Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности предоставления туристических услуг, туристический продукт




Теории международной торговли.

II Туристический продукт.

 

В послевоенный период международный туризм получил бурное развитие во всем мире. Предпосылками для этого послужили: рост численности населения в индустриально развитых странах; увеличение длительности оплачиваемых отпусков и повышение доходов населения; развитие авиаперевозок связанных с появлением реактивных воздушных лайнеров большой вместимости (начиная с 1958 г.) и дешевизной горючего.

В это время значительно выросло число бизнес путешествий, которые способствовали развитию международного туризма. С тех времен международный туризм показал себя здоровым и надежным видом экономики. Статистика ВТО показывает, что за 30 лет число прибытий международных туристов увеличилось более чем в четыре раза почти со 165,8 млн. в 1970 г. до 687,3 млн. в 2000 г.

Факторы, породившие подъем массового туризма в послевоенный период (с 1945 г.):

Политические. Наступил длительный мирный период (за исключением региональных войн), что позволило развивать туризм в стабильных политических зонах (Средиземноморье, Центральная Европа, США).

Экономические. Начиная с 50-х гг., увеличивается покупательная способность широких масс населения в западных странах.

Культурные и образовательные. Распространение образования и культуры вызывает интерес к познанию других народов и цивилизаций.

Социологические и трудовые. Рост численности городского населения и в связи с этим увеличение числа желающих отдохнуть, сменить обстановку, побыть на природе.

По мере улучшения условий труда расширяются возможности оплачиваемого отпуска.

В 1948 г. во Всемирной декларации прав человека провозглашалось, что “каждый человек имеет право на отдых, на ограниченное рабочее время, оплачиваемый отпуск и свободу увольнения”.

5. Технические. Большие достижения в области коммуникаций и транспорта позволили путешествовать с большей скоростью и комфортом по достаточно доступным ценам на транспорт.

6. Психологическо-коммерческие. Распространение информации и техники маркетинга дали возможность значительной части населения ознакомиться со всеми аспектами туризма.

Однако на развитие международного туризма влияют и другие факторы, оказывающие отрицательное влияние. К ним нужно в первую очередь отнести: ухудшение экономической ситуации в туристообразующих регионах, колебания обменного курса, военные конфликты и терроризм, глобальные экологические катастрофы и эпидемии.

Спад в мировой экономике приводит к сокращению международных путешествий. 1989 г. стал годом экономического подъема, и темпы роста прибывающих в Европу туристов увеличились на 9 %. В 1991 г. в связи с экономическим спадом этот показатель уменьшился на 2,4 %.

Международный туризм чувствителен к колебанию обменного курса. В 1980-1985 гг. доля общемировых денежных поступлений снизилась на 7 %, тогда как в 1985–1990 гг. эта доля с колебаниями выросла на 1,5 %, а в 1990-1996 гг. – снова уменьшилась на 3,5 %. Это связано с тем, что в 1984 и 1985 гг. курс американского доллара резко упал по сравнению с курсами европейских валют, а в 1985-1990 гг. – стабилизировался.

Платежный баланс страны может зависеть от того, на сколько больше ввозится или вывозится валюта. Например, поступления от международного туризма устранили дефицит торгового баланса Испании в 1994 г. и помогли ей занять десятое место среди индустриальных стран.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), изучая развитие международного туризма за 1963-1994 гг., разделила этот период на три этапа, которые связаны с колебаниями обменного курса доллара к валютам других стран.

С 1963 по 1968 гг. денежная система подчинялась Бреттон-Вудской системе, которая характеризовалась фиксированным (35 дол. за унцию золота) уровнем конвертации доллара и, следовательно, фиксированным обменным курсом.

За этот период доля международных туристских расходов лидирующих стран изменилась несущественно. Несколько увеличилась доля Франции и Японии из-за более высоких темпов экономического роста.

После 1968 г. международная денежная система приняла плавающий обменный курс. С 1968 г. курс германской марки к доллару, составлявший 4:1, изменился к 1990 г. как 1,62:1. В результате доля расходов Германии в международных туристских расходах стран-членов ОЭСР удвоилась благодаря увеличению покупательной способности ее валюты, а доля США уменьшилась.

С 1990 по 1994 гг. курс доллара США поднялся по отношению к другим валютам, и доля расходов США увеличилась, сравнявшись с расходами Германии (по 18 %), среди стран-членов ОЭСР.

В 1994 г. Япония заняла 3-е место по расходам туристов (12,7 %) в основном вследствие увеличения курса иены и покупательной способности жителей.

Угроза турецких курдов начать террористические акции в отместку за смертный приговор их лидеру вызвала значительное уменьшение поездок западноевропейских туристов на курорты Анталии. Чернобыльская катастрофа привела к тому, что международные туристы не хотят посещать районы, которые подверглись радиационному загрязнению.

И все-таки, несмотря на различные отрицательные факторы, поступления от туризма растут быстрее и регулярнее, чем число туристов, путешествующих в мире. Это связано не столько с инфляционными процессами, сколько с повышением эффективности отрасли.

Как уже указывалось рынок – экономическая система взаимодействия четырех элементов: спроса, предложения, цены и конкуренции. Основным элементом рынка является продукт.

Наиболее общее определение продукта дано Ф.Котлером: «Продукт – все, что может удовлетворить желание или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления».

На рынке услуг туристического бизнеса выступает туристический продукт. Насколько турпродукт может быть комплексным и разнообразным говорит хотя бы то, что ассортимент туристических услуг содержит более 400 наименований. Причем, удовлетворяя разнообразные потребности туристов, это ассортимент все время расширяется вплоть до предоставления космических путешествий.

В законе Украины «О туризме» туристический продукт обозначен как комплекс туристско-экскурсионных услуг и товаров, который имеет потребительскую стоимость и предназначен для удовлетворения потребностей туриста или экскурсанта во время путешествия. В последующем развитии в Законе Украины «О туризме» туристический продукт определяется как предварительно разработанный комплекс туристических услуг, который объединяет не менее двух таких услуг, который реализуется или предлагается для реализации по определенной цеце, в состав которого входят услуги перевозки, услуги размещения и др. туристические услуги.

Согласно определению известного английского туризмолога В. Мидлтона: комплексный туристический продукт представляет собой набор или пакет, осязаемых и неосязаемых компонентов, состав которых определяется деятельностью людей в туристическом центре. Пакет воспринимается туристом как доступные по цене впечатления.

Кроме того, есть и другие определения турпродукта, в зависимости от точки зрения на него. Это может быть и обобщенное понятие как в Законе Украины, так и более узкое, в зависимости от предоставляемых услуг. Одни авторы рассматривают туристический продукт как совокупность аттракций, размещения и перевозку, предлагаемые с целью удовлетворения желаний и ожиданий туриста. Другие говорят о привлекательности, структуре и доступности турпродукта. И все – таки главным параметром турпродукта является его привлекательность для туриста. Мотивации, побуждающие желание туриста приобрести турпродукт, формируют цели путешествия. На начальном этапе турист задается вопросом, куда бы он хотел поехать и с какой целью? Тем более, что услуга в отличие от товара в материальном виде неотделима от источника, производящего ее. Таким образом, ядром турпродукта, являющимся мотивационным источником потребителя, служит дестинация (место прибытия туриста).

Имеются туристские дестинации, которые формировались за длительный период исторического развития. Они обладают уникальными историческими и архитектурными памятниками, произведениями искусства, созданными человеком, уникальной культурной и социальной аурой. К таким дестинациям, как правило, относятся крупные города, столицы, например, Париж, Рим, Лондон, Мадрид, Киев, Москва, Санкт – Петербург и др.

Другие дестинации имеют свой бренд утвердившийся и сформировавшийся за определенное время. К ним относятся известные туристические курорты. Как пример, можно привести туристские центры, возникшие за последние годы в Испании, Турции, Египте.

Привлечение туризма к дестинациям традиционно связано с событиями мирового масштаба, такими как Всемирные выставки, Олимпийские игры, Чемпионаты мира и континентов по футболу и другим распространенным видам спорта.

Можно долго перечислять весь спектр мотиваций привлечения потребителя турпродукта к различного рода дестинациям, однако очевидно, что именно дестинация является основой, вокруг которой формируется турпродукт.

Таким образом, дестинация является той причиной, которая заставляет потребителя приобретать, а производителя создавать турпродукт, то есть всю инфраструктуру, необходимую для удовлетворения потребностей туриста.

Привлекательность дестинаци зависит от того, насколько велик потенциал тех ценностей, которые заставляют индивидуалов человеческого общества становиться туристами. В Гаагской декларации по туризму(1989г.) говорится, что «неиспорченная естественная, культурная и человеческая среда является основным двигателем развития туризма». А в Хивинской декларации «Туризм и сохранение культурного наследия»(1999г.) проводимой под эгидой ЮНЕСКО указывалось, что культурно – познавательный туризм постоянно растет темпами, превышающими средние показатели туристских потоков.

Интерес дестинации для развития туризма обусловлен наличием туристских ресурсов. Не вызывает сомнения, что природные особенности и богатства, к которым относятся: пляжи, горы, реки, моря, леса; культурно – исторические, духовные, образовательные ценности; рекреационные возможности и бизнес – интересы являются мощной мотивацией в развитии туризма. Но очень часто недооцениваются мотивации туристов, связанные с поиском неожиданного и экзотики. Например, маленькая железнодорожная станция в Уэльсе, имеющая в своем названии 58 букв, привлекает около 200 тыс. посетителей в год, желающих сфотографироваться под этой вывеской. Однако, если говорить о наиболее распространенных целях посещения, то, по данным ВТО, за 2000 г. в среднем 62% международных туристских поездок совершалось с целью отдыха, 18% - приходилось на деловой туризм и 20% - на другие виды туризма (лечение, паломничество и др.).

Почему же среди дестинаций, обладающих примерно одинаковым по привлекательности ресурсом, имеется громадное различие в спросе на рынке туристических услуг?

Это связано с тем, что туристская деститнация – не только туристские ресурсы, но и инфраструктура, входящая в нее. Термин «инфраструктура» произошел от латинского infra – ниже, под; structura – строение, расположение. Существуют различные трактовки инфраструктуры. Она является обязательным компонентом любой целостной системы, выступающим как составная часть, которая обеспечивает нормальную хозяйственную деятельность системы.

В настоящее время выделяют производственную и социальную инфраструктуру. Социальная инфраструктура – совокупность объектов отраслей сферы обслуживания, деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития личности. Туристская инфраструктура, входящая в состав социальной, обеспечивает полноценное восприятие туристского ресурса и входит составной частью прямо или косвенно в турпродукт.

Таким образом, если туристские ресурсы базируются на географическом, историческом, культурном потенциале дестинации, то инфраструктура основана на технических элементах рынка, к которым относятся автострады, транспорт, жилье, рестораны, собственно туристские сооружения в виде спортивных комплексов, канатных дорог, развлекательных центров и т. д.

Следовательно, ядром или основой турпродукта является дестинация, обладающая туристскими ресурсами. Ценность туристских ресурсов, их известность и престижность оказывают влияние на имидж дестинации, на процесс появления различных ценовых уровней для похожих и одинаковых услуг, предлагаемых на туристическом рынке.

Сказанное хорошо иллюстрируется на рис.1.1, где указана стоимость 5 грамм кофе (сколько идет на одну чашечку) в зависимости от места приобретения.

 

Рис. 2.1.

Казалось количество кофе одно и тоже, почему же такое различие? А отличие в том, что турист платит не только за кофе, но и за впечатление. За то, что он может выпить чашечку кофе, сидя на пл. Св. Марка в Венеции турист платит значительно большую цену, чем он бы заплатил за ту же чашечку сидя в кафе в своем родном городе.

Таким образом, дестинация, обладающая привлекательным туристским ресурсом при наличии современной инфраструктуры становится объектом, центром или зоной, предоставляющей интерес для туризма. Наиболее распространенной территориальной единицей является туристский центр.

Что же может считаться туристским центром? Однозначного общепринятого определения, характеризующего территорию и наличие мест проживания, не существует. Однако представляет интерес подход к этому вопросу одного из лидеров мирового туризма – Испании.

Декларация об учреждении национального центра туризма в Испании дается в случае, когда минимальное количество мест в заведениях для проживания, не носящих временный характер, составляет 500, а территория занимает около 10 га. Туристической зоной является часть национальной территории, на которой расположены два или три центра по приему туристов, имеющие в общей сложности как минимум 5000 мест для проживания.

Структура турпродукта представлена на рис.3.2. Данная структура показывает, что в производстве турпродукта, представляемого на рынок туристических услуг, участвуют как государственные структуры, так и производители различных видов туристических услуг. Остановимся на специализированных туристических предприятиях, каковыми являются туроператоры и турагенты. В отличие от обыкновенных посредников, выступающих на рынке услуг, туроператоры, основываясь на предложениях турпродуктов, сформировавшихся в дестинациях, создают комплекс туруслуг, которые предлагаются на рынке в виде турпакета.

 

 

Страховка

 

       
   
 
 

 

 

           
   
     
 

 


 

                 
 
Культурно – исторические образовательные и моральные ценности
   
Жилье, питание
 
   
Торговля, кафе, рестораны
   
 
 
     
Туристические сооружения
 
Рекреационные ресурсы (отдых, лечение, спорт и т.д.)
 
   
 
     
Экскурси, развлечения, шоу
 
 

 


 

       
 
Бизнес-деловой потенциал
   
Связь, медицина, спасательные службы
 
 
Необычность, экзотика
 

 

 


Рис. 2.2. Структура турпродукта

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок туристического бизнеса представляется в виде сочетания первичного и вторичного рынков, как представлено на рис.1.3. На первичном рынке в виде продавцов выступают предприятия туруслуг, сформировавшиеся в различных дестинациях, а покупателями – специализированные турпредприятия – туроператоры. На вторичном же рынке в виде продавцов выступают туроператоры и турагенты, а покупателями – непосредственно туристы как индивидуалы. Именно отношения на вторичном рынке в основном интересуют исследователей. При этом следует согласиться, что путевка, которую предлагают туристу, - это не в прямом смысле турпродукт, а право на его использование. Что же касается первичного рынка, то он безусловно затрагивает национальные и региональные экономические интересы. Этот рынок связан с развитием туристских центров и зон, той основы, на которой строятся национальные интересы создания конкурентоспособного турпродукта.

Продавцы

Покупатель

               
   
 
   
 
   
 

 


Покупатель Продавцы

       
   
 

 


Рис. 2.3. Рынок туристических услуг

 

 

Таким образом структура рынка туристических услуг включает в себя покупателей, продавцов, первичный рынок, вторичный рынок.

В настоящее время формирование национального турпродукта во всем мире идет по пути создания комфортабельных туристских центров в экологически чистых зонах. Здесь уместно обратиться к современной, наиболее передовой концепции отдыха, каковой является концепция круизного отдыха, представляющая сочетание комфорта с мощной индустрией развлечений: киноконцертные залы, казино, бары, рестораны, тренажерные залы и спортивные площадки, экскурсии, а также различные шоу. Создание крупных туристических зон весьма выгодно, поскольку приток больших масс туристов обеспечивает не только финансовую прибыль, но и решает вопросы трудоустройства местного населения.

Первый наиболее очевидный критерий, который можно применить для классификации туристических рынков, это виды реализуемых услуг.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.