Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В чем состоит идейно-тематическое своеобразие журналистских материалов




Во-первых, реальная конкретная ситуация может нести в себе данную проблему, быть ее проявлением – и тогда она становится источником нового знания об этой проблеме, о породивших ее причинах, о неожиданных ее воздействиях и о поиске путей ее решения.

Во-вторых, реальная конкретная ситуация может содержать в себе опыт разрешения масштабной проблемы, демонстрировать пути преодоления трудностей, переживаемых многими, а также использованные для этого средства – в таком случае она дает основания для сообщения о полученном опыте.

 

В-третьих, реальная конкретная ситуация может проявить конфликтный характер последствий своевременно не разрешенной проблемы – и тогда она становится поводом для урока, для анализа этих последствий, для оценки поведения людей в непростых обстоятельствах жизни.

 

Любая конкретная ситуация связана с масштабной проблемой, и не с одной. Поэтому у разных журналистов рождаются тематически разные материалы. Тут надо понять очень серьезную вещь: «включать» конкретную ситуацию в контекст масштабных проблем не требуется, эта связь существует в реальности, и фокус в том, чтобы ее увидеть.

Пример, ТСЖ. Масштабная проблема – несовершенство законов, а вторая проблема – российский менталитет.

 

Поэтому тема как характеристика журналистских произведений имеет устойчивый признак: она всегда есть конкретная реальная ситуация, восходящая к масштабной проблеме общества.

 

Найти хорошую тему для журналиста – значит найти яркую реальную ситуацию, которая либо дает новое знание о проблеме, задевающей многих, либо показывает интересный опыт ее решения, либо открывает возможность отразить в тексте проблему новую, еще не осознанную обществом, но уже проявившуюся как реальная трудность, требующая разрешения. И чем неожиданнее или долгожданнее новые сведения, чем большего числа людей они коснутся, тем ценнее материал.

 

3лекция для 2 курса по теме 2 часть «Журналистское произведение в ряду других текстов массовых информационных потоков»

 

 

Особенности идеи журналистского текста, ее «общий признак»

На всякий случай напоминаю: под идеей понимаем главную мысль произведения, в которой воплощается авторское «открытие» – достигнутое им понимание предмета и цели повествования, представляющее собой для аудитории определенную ценность.

 

Специфика «главной мысли» журналистского материла неразрывно связана со спецификой его темы.

 

Характерная черта идеи журналистского произведения заключается в том, что она всегда содержит в себе две составляющие. Первая – информация о системе ценностей, на которые опирается журналист, интерпретируя происходящее. Благодаря этому адресат информации может соотнести ее со своими ценностями и принять либо отказаться от авторской оценки ситуации и трактовки проблемы.

Вторая составляющая идеи – информация, выработанная непосредственно при освоении реальной конкретной ситуации и подсказывающая адресату внешние и внутренние действия в целях разрешения проблемы, то есть собственно журналистская информация. По терминологии исследователей – это опорная идея текста и его рабочая идея.

Какая связь между понятиями «идея» и «информация».

 

Информация вообще – не только массовая, не только социальная! – обладает свойством управления, информация оповещает человека о том, что изменились окружающие условия, значит, надо принимать какие-то решения.

 

Однако в зависимости от класса, типа, рода и вида, сигнальное действие информации может изменить свою мощность, направленность, степень универсальности и императивности. Именно здесь кроются особенности воздействия журналистского произведения. И заключаются они в том, что журналистский текст несет в себе особый вид информации – журналистскую информацию. Журналистская информация документальна. В её основе лежит реальный подлинный факт, найденный и оформленный журналистом.

 

Согласно исследованиям журналистская информация характеризуется комплексом свойств, вызывающих определенные типы реакции на публикации. Их зафиксировано три:

1) реакции вовлечения – действия (внешние или внутренние), в которых обнаруживает себя отношение получателя информации к описываемым реалиям. (пример, про текст о здоровье новорожденных).

2) реакции исполнения – действия, которые представляют собой непосредственное осуществление рекомендаций или вариантов поведения, предлагаемых журналистским текстом. (пример, про воспитанников детского дома).

3) реакции социальной гарантии – действия (готовность к действиям), в которых проявляется ответственность определенных социальных сил за необходимые последствия публикации. (Статья «Отсроченный рецепт»)

Раз есть реакции вовлечения, исполнения и социальной гарантии на журналистские материалы, значит, есть и свойства информации, способные эти реакции вызвать.

Во-первых, журналистская информация характеризуется общим для всей информации свойством действительности: будучи воплощением связи человека с окружающим миром, одновременно она есть объективно необходимый действительный инструмент воздействия на этот мир.

Во-вторых, журналистской информации присуще общее свойство всей массовой информации – универсальность. Состоит оно в том, что эта информация «срабатывает» далеко за пределами отдельных ситуаций, вызывая ускорение или торможение социальных процессов. Это третье свойство массовой информации, два других – общезначимость и общедоступность – нам уже известны.

Третье свойство журналистской информации присуще именно ей, является ее специфической чертой - идеолого-этическая направленность, то есть способность с той или иной мерой императивности поставить адресата информации перед выбором собственной линии поведения (отношения) в контексте соответствующих идеолого-этических ценностей, в частности представлений о добре и зле, о благе, о смысле жизни.

Пример, два сюжета о прямом эфире.

 

Вместе взятые, эти свойства определяют место и роль журналистской информации в массовых информационных потоках в обществе в целом. Именно эти свойства определяют пригодность информации к использованию в системе гражданских отношений и общественно-политической деятельности с одной стороны; в механизмах власти – с другой; в личной практике членов общества – с третьей.

 

С этой точки зрения оказывается, что своеобразие прагматики журналистского произведения есть прямое следствие своеобразия самой журналистской информации, а идея его, в которой прагматические отношения текста и действительности фокусируются, не что иное, как проявление этой информации, определенный уровень средств, с помощью которых она себя выражает.

Не случайно идея постигается адресатом текста при целостном восприятии произведения. Тесно связанная с проблемой, рабочая идея выступает как указатель к решению, подсказывает тот тип поведения или то отношение к действительности, благодаря которым адресат информации может чувствовать себя в этой жизни несколько увереннее.

Направляющий, подсказывающий характер идеи выступает как устойчивый признак журналистского текста.

 

Идея журналистского произведения адресована человеку как социальному существу, склонному менять поведение на основе собственного решения, которое всегда связано с выбором – осознанием возможных альтернатив и предпочтением одной из них.

В соответствии с семантикой текста идея ориентирована на то, чтобы помочь человеку увидеть свою связь с проблемой, к которой восходит описываемая ситуация, и побудить к действиям, адекватным условиям. Однако выбор действий, принятие решения действовать – за личностью.

 

Тот факт, что журналист, оценивая ситуацию, о которой пишет, опирается на свою систему ценностей, создает для адресата информации возможность сопоставить критерии оценок и тем самым либо упрочить, либо уточнить, либо поменять те или иные из них. Возникает, таким образом, по меньшей мере два практически значимых уровня контакта журналистского текста с потребителем информации: уровень реалий и уровень сознания, а говоря корректнее – социальной практики и массового сознания.

 

Серьезные перемены произошли и в разработке идей.

Что касается опорной идеи, тут изменения обусловлены в основном отказом от советских идеологических положений. Деятели советского периода рассматривали журналистику в качестве средства организации масс в политической борьбе, пропаганды социалистических идей, а также важном средстве защиты социалистического государства. И если раньше, советский журналист имел неосторожность "отклониться от линии партии", его просто лишали всякой работы, к тому же он попадал в черный список, максимум возможностей - работа дворника.

 

Сегодня в нашем обществе, и у журналистов в том числе, идет формирование другой системы ценностей. Поэтому в большинстве журналистских произведений опорная идея меняет ориентиры, свидетельствуя об определенных сдвигах в профессиональном сознании журналиста.

В российской журналистике сегодня существует три типа профессиональной идеологии, которыми пользуются работники СМИ, определяя свои профессиональные приоритеты. Первая связана с идеей влияния на общественное мнение, общественное сознание, общественные чувства и общественное поведение. Журналист при отборе и оценке значимости событий словно "размещает" себя над аудиторией, определяя, что населению надо знать, а что не обязательно.

Пример про минсельхоз.

Вторая идеология связана с концепцией "общечеловеческой интересности". Эта идеология проявляется у журналистов, которые не стремятся повлиять на аудиторию, а просто передают читателям, зрителям, слушателям некие факты и впечатления.

Третья профессиональная идеология, особенно отчетливо проявляющаяся в региональной прессе, опирается на теорию "малых дел". Журналист, придерживающийся такой идеологии, считает, что его призвание заключается в оказании практической помощи реальным людям. Эта идеология очень действенна, за нее журналисту многое прощается. Пример с Губернией и маму в гараже.

Все эти идеологии пришли из нашего недавнего прошлого. Журналистика ничего не изобретает, изменилось только соотношение идеологий. Журналист всегда вольно или невольно принимает самое активное участие в формировании социальных групп, что бы и как бы он ни писал. Журналист, о чем бы и как бы он ни писал, — это все равно проводящий авангард идеологии, он сам — персонифицированная идеология, это — его имманентная сущность…

 

А теперь посмотрим, что происходит сегодня в журналистских материалах с рабочей идеей.

В отечественной журналистике 60–70-х годов рабочая идея чаще всего принимала облик развернутой программы деятельности по разрешению проблемы. Присутствовали: цель и средства деятельности, исполнители, социальные гаранты, на помощь которых исполнители могли рассчитывать. При этом журналист неизбежно выступал как лицо, берущее на себя ответственность за предлагаемые рекомендации.

 

Когда с 85 года начались процессы демократизации, заговорили о плюрализме взглядов и мнений, журналистское творчество тут же подхватило ветер перемен. Появились такие каналы как НТВ, радиостанции как Эхо Москвы, программы, как «Тема», «12 этаж», «Взгляд», такие газеты как «Независимая газета» и далее.

 

Отзываясь на вышеупомянутые перемены в обществе, журналистика должна была:

– резко улучшить информирование общества о событиях, происходящих во всех сферах действительности и о деятельности всех без исключения социальных институтов.

– отказавшись от мессианской роли, возложить на себя роль общественного контролера за деятельностью властных структур и одновременно принять посильное участие в пробуждении творческой энергии, предприимчивости, активности членов общества.

 

– отказавшись от жестко направленного воздействия на массовое сознание, создать возможности для самостоятельных духовных поисков членов общества и стимулировать эти поиски.

– отказавшись от монополии на истину, обеспечить возможность свободного выражения разных мнений.

 

В результате сложились новые отношения журналистики и общества, в силу чего произошли и серьезные изменения структуре рабочей идеи. Сейчас лишь в редких случаях журналист берет на себя заботу о глубокой проработке конкретного пути решения проблем на данных той или иной ситуации. Чаще всего он, обозначив, так или иначе, цель деятельности, которую нужно совершить для разрешения проблемы, предлагает вниманию читателя либо варианты средств, либо пути их поиска, оставляя выбор за непосредственными исполнителями.

 

Сегодня рабочая идея журналистских произведений, сохранив свой подсказывающий, побуждающий характер стала вариативной. В целом сегодня в современной журналистике можно выявить несколько устойчивых разновидностей рабочей идеи. Пожалуй, наиболее распространены в данный момент пять из них. Обобщенно они могут быть обозначены так:

а) «прими к сведению и действуй по усмотрению» (вариант «и делай выводы»);

б) «действуй, как они, если подходят условия»;

в) «не допускай повторения подобного»;

г) «есть такие-то варианты решения проблемы; исходя из своих условий, определи предпочтительный и действуй»;

д) «решение проблемы неизвестно: подключайся к поискам».

 

В некоторых изданиях обозначилась тенденция увязывать рабочую идею с прогнозом развития ситуации. В этих случаях она обретает приблизительно такой вид: «Если действовать так, ситуация повернется так-то; если предпринять нечто иное, она изменится соответственно». Иногда при этом дается развернутая рекомендация по поводу того, что следует предпринять. Однако чаще просто прочерчивается связь конкретных действий и последствий. Идея журналистского текста чаще всего двунаправлена: широкому читателю – и конкретному социальному институту.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.