Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Так что же такое способ творческой деятельности?

Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей.

ЛЕКЦИЯ Способ творческой деятельности журналиста.

В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.

Для начала просто разграничим понятия «способ» и «метод» деятельности. Их употребляют в обыденной речи как синонимы, отдавая некоторое предпочтение слову «метод». Но философские исследования социальной деятельности и культуры, в частности работы Эдуарда Маркаряна, показали, что терминологический потенциал этого понятия много шире.

За словосочетанием «способ деятельности» открывается вполне определенный объем содержания, отнюдь не тождественный тому, который устойчиво связывается с понятием «метод». Маркарян справедливо усмотрел в понятии «способ деятельности» интегральную категорию, выражающую собой ту комбинацию реальных составляющих деятельности, благодаря которой и достигается задуманный результат.

То есть: способ деятельности всегда включает в себя те или иные методы как одно из средств деятельности. Что такое метод? Метод – путь решения конкретной задачи, представляющий собой совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности

То есть - быть средством для решения задач – функция метода.

Являясь интегральной характеристикой определенного вида деятельности, способ всегда включает в себя и определенный набор методов, необходимых для решения соответствующего набора задач.

При этом обнаруживается очень любопытная вещь: задачи одного и того же типа встречаются в самых разных видах деятельности. Так, у врача среди прочих задач есть задача получить сведения о состоянии больного. Однотипная задача стоит перед психологом, исследующим способности человека: получить сведения о проявлениях задатков личности в тех или иных условиях. И перед журналистом на месте события: получить сведения о том, как оно произошло. Во всех случаях – получить сведения.

Врач беседует с человеком, исследователь беседует, журналист беседует... Но беседы эти проходят все же по-разному, но суть действий одна и та же: речевой и аудиовизуальный контакт с целью получения нужных сведений. Отсюда вывод: для решения типовых задач существуют типовые методы. Вот здесь - понятие «метод» шире понятия «способ». По существу, методы универсальны, они используются в разных видах деятельности, входя как одна из составляющих в способ.

Но если методы – одна из составляющих, то, следовательно, есть и другие составляющие. Это мы видели, когда речь шла о типовой задаче.

В процессе работы человеку приходится решать далеко не одну. Причем состав их в конкретных видах деятельности достаточно устойчив и характерен именно для данного вида деятельности.

Ход работы выглядит как цепочка шагов, подчиненных решению определенных комплексов задач. Это дает основание говорить об устойчивой операциональной структуре творческого процесса, представленной в каждом творческом акте – отдельном случае творчества, завершающемся определенным продуктом.

Получается, что для того, чтобы решить несколько комплектов задач, необходимо предпринять необходимые для решения действия. Так и складывается операциональная структура деятельности – определенный состав и последовательность операций, каждая из которых ориентирована на решение комплекса соответствующих задач. Именно она позволяет рассматривать творческий процесс в технологическом аспекте.

Понятием технология обычно обозначается порядок действий, рекомендуемый для того, чтобы гарантировать достижение нужного результата.

Технологический аспект творческого процесса – это и есть выявление его операциональной структуры, достигаемое в тех или иных условиях, на том или ином этапе развития научной мысли, с той или иной мерой адекватности.

Сейчас разграничим понятия «операция» и «этап», так как понятия эти не тождественны, их содержание совпадает лишь отчасти.

«Операция» – это обозначение отрезка деятельности, ее фрагмента, закономерно подчиненного решению некоторого комплекса задач, независимо от его места в структуре творческого акта. Так сказать, характеристика данного фрагмента с точки зрения состава задач.

Понятие «этап» же указывает не только на состав задач, но и на место фрагмента в творческом акте – это его характеристика с точки зрения последовательности решения задач. В первом случае характеризуется состав задач, во втором – последовательность их решения. Поэтому более правильно будет говорить об операциях как структурных элементах творческого акта: при определенных обстоятельствах они становятся тем или иным его этапом.

Операциональная структура творческого акта, как носитель характерного набора задач является наряду с методами обязательной составляющей способа любого вида деятельности.

Откуда тогда берутся задачи, которые формируют оперциональную структуру деятельности? Из представления о продукте, о произведении, то есть - порождающая модель творчества. Поскольку именно она несет в себе все задачи, решение которых разворачивается в творческий процесс. И в соответствии с ними определяется структура этого творческого процесса – основная составляющая способа.

В каждой творческой операции обязательно предусматриваются задачи двух типов:

  • эмпирические, то есть решаемые непосредственно в опыте взаимодействия, ориентированные на установление и воспроизведение фактов.
  • теоретические – они решаются через цепь сложных умственных действий, подчиненных необходимости выявить неочевидные связи фактов, их глубинные особенности.

И те и другие направлены на получение, переработку и предъявление информации в тексте. Есть еще и третий вид задач – это организационно-практические. Эти задачи служат оптимальной организации творческого акта – позвонить, договориться, подготовиться и так далее.

Способ деятельности включает в себя еще две составляющие - технические средства, используемые в ходе творческой деятельности, и систему профессионально-этических регуляторов поведения.

Для каждого вида деятельности используется свой набор технических средств. Вы же, допустим, не берете с собой на задание томограф или тонометр - различается характер использования.

Ну, а четвертая составляющая способа обусловлена тем, что любая деятельность в большей или меньшей степени включена в общественные отношения, в общение. Решая свои творческие задачи, человек взаимодействует с другими людьми, и от того, как он строит свое поведение в процессе этого взаимодействия, во многом зависит успех дела.

Есть некоторые общие этические стандарты поведения, выступающие как признак нравственной зрелости личности, признак культуры. Но для получения успешного, устраивающего общество результата деятельности во многих ее видах, оказывается необходимым и соблюдение неких дополнительных стандартов. Вот они и отражаются в профессиональном сознании общности и каждого ее члена, регулируя творческое поведение.

Способ творческой деятельности формируется в опыте деятельности. Опыт ведь может быть разным – удачным, неудачным... Говорят, на ошибках учатся. Значит, постепенно избавляются от ошибок. А удачи становятся примером для подражания, на них тоже учатся. Образуется нечто вроде коллективной копилки позитивного профессионального опыта. Сначала этот опыт передается из уст в уста, из рук в руки, потом он начинает фиксироваться в литературе. Наконец, дело доходит и до науки.

Способ деятельности – образование устойчивое, но вместе с тем и живое. Он склонен к развитию, и обогатить его может каждый, кто им овладел. Но – если овладел. Если осознал все особенности деятельности, приобрел все необходимые умения, привел в соответствие с потребностями деятельности свою натуру.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пример фактографического образа | Творческий акт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.