Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 2. Нормой считается совокупность наиболее устойчивых традиционных употреблений, отобранных в процессе речевой коммуникации и служащих наиболее успешному и

Нормой считается совокупность наиболее устойчивых традиционных употреблений, отобранных в процессе речевой коммуникации и служащих наиболее успешному и эффективному осуществлению коммуникации.

Речевая культура

Культура речи – это умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Значит, в понятие культуры речи входят следующие составляющие:

Ø владение нормами литературного языка;

Ø отбор из них определенных языковых единиц и их комбинаций;

Ø их соответствие: коммуникативной ситуации, этическим нормам, принятым в обществе, и коммуникативному намерению говорящего.

Культура речи – это, во-вторых, такая совокупность знаний и навыков человека, которая обеспечивает наиболее целесообразное и незатрудненное применение языка в той или иной коммуникативной ситуации. Более простое определение: Культура речи – это умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Составляющие культуры речи

Культура речи предполагает прежде всего правильность речи. Правильность речи – это соответствие её действующим языковым нормам. Именно правильностью речи обеспечиваются ее взаимопонимание, успешность достижения её коммуникативных целей, её единство. Следовательно, правильность речи связана со строгим соблюдением норм литературного языка, принятых в данном языковом сообществе на данный момент его развития.

Однако речевая культура не ограничивается только понятием правильности речи и не может быть сведена к перечню запретов и догматическому определению «правильно – неправильно».

Коммуникативный аспект культуры речи, связанный с уместностью словоупотребления, прежде всего исходит из такого понятия, как точность речи.

Точность – это свойство речи адекватно выразить мысль автора. Точность речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

Не менее важным свойством культуры речи, понятой в коммуникативном аспекте, является ее логичность. Все языковые элементы, из которых строится текст, должны представлять собой логическую последовательность, быть понятными и доходчивыми. Фрагменты текста должны быть логически связанными, чтобы не получилось так, как это демонстрируется в известном выражении: «В огороде бузина, а в Киеве дядька».

Народный артист Аркадий Райкин создал на сцене пародийный образ Феди-пропагандиста, речь которого лишена элементарной логики:

Новому начальнику двадцать четыре года, он сорок второго года рождения, старому тоже двадцать четыре, но он тридцать шестого года рождения… В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Один инженер постригся в монахи и ходит в таком виде на работу… Людей нужно водить в музей и на примере первобытного человека показывать, как мы далеко оторвались… Перехожу к спорту.

Конечно, это пародия-гипербола, но в реальной жизни встречаются не менее анекдотичные образцы организации речи, что называется «нарочно не придумаешь»!

Сравните такие фрагменты из школьных сочинений:

Ø В восемнадцать лет Онегин познал светскую жизнь. Печорину тоже наскучила светская жизнь (но ведь о том, что эта самая «светская жизнь» наскучила Онегину, автор не сказал ни слова! Познать – еще не значит пресытиться);

Ø Катерина ушла из жизни, оправдала доверие, оказанное ей Богом и самой любовью (Бог оказал ей доверие, позволив покончить жизнь самоубийством?);

Ø Ниловна не видела в жизни счастья, кроме побоев мужа;

Ø Классическая музыка связана с важнейшими событиями нашей жизни. К таким событиям относятся свадьба и похороны;

Ø А. Блок вспоминает лучшие минуты своей жизни. Среди этих минут была и смерть его жены.

Не менее важной составляющей культуры речи является этика общения. Этикет – это совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях.

Слово этикет вошло в международный обиход в XVII веке. Во времена правления французского короля Людовика XIV на одном придворном приеме гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От французского названия этих карточек и произошло слово «этикет», вошедшее во многие языки мира. Этикет – слово французское, в русской речи ему соответствует сочетание правила поведения.

Под понятностью (ясностью) речи понимается её доступность пониманию слушающего или читающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», – говорил римский учитель красноречия Квинтилиан.

Богатство речи – это разнообразие используемых в ней средств. «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их», – говорил А. М. Горький.

Чистота речи – это отсутствие в ней слов диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, если в использовании их нет никакой надобности. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус», – говорил В. Г. Белинский.

Выразительность речи – это живость, образность, эмоциональность речи. «Язык должен быть живым», – предупреждал А. Н. Толстой. М. В. Ломоносов, блестящий оратор своего времени, писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». Следовательно, говорить «красно», т. е. выразительно (образно, эмоционально) важно для того, чтобы с большей силой воздействовать на слушателей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Язык и речь. Не менее интересна и показательна для познания языка вообще связь языка и речи | Понятие о национальном языке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.