое, горькое, вяжущее) в составе пищевых продуктов или блюд. Каждый из шести вкусов непосредственно общается с «квантовым» телом и несет в себе особый сигнал. Язык знает их благодаря инстинктам. Приторная сладость ванили диаметрально противоположна горькому вкусу лимонной кожуры; первое успокаивает, второе шокирует. Эту разницу ощущает все тело, но первым чувствует ее язык, а уже вслед за ним и весь организм.

Нулевой знак. До сих пор речь шла о формах знака, воспринимаемых и связанных с определенным значением. Однако существуют и такие знаки, форму которых воспринимать нельзя. Отсутствие формы и есть знак, знак того, что отсутствует значимый элемент системы. Знак с такой формой, то есть значимым отсутствием чего бы то ни было, в семиотике называют нулевым знаком. Нулевой знак не может существовать сам по себе, независимо от других ненулевых знаков. Если во время приветствия вы не пожимаете протянутую руку, то это означает «не хочу здороваться» (потому что обижен, знать не желаю и т.д.). Нулевые знаки используются даже животными. Например, африканский слон, как считают этологи, выражает тревогу молчанием. Молчание в отличие от тишины, также является нулевым знаком. А так как молчать можно обо всем, то и функции молчания те же самые, что и функции говорения.

II. По обозначаемому предмету знаки можно делить на

3. знаки - идеи и знаки-чувства. Например, к первым можно отнести дорожные знаки, ко вторым – подарки.

4.Знаки могут иметь денотат (объект, существующей в действительности), а могут иметь только коннотат (свойство, в принципе независимое от денотата). К примеру, в языке встречаются слова, не имеющие денотата, но имеющие коннотацию – совокупность известных свойств: «русалка», «кентавр», «дьявол».

5. Интересную классификацию культурных знаков предложил Жан Бодрийяр в «Системе вещей». Он описывает общество потребления, в котором последнее сделалось главным содержанием общественной жизни, оттеснив на второй план производство и накопление. Потребление здесь не сводится к пассивному использованию вещей, оно превращается в активный процесс их выбора и регулярного обновления, в котором обязан участвовать каждый член общества. Приобретая вещи, он стремится к вечно ускользающему идеалу – модному образцу, опережая время благодаря кредиту, пытается зафиксировать и присвоить его себе, собирая вещи коллекционные. Для утверждения и регулирования такого образа жизни служит реклама, цель которой – не столько способствовать продаже того или иного товара, сколько внедрить в общественное сознание образ целого общества, эти товары потребляющего. Подобное потребительство принципиально не знает предела, насыщения, поскольку имеет дело не с вещами как таковыми, а с культурными знаками, обмен которыми происходит непрерывно и бесконечно. Однако знаки эти, хотя и обладают высокой семиотической ценностью, но оторваны от собственно человеческих, личностных или родовых, смыслов; это знаки дегуманизированной культуры, в которой человек отчужден.

И еще одна, на наш взгляд очень важная классификация знаков по денотатному основанию предложена Роланом Бартом.

6. Любая знаковая система включает в себя план выражения (Е) и план содержания (С), а значение соответствует отношению (R) между этими двумя планами: ERC. «Теперь предположим, пишет Р.Барт, что система ERC выступает в роли простого элемента вторичной системы, экстенсивной по отношению к первой. В результате мы получим две системы, как бы вставленные одна в другую, но в то же время и разделенные. Однако такое «разделение» может быть осуществлено двумя совершенно различными способами; в зависимости от того, каким образом первая система включается во вторую, мы получим два противоположных явления. В первом случае первая система (ERC), будет служить планом выражения или означающим по отношению ко второй системе:

2 E R C,

^

1 ERC

 

что можно выразить и как (ERC) R C. Полученную семиотику Ельмслев назвал

коннотативной семиотикой; первая система представляет собой денотативный план, а вторая – коннотативный. Поэтому можно сказать, что коннотативная система есть система, план выражения которой сам является знаковой системой. Наиболее распространенные случаи коннотации представлены сложными системами, где роль первой системы играет естественный язык (такова, например, литература). Во втором случае первая система (ERC) становится уже не планом выражения, как при коннотации, но планом содержания или означаемым по отношению ко второй системе:

2 E R C

^

1 ERC,

что можно выразить так: E R (ERC). Таковы все метаязыки. Метаязык есть система, план содержания которой сам является знаковой системой; это семиотика, предметом которой является семиотика. Таковы два пути удвоения знаковых систем: коннотация и метаязык» (Барт, 157-158).

8.Знаки могут быть статическими и операциональными. Последние обозначают операции, действия над другими знаками, например знаки +, =, знаки «сдвинуть», «раздвинуть», «заменить местами», «перевернуть» в корректорском деле.

III. По значению (смыслу) знаки могут разделяться на:

9. Переменные и постоянные (ситуативные и аситуативные). Значение переменных знаков зависит от говорящего, от ситуации говорения и для каждого говорящего свое. Так, a + b может в определенной ситуации иметь денотат 6+4 либо 3+2 и т.д. Среди языковых знаков ситуативными являются местоимения, слова «правый» и «левый», «Восток» и «Запад», здесь, сегодня и сейчас.

10. Самостоятельные и несамостоятельные. Последние отдельно не употребляются, но всегда появляются вместе с какими-то другими знаками. К самостоятельным знакам можно отнести слова, словосочетания, предложения, дорожные знаки, погоны, деньги и многое другое. К несамостоятельным знакам в языке относятся, например, аффиксы, знаки препинания, звездочки и полосы на офицерских погонах, цифра на денежной банкноте: без банкноты цифра имеет другое значение.

11. Длительные (стабильные) и кратковременные. Кратковременный знак исчезает сразу после его использования, длительный же сохраняется в течение долгого времени, что позволяет использовать его не один раз. Звучащие слова, жесты, мимика, световые сигналы относятся к кратковременным знакам, написанные слова, монеты, дорожные знаки, ордена, почтовые знаки – это все длительные знаки. Впрочем, с появлением современных технических средств записи звука и изображения кратковременные знаки сохраняются дольше, чем многие длительные. Длительные знаки обладают важным свойством: их можно передавать на большие расстояния, что позволяет собеседникам общаться, находясь далеко друг от друга. Возможно, именно поэтому возникла письменная форма языка.

12. Тематические (ограниченные) и атематические. Так, знаки записи шахматной игры могут служить для передачи качественно ограниченной информации, топографические знаки также служат для передачи информации одного типа в отличие от письменности, азбуки Морзе или естественного языка, которые передают качественно неограниченную информацию. В языке тематическими являются системы терминов различных наук.

IY. По значимости или месту в системе знаков (системные характеристики) знаки можно разделить на:

13. Простые и сложные (синтагматические и асинтагматические). Если в знаке можно выделить более простые элементы, которые также являются знаками, то такой знак называется сложным, если нет – простым. Таким образом, сложные знаки членятся на простые, а простые знаки нечленимы. В последних каждый знак равен целому сообщению. Так, в естественном языке, азбуке Морзе, сообщение равно последовательности знаков. Офицерские погоны состоят из звездочек и полос. Количество звездочек и число полос имеет самостоятельное значение. Одна полоса обозначает принадлежность к младшему офицерскому составу, а две – к старшему. Внутри каждого состава есть свой порядок званий (иерархия). Этот порядок отражается числом звездочек: чем больше звездочек, тем выше звание. Существует даже такое выражение: «получить еще одну звездочку», что означает «занять более высокое место в иерархии в пределах того же офицерского состава». Только для сложных знаков возможно различие между синтагматикой и парадигматикой.

14. Единичные и системные, где каждый знак противопоставляется многим другим. Звонок на урок, например, не противопоставляется своему отсутствию, отсутствие звонка ничего не значит; звонок является здесь единичным знаком, который не входит в оппозицию ни с какими другими знаками и не имеет значимости. Всякая система знаков является коммуникативным устройством, но не всякое коммуникативное устройство есть система, например, совокупность единичных знаков (вывески).

15. Замкнутые и открытые системы знаков. В замкнутых системах количество знаков строго определено, и каждый новый возникший знак превращает исходную систему в новую знаковую систему. В открытых знаковых системах возникновение нового знака не разрушает старой системы. Так, число корректорских знаков неопределенно, каждый корректор придумывает столько значков типа Г L Т F H,

сколько исправлений нужно сделать на данной странице. В языке словарный состав, по-видимому, является неопределенной системой, поскольку число слов, если считать потенциальные слова, также неопределенно.

По всем этим признакам можно формально отграничить объект лингвистики – язык - от других знаковых систем. Языком будет называться совокупность условных, произвольных, синтагматических, атематических, аситуативных, статических знаков, образующих открытую многоярусную систему, соположенную с другими знаковыми системами, но иерархически не подчиняющуюся ни одной из них. Природа языка, его репрезентативная функция, динамизм, роль в жизни коллектива делают его своего рода универсальной семиотической матрицей или такой моделирующей структурой, у которой другие структуры заимствуют основные особенности устройства и функционирования. Тем не менее, все эти свойства языкового знака не позволяют совершить переход от языка к речи. Мир знаков замкнут и от него к высказыванию нет движения ни путем образования сложных знаков, ни каким-либо иным способом. Их разделяет непереходимая грань. Как на основе языка строить высказывания – проблема семиотической системы Фердинанда де Соссюра и всей структурной лингвистики после него. «Развитие семиологии языка было задержано, как это ни парадоксально, отмечает Бенвенист, самим орудием ее создания – знаком. Нельзя было отказаться от идеи языкового знака без того, чтобы тем самым не отбросить самую важную особенность языка; но нельзя было также и распространить эту идею на целое речевое произведение, не вступив в противоречие с определением знака как минимальной единицы» (Бенвенист, с.89).

Классификацию знаков по принципу отношения между означающим и означаемым разработал Чарльз Сандерс Пирс (1839 – 1914). Его классификация знаков основана на способе связи между формой и содержанием знака. С точки зрения Пирса, существует три типа знаков, каждый из которых отличается от другого особым отношением означающего и означаемого, иконические знаки, основанные на подобии означающего и означаемого, индексальные знаки, основанные на смежности означающего и означаемого и знаки-символы, основанные на конвенции, соглашении и не имеющие выраженной связи между означающим и означаемым. Приведем примеры всех этих типов знаков.

К иконическим (от древнегреческого слова со значением «изображение»- икона) знакам относятся: портрет в живописи или фотография, наскальный рисунок, знаки для туристов: знак перехода или ресторана (изображение вилки и ножа), идеофоны или звукоподражательные знаки (мяу, му-у, бе-е-е, ква-ква, бум, апчхи и др.). Звучание идеофона отражает свойства имитируемого звука: его громкость, высоту, длительность. По идеофону можно даже восстановить размер предмета, издающего звук, скорость его движения и т.п. Вспомним детскую песенку, где идеофоны различают звуки и тем самым размеры и виды часов:

Бьют часы на башне:

Тик-так, тик-так.

 

А стенные поскорее:

Тики-таки, тики-таки.

 

А карманные спешат:

Тики-таки, тики-таки-так.

К иконическим же знакам относятся схемы, диаграммы, графики. Для изображения связей и отношений удобнее пользоваться последними, нежели картинками.

В языке порядок событий во времени может передаваться порядком слов. В знаменитой фразе римского императора Юлия Цезаря «Пришел, увидел, победил» порядок слов соответствует последовательности происходящих событий. Сначала пришел, потом увидел и, наконец, победил. Фраза «Я умылся и поел» означает не то же самое, что фраза «Я поел и умылся». Порядок слов в русском языке, таким образом, тоже может быть диаграммой.

У знаков-индексов или индексальных знаков, как и у знаков-икон, форма связана с содержанием, но связь здесь основана не на сходстве формы и содержания, а на их близости в пространстве или во времени, причем эта близость не случайна, а определяется законами природы или общеизвестными закономерностями. Форма является следствием содержания, и наоборот, содержание – причиной формы. Видя дым, мы понимаем, что что-то горит. Дым является индексальным знаком: он обозначает наличие где-то рядом огня. Закономерность связи дыма с огнем отражена в известной поговорке «Нет дыма без огня». Животные, когда метят свою территорию, оставляют клочья шерсти на деревьях, камнях, земле, или оставляют свою мочу. Эти знаки тоже являются индексами.

Благодаря существованию общеизвестных причинно-следственных законов и закономерностей часто возникает ситуация ненамеренного общения, когда адресат получает сообщение, у которого нет реального отправителя. Так, преступники оставляют улики на месте преступления – невольные знаки своего присутствия. Индексальным связям обязан знаменитый дедуктивный метод Шерлока Холмса. Симптомы болезни тоже относятся к знакам-индексам. Сюда же можно отнести и мимику, поскольку выражение лица – это, прежде всего непроизвольное отражение человеческих эмоций и состояний. Мимика, жесты, позы, даже походка выдают не только сиюминутное настроение человека, но и постоянные черты характера.

Иконические и индексальные знаки обладают одним общим свойством: по их форме можно догадаться о содержании, даже не будучи знакомым с самими этими знаками. Форма подсказывает человеку содержание, либо потому, что похожа на него (иконы), либо потому, что общеизвестна причинно-следственная связь между ними (индексы). Эта связь неизменна и не зависит от желаний и воли человека. Человек не властен отменить ни сходство, ни законы природы.

Большинство же знаков устроено иначе. Их форма сама по себе не дает никакого представления о содержании. Связь между формой и содержанием устанавливается произвольно – по соглашению, касающемуся именно данного знака. Такие знаки называются символами, или символическими знаками. По виду дорожного знака «кирпич» нельзя понять, что он означает запрет движения, так как форма «кирпича» ничего не говорит об этом. Чтобы понять этот знак, надо заранее договориться о его значении, или же знать об уже существующем договоре относительно данного знака, т.е., выучить правила дорожного движения. Подавляющее большинство слов естественного языка являются символическими знаками. При этом совсем разные формы могут передавать одно и то же содержание, что затрудняет общение между владеющими разными языками. Но это, как говорит Библия, наказание Божье за человеческую гордыню.

В человеческом языке символ, в общем случае, не является слепком с данных нашего опыта – в том смысле, что между явлением действительности и его языковой формой нет обязательного подобия. И это позволяет языку, между прочим, обеспечивать субститут опыта, который без конца может передаваться во времени и пространстве, независимо от конкретной ситуации; это и есть особенность нашей символической деятельности и основа языковой традиции.

Типология знаков Ч. Пирса соотносится с тремя способами восприятия времени субъектом и, следовательно, с построением высказывания. В одной из лучших работ Ч.Пирса (изданной посмертно) «Экзистенциальные графы», имеющей подзаголовок «Мой шедевр», описано такое соотнесение. «Бытие иконического знака принадлежит прошлому опыту. Он существует только как образ памяти. Индекс существует в настоящем опыте. Бытие символа состоит в том реальном факте, что нечто определенно будет воспринято, если будут удовлетворены некоторые условия, а именно если символ окажет влияние на мысль и поведение его интерпретатора. Каждое слово есть символ. Каждое предложение- символ. Каждая книга – символ…Ценность символа в том, что он служит для придания рациональности мысли и поведению и позволяет нам предсказывать будущее» (Цит. по Якобсону, с.116).

Последняя фраза Ч. Пирса чрезвычайно важна для уяснения различий между языком человека и языком животных. Животные, как и люди, достаточно хорошо усваивают и оперируют иконическими и индексальными знаками. Но ни одно животное принципиально не может освоить систему знаков-символов, поскольку оно не способно к рационализации будущего. Возможность предсказывать будущее, знание о конце земной жизни и предчувствие посмертного бытия – вероятно, являются главными свойствами человеческого языка.

Классификация Пирса выводит знак в мир речи, позволяя анализировать отношение знака к пользователю (интерпретатору). Поэтому у Ч.Пирса выделено три измерения семиозиса в отличие от Соссюра с его двумя осями измерения знака. Но об этом в следующей лекции.

 

Знак, как субстрат человеческого сознания, связан двумя основными формами чувственного созерцания: пространством и временем. Три вектора пространства задают координаты знака как вещи, соотнося его с именем, предметом и значением. Четвертая координата – временная – связывает знак в линейной цепи с другими знаками, наделяя его смысловой характеристикой. Последняя «выносит» знак в речь, где он получает свою значимость. Классификация знаков по временной оси, имея своим основанием процессы семиозиса сознания, может быть рассмотрена как семиотическая классификация.

 

 

Литература

Ролан Барт. Основы семиологии.// Структурализм: «за» и «против». М., Прогресс,1975.

Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., «Прогресс»,1974.

Фердинанд де Соссюр. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.

Якобсон Р. В поисках сущности языка.//Семиотика. М., «Радуга»,1983.

1. Подготовка данных к анализу. ПРОВЕРКА АНКЕТ

2. Редактирование данных. «Полевое» редактирование и централизованное офисное редактирование.

3. Характеристики данных, проверяемые при «полевом» редактировании




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.