Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 4




Социальные аспекты восприятия информации.

 

Анализируя проблематику прошлой лекции, мы рассматривали человека как универсальное сигнально-сенсорное устройство, выделяя основные сенсорные органы/зоны, которые обеспечивают человеку принятие информации в виде сигналов, имеющих различную (механическую, физическую, химическую) природу. Анализировали во всей полноте и многообразии ответной реакции.

Можно было бы предположить, что составляющие этой сигнально-сенсорной системы и сходный механизм принятия/восприятия информации, - все это может (наряду с анатомическим устройством) объединять всех людей в целостное явление живой природы. Проще говоря, мы похожи друг на друга, потому что у нас одинаковые сигнально-сенсорные характеристики. Более того, деятельность головного мозга при восприятии информации, - ощущение-восприятие-осмысливание и запоминание-формирование убеждений/знаний – имеет общий характер. Следовательно, реакция на внешний раздражитель/источник информации у нас тоже будет схожа. На самом деле, наблюдая за реакцией нашего окружения на происходящие события, мы убеждаемся, что наше мнение – лишь одно из многих мнений/реакций на какую-либо информацию. Мы радуемся, когда находим единомышленников, разделяющих наше мнение, либо недоумеваем, а зачастую, негодуем, наталкиваясь на непонимание или полярно противоположную точку зрения нашего собеседника или ближайшего окружения.

В таких привычных для нас словах «единомышленник», «единодушие» заложен очень важный смысл, - единство по характеру душевных переживаний (сопереживание), единство по содержанию мыслей. Этот факт указывает на значение интеллектуальной, эмоциональной деятельности человека, что и определяет его индивидуальную ценность как единицы современной цивилизации. Мышление и эмоциональные переживания способны объединять нас с кем-то еще, и в тоже время позволяют нам идентифицировать себя как некую ценность, т.е. выделять свою индивидуальность в человеческом сообществе.

В прошлой лекции мы определили в качестве очень емкого и важного понятия человеческий опыт как (временный, действительный в настоящий момент) результат всех наших знаний, умений, душевных переживаний и т.д. Кроме того, крайне сложно рассматривать реакцию человека на сигнальный тип информации (сигнальное воздействие) «растаскивая» в разные стороны условно-рефлекторную и эмоциональную реакцию на внешнее воздействие. В этом отношении показателен следующий пример: в одном из рекламных роликов совсем еще маленькая девочка раскачивается в комнате на качелях. Взлетая к проему окна, она радостно смеется, опускаясь к полу – начинает плакать. Нехитрый операторский прием, - и из окна виден фасад «Макдоналдс» с характерным узнаваемым символом. Следуя логике, заложенной в рекламном трюке, можно предполагать, что авторами преследовалась цель продемонстрировать, что знаковая форма, смысл которой ребенку еще не понятен, может ярко проявлять свои неоспоримые достоинства даже на рефлекторном уровне ребенка.

Вновь обращаясь к утверждению, что человеческий опыт есть первооснова человеческой индивидуальности, можно рассматривать коммуникацию в человеческом сообществе как коммуникацию опытов. И если опыт и в накоплении, и в использовании имеет социальную суть, то и коммуникация в человеческом обществе имеет социальный характер. Тем самым мы определяем социальную коммуникацию, которая вне рамок человеческого общества (социума) невозможна.

Евгений Ромат выделяет три типа социальной коммуникации (использование опыта как коммуникативного средства):

- общение (диалог равноправных партнеров);

- подражание (заимствование образов и стилей поведения, общения и т.п., т.е. использование характерных резонансных проявлений чужого опыта);

- управление (целенаправленное воздействие отправителя на адресата сообщения).

Третий тип, а именно, «управление», характерен тем, что «… отправитель пытается выработать у адресата конкретную психологическую установку на совершение определенного действия». Подражание, в ряде случаев, тоже может быть использовано как инструмент воздействия на получателя сообщения. В рекламе, некоторых объектах графического дизайна достаточно часто используется сюжетная, цветовая, знаковая «мимикрия» под хорошо известный и вызывающий доверие образ.

Социальный тип коммуникаций не ограничивается формой и целями коммуникативного воздействия. Большое значение имеет и количественный аспект социальной коммуникации. По количеству участников коммуникации выделяют следующие виды:

- внутренняя коммуникация (общение человека с самим собой);

- межличностная коммуникация (два человека);

- коммуникация в малых группах (число участников 3-9);

- публичная коммуникация (приблизительно от 10 до 100 участников) – на этом уровне уже выделяется активный коммуникатор и пассивная аудитория;

- организационная коммуникация (как правило, свыше 100 человек, однако количество участников может быть меньшим, в небольших предприятиях и организациях) – на этом уровне проявляется иерархия коммуникаций – от высшего управленческого уровня до низших (подчиненных);

- массовая коммуникация (число участников превышает 1000) – большие скопления людей (митинги, демонстрации, зрелища и т.п.), средства массовой информации и т.д.

И вот, что интересно, - убедитесь сами, - с ростом количества участников коммуникации (от межличностного общения до массовой коммуникации) меняются приоритеты в природе тех или иных поступающих сигналов. С увеличением аудитории наиболее оптимальным становятся, именно, вербальная (речевая) и визуальная (зрительная) информация. В случае воздействия средств массовой информации (при значительной удаленности источника) планируемое воздействие рассчитано на практически безграничный потенциал зрительного восприятия.

Теперь самое время выделить «виртуальную матрицу», которая поможет нам определить основные аспекты восприятия. Зададимся вопросом: «Что определяет индивидуальный статус как социальное явление?». Несколько упрощая: «Какие факторы предоставляют нам возможность быть непохожими друг на друга?». При формулировке ответа целесообразно рассматривать какие-либо абсолютные факторы (абсолютные в данный конкретный момент). Детальная антропология, - цвет глаз, рост, форма носа, тембр голоса и т.д., - хотя и имеет значение, но в общественных взаимоотношениях рассматривается как комплекс факторов «второго плана».

Из библейских текстов нам известно, что еще в райских садах (с использованием подручного материала в виде ребра Адама) человечество было представлено двумя полами. Факт неопровержимый, - человеческое сообщество рассматривается в половом аспекте. Более того, разделение людей по половому признаку подразумевает, кроме анатомических, физиологических аспектов, еще и важнейший социальный аспект. Всем известны формулировки «мужская логика», «женская интуиция»,- историческое развитие человечества предопределило и различные ролевые функции полов (защитник, охотник, воин, мать, хозяйка дома и т.д.).

Последователи известнейшего психолога и психоаналитика Карла Густава Юнга, который ввел в науку о человеке множество фундаментальных понятий (коллективное бессознательное, архетип, самость и т.д.), «… утверждают, что характер мужчины включает в себя также и женские черты (Анима), а характер женщины – мужские (Анимус). Обе эти составные части играют огромную роль в развитии человека» (Артур Бергер). В самом деле, - утонченный вкус и сложное устройство психики (впечатлительность, ранимость) мужчины есть проявление женского начала. Но, тем не менее, мужчина все же остается мужчиной. Жесткий, твердый, «мужской» характер, талант руководителя и т.д. – все это не мешает женщине оставаться женщиной. В конечном итоге мы подтверждаем абсолютность одного из социальных факторов в коммуникативном аспекте, а именно, - различие по половому признаку.

Абсолютным в данный конкретный момент является и возраст. В своей речи, в своем мышлении мы условно выделяем мир ребенка, мир взрослых, конфликтный период подросткового развития и т.д. Тем самым мы небезосновательно предполагаем и учитываем специфику опыта, ролевые функции, характерные ответные проявления психики. Возраст есть социальный аспект абсолютный в конкретный промежуток времени. Здесь необходимо еще раз зафиксировать, что коммуникацию мы рассматриваем как процесс, который имеет временную характеристику. Сопоставляя временную характеристику коммуникаций и очевидный временный фактор возраста, - мы определяем абсолютность возраста как социального аспекта.

Нам известно, что, взрослея человек, накапливает опыт. И в племенных, и в современных цивилизованных сообществах накопление опыта имеет интенсивный (не исключаю, - и принудительный) характер – обучение, получение образования общего (способного адаптировать человека к сложному устройству сообщества) и образования профессионального, способного выделить ролевую функцию, социокультурную ценность конкретного человека. Тем самым, в человеческом мышлении, а значит, в восприятии информации возникает еще одна «резонансная мембрана», реагирующая на внешнее информационное воздействие – образование/профессия. Этот вывод дает возможность утверждать, что информация о чем-либо воспринимается в экстраполяции на уровень знаний (образование) и уровень специфических углубленных знаний и умений (профессиональное образование, профессия).

Приведу забавный пример: жена одного из моих друзей, - специалиста по полиграфическим технологиям и допечатной подготовке, - постоянно жалуется на то, что с собственным мужем ей очень неудобно себя чувствовать в гостях, на банкетах, словом, там, где есть спиртные напитки. Нет, он, вовсе, не хватается за первую попавшую в поле зрения бутылку с целью быстро захмелеть. Не обращая внимание на удивленные взоры окружающих, он долго и внимательно изучает, как этикетка отпечатана (сколько красок, каково качество их совмещения и т.д.). Такая реакция на какое-либо событие, явление или объект у методологов получило название «профессиональный колпак», который во многом предопределяет нашу реакцию на внешние факторы. Кроме того, очевидно и то, что очень часто линии поведения (например: управленец высокого ранга), профессиональные термины и «цеховой» сленг («птичий» язык программистов) переносятся людьми в ситуации, где люди выступают уже в других ролях. Большой начальник на службе – тиран в семье. Или обсуждение житейских новостей программистами с использованием оборотов «законектиться», «зависнуть», «глючит» и т.д.

Рассматривая новый телевизор, художник видит совершенство (или несовершенство) формы, пропорциональные соотношения элементов корпуса, оценивает (как профессионал) применяемые материалы по цвету и фактурам и т.д. Тот же телевизор женщина-домохозяйка оценивает проще (ведь, нельзя же сказать – неправильно), «прикидывая» как впишется этот предмет в интерьер гостиной или спальни, легко ли будет удалять пыль и т.д. Опытного специалиста по электронной бытовой технике внешний вид телевизора, вряд ли, удовлетворит. Что бы обоснованно сформировать свое мнение, он потребует описание-инструкцию или схему телевизора, а еще лучше, - ознакомится с «полупроводниковой» начинкой, которая для художника и домохозяйки ни какой-либо полезной информации, ни интереса не представляет.

Этот простой пример приводится не только с целью показать работу «профессионального колпака». Этому примеру есть продолжение. У трех специалистов разных профессий, разных видов деятельности формируются три разных восприятия одного и того же объекта. Если же представить, что эти люди находятся в магазине бытовой техники с целью купить телевизор, - их интересы (ответная реакция) во многом совпадут. Людей разных профессий, людей с разными «колпаками» объединит одна роль, - роль покупателя. И только в том случае, если соотношение «цена – качество» их удовлетворит, - снова начинает работать их профессиональный аспект, от результата работы которого во многом будет зависеть и конечный результат – покупка. Если ввести в этот пример еще один персонаж, а именно, продавца (еще один «профессиональный колпак»), то легко убедиться в правильности утверждения, что хороший продавец, как правило, хороший психолог.

Заканчивая рассматривать образовательный/профессиональный аспект восприятия информации, необходимо обратить внимание на двойственность этого фактора. В самом деле, люди не всегда работают по специальности, но, тем не менее, восприятие какой-либо информации всегда будет иметь и профессиональную/образовательную резонансную реакцию на внешнее информационное воздействие. В конкретный промежуток времени, и этот аспект сохраняет свою абсолютность.

Следующий, предлагаемый к рассмотрению, аспект – социальное положение, которое во многих случаях определяется уровнем доходов, хотя знак равенства между этими понятиями поставить нельзя. Может возникнуть вопрос: «Не является ли аспект образование/профессия и аспект социальное положение/доходы одним и тем же?». В идеале, наверное, да. Но человеческое общество, да и сам человек, - явления настолько переменчивые, что возможное объединение этих двух аспектов в один (в сложных и многообразных условиях социальных коммуникаций) будет иметь характер, увы, недопустимого упрощения. В реальной жизни авторитетный специалист, профессионал «экстра-класса» может и не иметь, соответствующих его образовательному или профессиональному статусу, астрономических доходов и не испытывать всеобщего благоговения окружающих к своей персоне. С другой стороны, - ситуация «когда денег куры не клюют» вовсе не говорит о том, что это денежное благоденствие есть следствие нескольких высших образований и (или) глубоких познаний в какой-либо профессиональной сфере.

Совершенно естественно, что социальный статус и (или) доходы определяют, так называемый, «круг общения», которому свойственны достаточно характерные поведенческие нормативы, лексикон, тематика и эмоциональная тональность сообщений. В нашей речи часто употребляются такие термины: «люди нашего круга», «соответствовать своему положению» и т.д. В информационном, коммуникативном аспекте фактор социального положения/доходов определяет и соответствующий диапазон интересов, и нормы поведения, и реакцию на происходящее. Достаточно часто мы используем или наблюдаем подражательный тип социальной коммуникации. К примеру, - игры детей во «взрослую жизнь», иногда забавное, иногда грустное впечатление от попыток ребенка казаться старше (копирование отцовской походки, речевые обороты и т.д.). Аналогичные (по применению «мимикрии») ситуации характерны и для «взрослых» коллективов. К примеру, - различные линии поведения одного и того же человека в строго иерархированном производственном коллективе или учреждении.

При рассмотрении следующего аспекта, - аспекта личной культуры человека, - тоже может возникнуть мнение, что уровень культуры индивида есть следствие его (индивида) профессии/образования и социального статуса/уровня доходов. Категорическое утверждение этого факта в самых простых примерах будет опровергнуто множеством оговорок, уточнений и всяческих «если». В реальной жизни вероятность логической связи «образование - социальный статус – уровень культуры» существует, но вовсе не является неопровержимой и универсальной. Поэтому, возможность объединения аспекта культуры с двумя или с одним из двух предыдущих аспектов не подтверждается жизнью. Мы часто наблюдаем, что в нашем окружении есть люди, обладающие высоким уровнем внутренней культуры, «врожденной» интеллигентностью, и, при этом, не имеющие высоких доходов либо не являющихся профессионалами «экстра-класса».

«Культура является специфическим способом организации и развития человеческой деятельности, представленной в предметах труда, системе социальных норм, духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Происходящие в сфере культуры процессы – наиболее глубокая причина желаний и поведения человека. Культура дает людям осознание себя как личности и уяснение приемлемых моделей поведения».

Я выбрал этот фрагмент не случайно, потому что первоисточник не принадлежит к книгам по этике, культурологи или философии. Эти три предложения взяты из практикума для студентов специальности «Маркетинг» («Поведение потребителей». Авт.-сост.: Т.Н. Байбардина, Л.М. Титкова, Г.Н. Кожухова. Минск). Тем самым я хочу подчеркнуть, что аспект личной культуры человека в контексте проектирования коммуникаций имеет прикладной характер. Всесторонний анализ человека как объекта (субъекта) коммуникаций будет не полон, если аспект культуры вынести из поля факторов, оказывающих значительное (а часто, и решающее) действие на формирование проектной задачи. Излишне романтическое выделение культуры в сферу иррациональную, сугубо духовную, этическую – величайшее заблуждение. Прогнозирование соответствующего культуре человека резонанса-реакции на внешнее информационное воздействие – один из важнейших факторов в построении проектной задачи, преследующей сугубо рациональные цели. В подтверждение этому еще одна фраза из вышеупомянутого практикума «Поведение потребителя»: «Культурная среда, в которой мы существуем, значительно влияет на наше отношение к риску, личной свободе, стремлению к успехам и т.д.». Такого рода ценности формируют избирательный характер культурного «фильтра/резонатора» в процессах коммуникации. И имея временной характер, тем не менее, остаются (в конкретный момент) постоянными и абсолютными.

Чтобы перейти к следующему и последнему социальному аспекту восприятия информации, приведу высказывание Артура Бергера: «Люди обладают одинаковым строением глаз, но то, что они видят, или, если выразиться точнее, на чем они фиксируют внимание, зависит от их принадлежности к той или иной культуре». Он же (Артур Бергер) приводит, подтверждающий это мнение, пример (ссылаясь на тексты книги Эдварда Холла «Невидимые измерения»): «В странах Запада, как отмечает Холл, внимание фокусируется непосредственно на рассматриваемых объектах, а не на пространстве, в котором они находятся. А, например, в Японии – наоборот, к пространству относятся с почитанием, его считают вечным и универсальным». Вспомните зрительные эффекты знаменитого японского Сада Камней в храме города Киото. Основная эстетическая и духовная (для японца) ценность этого проявления национальной культуры состоит в том, что камни в пространстве расположены именно так, что с какой бы точки не велось наблюдение, один из камней всегда остается не видимым. Его зрительно перекрывает другой камень. В самом деле, - воспринимается не каждый объект пространственной композиции в отдельности, а, собственно, характер пространственного построения паркового ансамбля, способного побудить человека к философским рассуждениям, рассчитанного, прежде всего на несколько отстраненную созерцательность японца.

Этнический аспект, аспект принадлежности к конкретной национальной культуре, становится, еще более, актуален в переживаемую нами эпоху глобализации. Такая актуализация проявляет себя, прежде всего, в моноэтнических государствах и больших сообществах. По сути это защитная реакция этноса на стороннее нивелирование этнических ценностей и социальных установок.

Евгений Ромат использует более емкий термин для рассмотрения этнического аспекта в процессах коммуникаций – «национальный менталитет». «Под термином «национальный менталитет» понимается характерный для данного народа образ видения мира, его восприятие и отображение. Менталитет предполагает наличие комплекса элементов, тесно связанных друг с другом, развивающегося на протяжении всей истории существования наци». Комплекс элементов с внутренними связями – это система. Основные элементы данной системы очевидны: язык, мифотворчество, мораль, история и отношение к истории, национальная память, преобладающая религия, национальная культура, система ментальных символов, отношение представителей этноса к жизни, к работе, к семье, детям, старикам и т.д. Например: «Основными чертами русского менталитета является экстравертность (обращенность к внешнему миру), открытость, откровенность, общительность и т.д. Для украинского же менталитета характерны интровертивность (сосредоточенность на внутренних проблемах), отсутствие агрессивной активности, мягкая созерцательность, доброта, некоторая «прижимистость», мягкий незлобливый юмор и т.д.» (Е. Ромат).

На протяжении многих веков становления и развития, ныне существующих, больших и малых этносов развивались архетипы и стереотипы, которые оказывают на мышление и восприятие информации огромное воздействие. Понятие архетипа (как уже было отмечено ранее) введено швейцарцем К.Г. Юнгом еще в 20-е годы ХХ века. Архетип, как термин в психологии и философии, есть «врожденная психическая структура, составляющая для каждой нации собственное «коллективное бессознательное». Архетипы нередко реализуются в народном творчестве (мифы, сказки, песни, анекдоты и т.п.)». Воздействие архетипов активно используется в визуальных коммуникациях, в частности, в рекламе: «По результатам исследований, на первом месте по частоте обращения в российской рекламе – архетип женщины (более 50% посланий), на втором – архетип мудреца и героической личности, на третьем – архетип животного (чаще всего это львы, тигры, мифологические персонажи)»
(Е. Ромат).

Активное задействование подсознательного характерно и при использовании стереотипов, т.е. стандартных сценариев, которые раскрывают (описывают) схемы психологического восприятия тех или иных явлений, событий, субъектов. Такие типовые (стереотипные) схемы формируются на основе коллективного практического опыта, в основе которого обширнейший материал различных жизненных ситуаций. Стереотипное восприятие не требует от человека особого умственного напряжения. Чаще всего развитие сценария (у Е. Ромата – «дорабатывание конструкций») не всегда осознано и происходит почти автоматически. Из наиболее «свежих» стереотипов, пришедших в наше мышление и восприятие за последние 10-15 лет, - «новый русский», - образ, который сразу же разворачивается в целый ряд стереотипных ассоциаций.

Как очередной промежуточный итог, зафиксируем следующее: «формирование посланий, соответствующих основным характеристикам национального менталитета, является важнейшим условием эффективной коммуникации» (Е. Ромат). Более того, с точки зрения абсолютности аспект национального менталитета (этнический аспект) обладает явной устойчивостью по временному фактору и способен объединять разнородное по полу, возрасту, доходам, профессиональной и социальной принадлежности общество в единое информационное пространство.

Что же касается архетипов и стереотипов, то следует заметить, их проявления характерны не только при рассмотрении национального менталитета. У каждого возраста, у мужчин и женщин, у разных специалистов и людей разного социального положения также вырабатываются определенные архетипы и стереотипное восприятие каких-либо явлений, событий, понятий, объектов. Но, в отличие от этнического характера этих проявлений психики, архетипы и стереотипы вышеназванных категорий менее устойчивы. С возрастом, с изменением профессии или социального статуса они могут быть менее актуализированы либо, вообще, забыты. Тем не менее, использование возрастных, половых, профессиональных и прочих стереотипов – мощнейший инструмент коммуникативного воздействия, эффективность которого подтверждается нашим опытом коммуникаций и наблюдениями за окружающим нас информационным пространством.

Подводя итог этой лекции, еще раз перечислим основные социальные аспекты восприятия информации:

- пол;

- возраст;

- образование/профессия;

- социальное положение/доход;

- уровень культуры;

- национальный менталитет.

 

1. В практике дизайнера (специалиста по визуальным коммуникациям) как отдельные аспекты, так и возможные комбинации нескольких или всех указанных аспектов дают огромнейший аналитический материал.

2. В практике дизайна, маркетинга, политических технологий, в практике формирования общественного мнения (Public Relations/PR) социальные аспекты восприятия информации позволяют не умозрительно, но реально выделять целевые аудитории, объединяя большие группы людей по совпадению одного или нескольких факторов.

Профессиональное мышление дизайнера, которое опирается на владение социальной проблематикой информационных процессов, гарантирует объективность допроектной аналитики и способствует эффективному воздействию объектов дизайна на мышление и поведение людей.

 

……………………………………………………………………………………………………...

Вопросы для самопроверки и контроля знаний:

  1. Укажите три типа социальной коммуникации.
  2. Укажите виды социальной коммуникации (в количественном аспекте).
  3. Приведите примеры различия в восприятии информации по следующим аспектам (отдельно): пол, возраст, образование, социальное положение, уровень культуры, национальный менталитет.
  4. Рассмотрите пример, в котором задействован весь комплекс социальных аспектов восприятия информации.
  5. Рассмотрите пример формирования целевой аудитории и выделите особенности восприятия информации данной целевой аудитории по одному или двумя аспектам.
  6. Рассмотрите пример формирования целевой аудитории и выделите особенности восприятия информации данной целевой аудитории по всему комплексу социальных аспектов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.