Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алена, 7 лет 8 мес




Наследственность отягощена по линии отца алкоголизмом, очерченными депрессивными состояниями и суицидами по линии отца и, по линии матери — манифестными формами шизофрении с преобладающими аффективными расстройствами по линии матери.. Девочка от I беременности, протекавшей без токсикоза, нормальных, срочных родов.. Родилась с весом 3200 г, ростом 50 см.. Закричала сразу.. Росла беспокойной, крикливой, капризной.. Раннее развитие: головку держала с 2 мес.., сидела — с 6 мес.., самостоятельно ходипошла с 11 мес.. Первые слова стала произносить с 8 мес.., фразовая речь сформировалась к 1,5 годам.. Росла требовательной, чрезмерно подвижной, всем интересовалась; еще не умея ходить, непрерывно двигалась в кроватке, позже часто падала.. После года не сидела на месте, на улице убегала от матери, стремилась к детям.. Детские ясли стала посещать с 1 года 10 мес.. Быстро привыкла, играла с детьми, хорошо спала и ела, всегда была бойкой, веселой, болтливой.. Всегда умела себя занять, хорошо рисовала, слушала сказки, подробно пересказывала услышанное.. С удовольствием выступала на утренниках, стремилась быть в центре внимания, любила похвалу.. Ей очень нравилось оставаться в группе за старшую, с чувством ответственности и гордости руководила детьми.. Никогда не скучала, не сидела без дела.. Самостоятельно читать научилась в 5 лет.. К людям относилась доброжелательно, не стеснялась в присутствии посторонних, быстро знакомилась, легко чувствовала себя в новой обстановке.. Дома с матерью и бабушкой была упряма, капризна, чрезмерно настойчива..

В возрасте 6 лет в период лечения матери в больнице в течение 2 недель стала чрезмерно много есть, заметно прибавила в весе, предпочитала мучные блюда.. Оставаясь прежней в первой половине дня, вечером в это время становилась беспокойной, не могла найти себе место, с трудом засыпала, часто повторяла одни и те же вопросы: «С мамой ничего не случиться? Она не умрет?».. После выписки матери из больницы в течение 2 недель продолжала много есть, стала менее подвижной, вечерами, когда мать задерживалась, становилась тревожной, спрашивала, почему ее так долго нет, не случилось ли чего-нибудь, не убили ли ее.. Летом перед началом первого класса была с матерью в доме отдыха.. В этот период стала очень возбужденной, капризной, непослушной, грубила матери, убегала от нее, дерзко разговаривала с окружающими.. Такое состояние прекратилось через 2 недели.. Дома упала со стола, сильно ушибла руку, испугалась, долго плакала, не спала всю ночь.. С этого времени стала бездеятельной, не могла себя ничем занять, говорила, что ей «ничего не хочется делать», гуляла неохотно гуляла, в обществе детей оживлялась ненадолго, просилась домой.. После того как услышала рассказ соседки об убийстве ребенка, снова не спала всю ночь, говорила, что ей страшно.. Вечерами в отсутствиеи матери плакала, говорила, что ей кажется, что маму убили бандиты.. Со слезами ежедневно пыталась удержать мать, говорила, что ей страшно, все время думает о том, что с мамой что-нибудь случится.. Перестала ходить в детский сад, мотивируя это тем, что ей «надо отдохнуть» перед началом первого учебного года.. Начала учиться, была в классе очень дисциплинированной, старательной, но дома — сердитой, рассеянной, раздражительной, плаксивой.. Била соседа под партой ногой, дралась, обижала, дразнила из-за того, что он плохо учится.. Перестала ласкаться к матери, хотя по-прежнему беспокоилась, представляла якобы случившиеся с нею ужасы.. В начале сентября стала говорить о том, что мама «неродная», что ее мама умерла и ее саму «подменили в роддоме».. Иногда, вглядываясь в лицо матери, заявляла, что мать — «другая», «не такая», изменилась, или восклицала: «Какая же ты страшная!».. Стала с трудом вставать утром, сидела в однообразной? одной и той же? позе, тихо плакала, в школу не ходила, не читала, не играла в свои игрушки, не выходила к детям.. ГовориУтверждала, что по спине ползают «мурашки».. Говорила, что ей хочется умереть, что ей «не по себе», «тяжесть» на сердце, «давит».. Говорила, что не знает, «куда себя девать», «мне так плохо, что так на небо и улетела бы», «хочется удариться головой о стену».. Боялась выходить на улицу вечерами, в страхе пряталась за мать, принимая огоньки папирос за глаза зверей.. В таком состоянии была стационирована в детскую психиатрическую больницу..

При поступлении:

дДвигается медленно, походка шаркающая, голова опущена.. Взгляд тревожный.. На вопросы отвечает тихо, речь монотонная.. Настроение снижено, постоянно присутствуют «плохие мысли» о том, что маму убьют бандиты, и о том, что мама неродная.. Временами становится особенно страшно.. Когда закрывает глаза, видит страшные видения дикарей из кинофильма «Робинзон Крузо», разбойников, сцены гибели матери.. Ночами видела кошмарные сны (откуда-то падала, убегала, видела волков).. В темноте на улице в очертаниях кустов видела фигуры грабителей.. Жалуется на головную боль, неприятные ощущения в голове (если на нее крикнуть, то «в голове дернется, как карась», больно, «будто там нарывы»).. Тяжело на сердце, тоскливо, тревожно, ничем не хочется заниматься, не знает, куда себя деть.. Кажется, что «поглупела», изменилась.. Утром встает вялая, разбитая, «будто усталая», а вечером не может найти себе места, страшно, «чудятся всякие ужасы».. Говорит, что иногда не чувствует себя, «будто находится в оболочке».. Не хотела ложиться возле окна, говорила, что в окно могут влезть бандиты, заснула лишь после инъекции седативных средств..

 

В данном случае бред «чужих родителей» выступает у ребенка в структуре сложного полиморфного психотического состояния: тревожно-боязливого депрессивного состояния с яркими, но фрагментарными, незавершенными, аффективно насыщенными расстройствами галлюцинаторно-бредового регистра.. Болезнь манифестировала после двух легких достаточно кратковременных аффективных фаз: депрессивной (1 мес..), реактивно спровоцированной, и гипоманиакальной (2 нед.. в возрасте 7 лет 5 мес..).. Особенности первого развернутого психотического полиморфного психоза позволяют думать об эндогенном заболевании — циркулярной шизофрении, которая, по-видимому, будет протекать в виде серии полярных фаз (депрессивных и маниакальных), после завершения которых сформируется неглубокий личностный изъян без падения активности ..

В заключение лекции мы позволим себе остановиться еще на одном чрезвычайно распространенном расстройстве в детском возрасте расстройстве — патологических влечениях.. Возникновение патологических влечений зачастую относится к первым годам жизни ребенка, когда они проявляются в основном в разрушительных, агрессивных, садистически окрашенных тенденциях.. Дети ломают игрушки, стремятся оторвать кукле голову, вспороть живот, стараются ущипнуть, укусить сверстника или кого-нибудь из близких; стремятся скомпрометировать мать или бабушку, вызвать у них стыд, горе, слезы, например, испортив воздух при гостях, рассказав похабный анекдот, произнеся циничную фразу и т.. п..). Причинив физическую или душевную боль, получают видимое удовольствие, но если им препятствуют, дрожат от нетерпения, сердятся, плачут.. При этом часто обнаруживается тяга ко всему гадкому, уродливому, мерзкому (любовь к змеям, паукам, крысам, сбор мусора, лазание по помойкам, повышенный интерес к испражнениям, похоронам, катастрофам, убийствам, покойникам и явное удовольствие при повторных рассказах о них).. К 6-—7 годам к садистическим присоединяются сексуальные влечения в виде онанизма, повышенного интереса к вопросам пола и деторождения, циничных замечаний, стремления увидеть обнаженное тело, обнять, поцеловать, прижаться к обнаженным частям тела матери, сверстниц и т.. п.. В том же возрасте особенно яркими становятся фантазии садистического содержания с детальным представлением сцен мировых катастроф, казней, пожаров.. Любимыми литературными героями становятся отрицательные персонажи, а в коллективной игре охотнее всего исполняются заведомо отвратительные роли (убийцы, фашиста, палача).. Детям нравится шокировать окружающих своими высказываниями о превосходстве злой силы и циничным отношением к доброму, красивому, мудрому.. Больные с наслаждением угрожают убийствами, поджогами, кражами, в красках, с ужасными подробностями описывают, как будут выглядеть изуродованные ими люди, имитируют курение, показывают, как они залихватски «пьют водку», но при этом патологические влечения часто ограничиваются идеаторным уровнем, так никогда и не будучи реализованными.. В преобладающем большинстве случаев таким детям свойственны внешняя «ангелоподобность» и нежность, миловидность и улыбчивость, опережающее развитие речи и интеллекта.. Они легко скрывают свои влечения от тех, от кого зависят, или от тех, кто сильнее (например, от отца, деда, врача, учителя).. В разговоре с ними дети или искренне раскаиваются, значительно приуменьшая, впрочем, свои проделки, или умело оговаривают близких, перекладывая на них свою вину..

Патологические влечения в детском возрасте наблюдаются в рамках формирующихся психопатий, гебоидных форм ранней детской шизофрении, при эпилепсии, органических поражениях ЦНС..

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. В. В. Ковалев. Психиатрия детского возраста. - М.: Медицина. - 1995.

2. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. Изд. 2-е. – М., СПб, - Нижний Новгород - Воронеж - Ростов-на-Дону - Екатеринбург – Самара - Новосибирск – Киев - Харьков - Минск.: Питер. - 2004.

3. Г. Е. Сухарева. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. I. - М.: Медгиз. - 1955.

4. Г. К. Ушаков. Детская психиатрия. - М.: Медицина. - 1973.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995.

2. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. Изд. 2-е изд.. М.—СПб.—Нижний Новгород—Воронеж—Ростов-на-Дону—Екатеринбург—Самара—Новосибирск—Киев—Харьков—Минск: Питер, 2004.

3. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. I. М.: Медгиз, 1955.

4. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. М.: Медицина, 1973.

Вопросы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.