КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Т е м а 3
Культура и цивилизация 3.1. Понятие «цивилизация» и ее сущность
Культуру, как и общество, часто отождествляют с понятием «цивилизация», и это не случайно, так как и культура, и цивилизация связаны с обществом. Культурное и общественное развитие тесно взаимосвязаны социокультурной системой и социокультурным миром, в котором культурная общность складывается и развивается. Социокультурный мир – это общество со свойственным ему особым, уникальным и неповторимым типом культуры. Социокультурные миры могут быть замкнуты в сферу какой-либо отдельной этнической культуры (культура инков), но могут охватывать разные народы и страны (арабская культура, европейская культура). Типология социокультурных миров выделяет три типа: исторические типы (Античный и т.д.), региональные типы (культура Латинской Америки) и цивилизации как социокультурные системы, составляющие специфику различных форм общества. Понятие «цивилизация» широко применяется как в науке (философии, культурологии, истории), так и в обыденной жизни. Оно часто используется в качестве прилагательного «цивилизованный» и является эквивалентом слова «культурный». Истоки понятия «цивилизация» восходят к эпохе античности, к культуре Древней Греции и Древнего Рима. Этимология понятия: «цивилизация» - от латин. сivilis – государство, гражданство, город, прилагательное сivilis означало гражданский, государственно-правовой, политический, городской. Основным типом политической системы в античности была самоуправляемая община свободных граждан, город-государство, которое греки называли «полис», а римляне «цивитас». Это понятие связывалось у римлян с представлениями о благоустроенной жизни свободного государства, фундаментом которого являются разумные и справедливые законы, установленные мудрыми людьми. Государство – это общество, в котором правит закон. Закону подчиняются все люди, живущие в данном обществе, поэтому они рассматриваются как люди цивилизованные, то есть обладающие гражданскими правами и соответствующими достоинствами.
Естественно, образцом «цивитас», с их точки зрения, был сам Рим, который, по их мнению, превосходил по своему уровню развития во всех отношениях все окружающие народы, считающиеся у римлян темными, примитивными, необразованными, варварскими. Цивилизация в античности рассматривалась как противопоставление античного общества варварскому окружению. В научный обиход понятие «цивилизация» ввел, по мнению Л. Февра, французский философ Пьер Гольбах в эпоху Просвещения в 1766 г. Под «цивилизацией» он понимал процесс совершенствования образа жизни народов в ходе их исторического развития. По мнению некоторых культурологов, автором понятия «цивилизация» является шотландский философ ХVШ в. А. Фергюссон. В культуре Нового времени (в эпоху Просвещения) понятие «цивилизация», действительно, имело много значений, но в основном им обозначали высокоразвитое в культурном отношении общество, основанное на началах Разума, Справедливости, Закона (на государственно-правовых, разумных и справедливых началах). Такое общество противопоставлялось патриархальным, родоплеменным отношениям отсталых в своем развитии народов, как в древности, так и на открытых европейцами в ХVI - ХVШ вв. землях. Таким образом, базовое значение данного понятия искали в представлениях древних греков и римлян о преимуществах жизни по закону в государстве. В современной культурологии, как и в Новое время, понятие «цивилизация» многозначно. По мнению академика РАН Стёпина, цивилизация – это:
- во-первых, совокупность материальных и духовных достижений человечества, которые характеризуют выделение человека из природного мира и его восхождение по ступеням социального развития. Достижения характеризуют уровень развития второй природы человека – искусственного мира предметов, процессов, которые его окружают. Достижениями цивилизации являются: - технико-технологические инновации – изобретение колеса, паровой машины, самолета…, которые способствуют прогрессу в развитии технологий; - социальные достижения – социальные институции: письменность, право, политика…, которые формируют социальные структуры и институты в обществе, возникающие в государстве. - во-вторых, особый тип общества, возникающий на определенной ступени исторического развития, когда идет переход от первобытного общества к сельским и городским цивилизациям древности. Цивилизация – это целостный социальный организм с особым, уникальным типом культуры, это тип общества, выступающий как относительно самостоятельный культурный мир. В нем особый образ жизни людей, свой собственный менталитет (способ мышления), свои отношения к миру, природе, обществу, религия,типы личностей. Культура и цивилизация здесь рассматриваются в единстве; - в-третьих, собственно материальная культура; цивилизация рассматривается как технологическое и техническое совершенство общества, как сфера вещей и услуг, а культура – это духовное творчество. Такое понимание цивилизации возникло уже на рубеже XIX – ХХ веков, когда культуру и цивилизацию противопоставляли друг другу, и цивилизацию характеризовали как своего рода антигуманное вырождение культуры, связанное с господством техники, урбанизации, денег, материальных потребностей и упадком нравственности и духовности. Итак, мы в курсе будем пользоваться понятием цивилизация: - в узком смысле слова - это собственно материальная культура в противовес духовной; - в широком смысле слова это целостный социальный организм (тип общества) с особым, относительно самостоятельным культурным миром (типом культуры); упорядоченная, исторически определенная система материальной и духовной деятельности людей и ее последствий с точки зрения их значения на общественное развитие.
В 1958 г. в Чикаго на научной философской конференции были выделены однозначно важнейшие характеристики (признаки) цивилизации. Признаки (критерии) цивилизации: 1. Образование государства. 2. Возникновение письменности. 3. Отделение земледелия от ремесла. 4. Расслоение общества на классы. 5. Появление городов (функция: были центрами сельскохозяйственного производства, ремесла, торговли). 6. Зарождение религии как социального института, который покоится на систематичности, а не просто преклонении перед сверхъестественными силами природы. Централизованная идеологическая сфера стала огромной силой влияния на массы. Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия 10 - 12 тыс. лет назад. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысилась производительность труда, торговля превратилась в систематическое профессиональное занятие большой группы людей, вскоре подчинившей себе всю структуру экономической жизни общества. Именно с возникновением земледелия фигура торговца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества. Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации. Благодаря ему стали возможными наемные армии и возведение пирамид, дворцов и храмов, создание городов и развитие системы управления. Торговец, купец и промышленник на протяжении всей человеческой истории выступали постоянными меценатами, жертвователями, спонсорами культуры. Бизнесу мы обязаны возникновением письменного языка. С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности и зарождение религии как мощного социального института, который покоится на систематических ритуалах и церемониях, сакральных культах, деятельности и влиянии. Письменный язык, наука, философия, высоко специализированное разделение труда, сложная технология и политическая система являются также донаучными, доиндустриальнымии, доиндивидуальными. У них нет истории, но есть только легенды. Время и пространство ограничены. При этом наличие первых двух признаков цивилизации - образование государства и возникновение письменности - обязательны, а необходимость других часто ставится под сомнение. Но если даже взять за основу первые два, то они уже характеризуют цивилизацию как социокультурный и экономический комплекс.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |