Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биографический метод лежит в основе такого жанра, как очерк




БЕСЕДА

Конечно, чаще всего львиную долю сведений журналист получает в беседе – непосредственном общении с людьми, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Однако от обычного диалогического общения беседа как метод познавательной деятельности существенно отличается. Это такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчетливо осознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия.

В зависимости от заданности содержания беседы интервью подразделяются на формализованные и неформализованные, первые предполагают чёткое информирование журналиста о факте, в то время как вторые более склоняются к получению обширных сведений о собеседнике. По степени интенсивности интервью делятся на короткие, средние и фокусированные, причём каждый из видов применяется в зависимости от целей, преследуемых журналистом.

На какие сведения можно рассчитывать, приступая к беседе:

· фактические данные,

· мнения,

· объяснения,

· предложения и прогнозы,

· речевые приметы собеседника (характерные особенности его языка).

При этом каждый вид может быть представлен весьма разнообразно. Так, факты могут быть позитивные – и негативные, наблюдавшиеся собеседником – и не наблюдавшиеся, в которых он участвовал – и в которых не участвовал; наконец, они могут быть из настоящего, прошлого, из собственной жизни, жизни других людей, жизни коллектива.

Само собой разумеется, что далеко не обо всех вещах интервьюируемый выражает готовность беседовать с журналистом. Это требует от журналиста определённых нюансов в поведении, определенных тактических приёмов. Здесь для журналиста важным является знание психологии общения, умение «сходиться с людьми». Ведь количество, да, пожалуй, и качество полученной в процессе интервью информации зависит от того, насколько журналист смог «разговорить», раскрыть своего собеседника, расположить его к беседе.

Естественно, что у каждого журналиста существует определённая тактика ведения интервью. Комбинация разного рода вопросов, их чередование, последовательность, осознанный выбор тех средств общения, которые оказываются в данных условиях наиболее целесообразными, ритм разговора, специальные полемические приёмы, – всё это есть проявления продуманной тактики. Сюда же относятся реплики и замечания журналиста, его жестовое поведение, интонация, разного рода информационные стимулы, призванные помочь собеседнику раскрепоститься, преодолеть скованность или нежелание говорить.

Получается, что тактика направлена на то, чтобы вроде как заставить говорить собеседника. Это выглядит не очень красиво с этической точки зрения.

Все зависит от того, кто разрабатывает тактику. Если журналист человек порядочный, нравственный, то мотивация при разработке тактики будет у него не перехитрить собеседника, а помочь ему установить взаимопонимание, сделать общение не мучительным для своего визави, а приятным.

Кроме того, возникающие по разным причинам помехи в разговоре (исследователи называют их барьерами общения) всегда осложняют жизнь не только журналисту, но и его собеседнику.

Сложности профессионального общения журналиста могут быть связаны с многочисленными барьерами, мешающими установлению контакта с собеседником. Эти барьеры носят или социальный характер (принадлежность к разным социальным группам), или социально-психологическую природу (несовпадение групповых настроений), или предметно-логические истоки (перепад в уровне знаний и опыта), или психологическую основу (разность темпераментов). И устранение их - тоже вопрос профессионализма и мастерства журналиста.

Но какой бы причиной ни вызывались барьеры, будучи спровоцированы обстоятельствами, проявляются они чаще всего одинаково: как прерывность общения, неконтактность собеседника, отсутствие свободного «перетекания» информации. Чтобы этого избежать, и нужно заботиться о тактике беседы. Удачной она оказывается, как правило, если журналист:

1) основательно подготовился к беседе (освоил предмет обсуждения, имеет представление о собеседнике как индивидуальности);

2) научился контролировать ход беседы, своевременно замечая возникновение барьеров и оперативно нейтрализуя их;

3) не боится собеседника.

4) умеет предотвращать или разрешать конфликты.

5) владеет достаточным количеством приемов, способных стимулировать общение.

Существует три типа респондентов:

· ключевые информаторы;

· специальные респонденты;

· типичные представители.

Ключевые информаторы сообщают сведения, которые касаются стратегических проблем исследования. Это не обязательно члены исследуемой организации, но о ее делах они должны быть хорошо информированы, а потому могут рассказать о структуре данной группы, организации или общества, помочь в достижении сотрудничества, выявить и привлечь новых респондентов.

Людей, представляющих информацию непосредственно по проблеме исследования, называют специальными респондентами. Они выбираются потому, что занимают единственные в своем роде ролевые позиции в обществе, группе, организации. Это могут быть руководители функциональных служб предприятий (планового отдела, отдела зарплаты и т. д.).

Типичными представителями будут члены социальных групп или демографических популяций.

Интервью наряду с допросом, аудиенцией, беседой и т. п. представляется ситуацией общения. Все эти слова в разговорном русском языке почти синонимы, только имеют специфические оттенки. Так, аудиенция (от лат. audientia — слушание) — официальный прием у лица, занимающего высокий пост.

Допрос — следственное или судейское действие, состоящее в получении от свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого показания об известных ему обстоятельствах данного дела.

Беседа всегда предполагает наличие ряда моментов:

· встречу двух человек;

· специфический контекст;

· эмоциональные отношения;

· объект коммуникации;

· организованный и тактически продуманный обмен.

Результат беседы — такие разновидности жанра, как портретное интервью и интервью-зарисовка.

Очная беседа журналиста с источником информации - незаменимое и универсальное средство получения сведений, которое, к сожалению, обладает существенным недостатком - низкой достоверностью, возникающей как в связи с субъективными характеристиками респондента, так и особенностями восприятия, характерными для любого индивидуума.

Беседа, как неструктурированный, во многом самоопределяющийся процесс почти всегда несет в большей степени эмоциональную информацию, нежели фактическую. Факты в свободной беседе зачастую искажены или смешаны в произвольной последовательности, отягощены существенным количеством незначимого, постороннего (для журналиста, а не его собеседника) материала.

Интерпретация результатов незапланированной, свободной по тематике и структуре беседы довольно трудоемкий, требующий интуиции и опыта процесс, факты полученные таким образом трудно использовать напрямую, в том виде, в котором они прозвучали. В связи с этим журналисты в некоторых случаях, когда беседа является единственным источником данного факта, вынуждены при их использовании пользоваться формулами "по словам...", "по мнению...", "как нам сказали в частной беседе..." и т.п., что, несомненно, снижает достоверность материала, вызывает ощущение неполноты, недосказанности. Беседа не является документируемым средством, так как не требует предварительного уведомления о ее целях, что приводит к тому, что собеседник волен отказаться от своих слов или опровергнуть их в последствии.

Беседа, как правило, является подготовительной стадией перед использованием других более точных коммуникативных методов, необходимой для того, чтобы понять эмоциональный фон ситуации, разобраться в особенностях личности оппонента, понять ситуацию в целом.

Биографический метод журналистика заимствовала из литературоведения и психологии. Он стал впервые применяться американскими учеными в 1920-е гг. С самого начала к нему сформировалось двойственное отношение из-за субъективного мнения очевидца событий. Этим сведениям одновременно можно и нельзя доверять. Основанием для сомнений стал фактор субъективности. Тем не менее «история жизни» одного человека может представлять для исследователя большую ценность. Чтобы с помощью биографического метода собрать наиболее обширную и панорамную информацию, следует придерживаться нескольких правил:

история жизни одного человека сопоставляется с историей общества, в котором он живет. Обращаясь к биографии конкретной личности, исследователи стараются охватить ее целиком; показать динамику развития как внешней, так и внутренней жизни человека.

журналисты-исследователи стремятся осмыслить поведение человека в тех или иных ситуациях, вскрыть мотивации его поведения, проанализировать его мировоззрение и т. д.

Чаще всего журналисты используют биографическое интервью в качестве вспомогательного метода, чтобы собрать информацию для очерка.

При непосредственном общении с человеком можно выявить поворотные эпизоды жизни, впечатления, эмоциональные переживания, воспоминания и т. д.

Выделяют следующие виды биографического интервью:

· лейтмотивное: — когда собеседнику помогают сразу подойти к определенной теме и не бросить ее;

· нарративное: — собеседника для начала просят подробно рассказать историю своей жизни, причем в хронологической последовательности;

· открытое: журналист принимает роль «любопытствующего слушателя», его задача — наводящие вопросы.

 

В жизни человека, вплетенного в динамику социума, можно выделить следующие процессы:

· интенциональные — это проекты, жизненные цели, намеренно сделанные шаги, которые должны выводить из нежелательной ситуации, и т. д.;

· институциональные — это последовательность образовательных шагов, семья, профессиональная карьера и т. д.

Постоянными источниками для журналиста могут быть знакомые люди из разной сферы, поэтому он постоянно заботится о долгосрочных контактах и знакомствах.

В каждом источнике информации есть свои возможности и ограничения. Интервью же – самый субъективный источник информации. Так как, например, разные люди, очевидцы одного и того же события, по-разному о нём рассказывают и часто даже расходятся во мнении. Но возможно в этом же заключается положительное свойство этого источника информации – возможность услышать иной взгляд на проблему, расценить ситуацию с другой точки зрения.

Каждому журналисту приходиться выступать в роли интервьюера, расспрашивать людей, вести беседы, без которых редко обходится подготовка материала. На мой взгляд, журналисту необходимо таким образом организовывать интервью, чтобы о нем можно было сказать следующее: «Ты, Сократ, прекрасно спрашиваешь, а тем, кто хорошо спрашивает мне, и отвечать приятно».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.