КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Релаксация напряжений в асфальтобетоне, его устойчивость к атмосферным факторам(водостойкость, морозостойкость)
Устойчивость асфальтобетона к атмосферным факторам. Асфальтобетонные покрытия при длительном увлажнении вследствие ослабления структурных связей могут разрушаться за счет выкрашивания минеральных зерен, что приводит к повышенному износу покрытий и образованию выбоин. Водостойкость асфальтобетона зависит от его плотности и устойчивости адгезионных связей, Вода, как полярная жидкость, хорошо смачивает все минеральные материалы, а это значит, что при длительном контакте минеральных зерен, обработанных битумом, возможна диффузия воды под битумную пленку. При зтом минеральные материалы с положительным потенциалом заряда поверхности (кальцит, доломит, известняк) в большей степени препятствуют вытеснению битумной пленки водой, чем материалы с отрицательным потенциалом поверхности (кварц, гранит, андезит). Образование адсорбционного слоя воды понижает поверхностную энергию твердого тела, а следовательно, и работу по образованию новых поверхностей при деформации. Сорбированные молекулы воды легко мигрируют по поверхностям, вновь образующимся в деформируемом материале, чрро приводит к его разрушению. Закономерное снижение прочности асфальтобетона с увеличением срока выдерживания материала в воде объясняется постепенной диффузией воды внутрь материала и все увеличивающимся расклинивающим действием воды. Значительно разрушают структуру асфальтобетона его частые попеременные увлажнение и высыхание. Перемещаясь в порах, вода вызывает неравномерное распределение напряжений, что также способствует разрушению. Пористость оказывает большое влияние на водостойкость асфальтобетона, обычно она составляет 3... 7 %. Поры в асфальтобетоне могут быть открытые и замкнутые. С уменьшением размера зерен увеличивается количество замкнутых, недоступных воде пор.
Водостойкость асфальтобетона определяется значениями водонасыщения, набухания и коэффициента водостойкости къ (отношение прочности водонасыщенных к прочности сухих образцов). Коэффициент водостойкости должен быть не менее 0,9, а при длительном водонасыще-нии (15 сут) - не менее 0,8. Морозостойкость. Замерзая зимой в порах асфальтобетона, вода переходит в лед с увеличением в объеме на 8... 9 %, что создает в них давление свыше 20 МПа. Наиболее разрушительное действие оказывает происходящее весной и осенью попеременное замораживание и оттаивание асфальтобетона. Знакопеременные температуры приводят к возникновению трещин. Морозостойкость асфальтобетона обычно оценивается коэффициентом Км з< показывающим снижение прочности при растяжении (испытание на раскол) после определенных циклов замораживания насыщенных водой образцов на воздухе при — 20°С и оттаивания в воде при комнатной температуре. Количество циклов принимается не менее 25. Наибольшей морозостойкостью обладает асфальто-вяжущее, меньшей — асфальтовый раствор и еще меньшей — асфальтобетон. Снижение морозостойкости асфальтобетона наблюдается и при уменьшении вязкости битума от марки БНД 60/90 до БНД 90/130. Морозостойкость асфальтобетона также взаимосвязана с характером взаимодействия битума с минеральным материалом. Так морозостойкость асфальтобетона на щебне из плотного известняка (основная порода) выше, чем на гранитном щебне (кислая порода). Это объясняется тем, что природа связи битум -известняк физико-химическая, в то время как связь битум - гранит физическая. Напряжения, возникающие при замерзании воды, легко разрушают физические связи и слабо разрушают химические.
Повысить водо- и морозостойкость можно путем выбора материалов надлежащего качества, тщательного подбора составляющих, применения поверхностно-активных веществ. Характеристики асфальтобетонного покрытия. Для безопасного и комфортабельного движения автомобилей большое значение имеют следующие характеристики асфальтобетонного покрытия: ровность, шероховатость (сопротивление скольжению и дренирование поверхностной воды), шум при движении, оптические свойства, чувствительность к пластическим деформациям (колеи и волны), водонепроницаемость (предотвращение проникания поверхностной воды в покрытие). Ровность покрытия определяют 3-метровой рейкой с калиброванным клином (промерником), двухопорной 3-метровой рейкой типа ПКР-1, многоопорной рейкой типа ПКР-4 или установкой ПКРС-2 при скорости 30 км/ч. Так, для дорог I - III категорий количество просветов под рейкой до 2 мм должно быть не менее 90 %, а просветов более 3 мм — не более 5 %. Не достаточная ро з но от ь t ю к ры ги я снижает скорость автомобилей и ухудшает комфортность движения. 23. Характеристики асфальтобетонного покрытия. Износостойкость - сопротивление асфальтобетона действию сил трения, вызываемых проскальзыванием колес автомобиля по поверхности покрытия, и вакуумных сил, возникающих под движущимся автомобилем. Износ покрытия определяется истиранием его структурных элементов, отрывом и у;лсом с его поверхности зерен песка и раздробленных щебенок. Износостойкость асфальтобетона тем выше, чем больше его плотность, чем выше твердость входящих в его состав минеральных материалов, выше спепление зерен щебня и песка с битумом. Асфальтобетоны, приготовленные на гранитном щебне (твердость по шкале Мооса 6... 7), более износоустойчивы, чем бетоны на известняковом щебне (твердость 3). Применение щебня, загрязненного глинистыми частицами, приводит к резкому снижению износостойкости за счет вырывания щебенок из поверхности покрытия. На покрытии в этом случае образуются оспины. Износ покрытий из песчаного асфальтобетона прежде всего взаимосвязан с характером поверхности частиц, поэтому износ асфальтобетона на высевках из изверженных горных пород всегда меньше износа бетона на окатанном кварцевом песке. Истираемость асфальтобетонного покрытия при интенсивном автомобильном движении составляет 0,3... 1,0 мм в год.
Шероховатость асфальтобетонного покрытия обеспечивает достаточное сцепление шин автомобиля с поверхностью покрытия. При этом шероховатость поверхности покрытия не оказывает существенного влияния на сопротивление скольжению шин. На покрытиях с увлажненной поверхностью степень сопротивления скольжению шин значительно снижается из-за наличия воды в зоне контакта шин с покрытием. Степень сопротивления скольжению оценивается коэффициентом сопротивления скольжению \р (коэффициентом сцепления), представляющим собой отношение силы сопротивления скольжению к нормальной нагрузке на покрытие в зоне контакта шины с покрытием. Коэффициент сцепления взаимосвязан с текстурой поверхности. Ориентировочные значения коэффициента сцепления различных покрытий, обладающих разными параметрами шероховатости: Асфальтобетонные покрытия из многощебенистых смесей и покрытия из черного щебня...............................0,45 Покрытия из асфальтобетонных яесчаных смесей типа Г (шероховатость типа "наждачная бумага")................... 0,45 Асфальтобетонные покрытия с вташшва-нием черного щебня...............0,50 Поверхностная обработка с применением черного щебня..................0.50 Поверхностная обработка с применением необработанного битумом (белого) щебня.0,60 При коэффициенте сцепления менее 0,4 покрытие становится недопустимо скользким и аварийность на нем резко увеличивается. Коэффициент сцепления 0,4... 0,5 в большинстве случаев удовлетворяет безопасности движения. Повышение коэффициента сцепления достигается за счет применения асфальтобетона поровой и контактно-поровой структуры. Шероховатость обеспечивается при содержании щебня из труднополи-рующихся пород в количестве 50... 65 % в зернистых смесях и 35... 55 % зерен крупнее 1,25 мм в песчаных на дробленом песке из труднополирующихся пород, а также уменьшена м Щ) возможных пределов содержа*» чииерздыюго порошка (4... % г- зернистых смесях и S... 14% в песчаных).
Общие зависимости между шероховатостью, качеством составляющих и составом асфальгобетоннмх смесей следующие: степень шероховатости покрытия пропорциональна ост рог раки ости и собственной шерохозатости зерен каменного материала; долговечность шероховатости тем больше, чем труднее шлифуется каменный материал и чем выше вязкость битума- чем больше дробленых зерен в смеси и чем меньше в ней минерального порошка, тем выше шероховатость. Светоотражательные (рефлeкторные) свойства асфальтобетонного покрытия главным образом зависят от свойств исходных минеральных материалов и текстуры поверхности асфальтобетона. Для хорошей видимости проезжей части, покрытия и маркировок на ней в ночное время необходимо подбирать материалы с различными светоотражательными свойствами Щебень из светлых горных пород дает лучшие результаты, чем щебень из темных пород. Для повышения рефлектирующей способности покрытия в асфальтобетонную смесь добавляют синтетический светлый щебень - синопал, дорсил к др. Гладкая поверхность асфальтобетона обладает меньшей рефлектирующей способностью, чем шероховатая.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |