Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разграничение норм земельного и иных отраслей права. Понятие и виды земельных правоотношений, их возникновение, изменение и прекращение

ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Принципы земельного права и земельного законода­тельства — основополагающие понятия, которые лежат в основе структуры земельного права.

1. Принципы подразделяют на общеправовые и отраслевые.

Выделяют такие основополагающие отраслевые прин­ципы земельного права и земельного законодательства:

· важнейшее значение земли как основы жизни и дея­тельности человека;

· земля подлежит охране, будучи важнейшим компо­нентом окружающей среды и основным средством

· производства в сельском хозяйстве и лесном хозяй­стве; земля также активно используется в качестве не­движимого имущества. Этим принципом обусловле­ны основные положения владения, пользования и распоряжения земельными участками;

· охрана жизни и здоровья человека;

· активное участие граждан и общественных органи­заций (объединений) в решении вопросов, касающих­ся прав на землю. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяй­ственной и иной деятельности, согласно этому прин­ципу, обязаны обеспечить возможность такого уча­стия в порядке и формах, предусмотренных земельным законодательством;

· единство юридической судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;

· приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, к которым относятся:

а) ценные земли сельскохозяйственного назначения;

б) земли лесного фонда, занятые лесами первой группы;

в) особо охраняемые природные территории и объ­екты;

г) земли, занятые объектами культурного наследия;

д) другие особо ценные земли;
платность использования земель;

· деление земель по целевому назначению на опреде­ленные категории. Из этого принципа следует, что правовой режим земель определяется только исходя из их принадлежности к той или иной категории и раз­решенного использования их в соответствии с зони­рованием территорий и требованиями законодатель­ства Российской Федерации;

· государственная собственность на землю четко разгра­ничена. Все земли, которые находятся в государствен­ной собственности, подразделяются на относящиеся к собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований РФ;

· дифференцированный подход к установлению право­вого режима земель. При определении правового режима земель какой-либо категории должны учиты­ваться природные, экономические, социальные и иные факторы;

· сочетание интересов общества и законных интересов

граждан.

В последнее время значительным изменениям подвергся принцип земельного права — принцип собственности на землю: вместо господства единой государствен­ной собственности на землю утвердилось многообразие раз­личных форм собственности.

2. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ и ЗК РФ раз­личают частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

Земельное законодательство исходит из множественно­сти форм пользования землей:

· постоянное (бессрочное) пользование землей;

· пожизненное наследуемое владение земельным участ­ком;

· ограниченное пользование чужим земельным участ­ком (сервитут);

· аренда и безвозмездное срочное пользование земель­ным участком.

Их сопровождают такие установленные принципы, как право самостоятельно хозяйствовать на земле; равенство всех субъектов, осуществляющих использование земель; судебная защита права на земельный участок; возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодатель­ства, и убытков, причиненных изъятием земель для государ­ственных и муниципальных нужд.

 

Земельно-правовые отношения — это форма опосредо­вания (упорядочения) земельно-правовыми нормами обще­ственных отношений, складывающихся по поводу земли.

3. ЗК РФ земельные правоотношения определяются как отношения, возникающие по поводу использования и охраны земель на территории Российской Федерации, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на

ее территории.

Все земельные правоотношения можно классифициро­вать по основным институтам земельного права, в зависимо­сти от содержания земельных правоотношений, прав и обя­занностей их участников. Земельно-правовые отношения можно разделить на виды:

· правоотношения собственности на землю;

· в сфере управления землями;

· в области использования земель;

· в сфере охраны земельных прав.

В соответствии с характером применяемых земельно-пра­вовых норм земельно-правовые отношения могут быть ма­териально-правовыми и процессуальными.

Материально-правовые — земельные правоотношения, урегулированные нормами материального земельного права; это взаимные пра­ва и обязанности участников земельных отношений. Процес­суальные земельные правоотношения — урегулированные процессуальными земельно-правовыми нормами земельно-правовые отношения, связанные с деятельностью соответству­ющих государственных и муниципальных органов. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных право­отношений — это те юридические факты, с которыми связыва­ются определенные юридические последствия в сфере земель­ного права. В зависимости от вида юридических последствий все юридические факты подразделяются на группы:

· правоустанавливающие — факты, при наличии ко­торых возникает земельное правоотношение. На­пример, это отношения, которые складываются при заключении договора залога земельного участка, до­говора аренды либо субаренды;

· правоизменяющие — факты, при наличии которых происходит изменение в субъекте, объекте или содержании земельного правоотношения. Это, напри­мер, отношения, которые возникают в результате пе­редачи земельного участка по договору наследования, и др.;

· правопрекращающие — факты, с возникновением которых прекращается существующее земельное правоотношение. Например, земельное правоотноше­ние, которое прекращается с истечением срока арен­ды, прекращением деятельности юридического лица и др.

4. Земельные правоотношения возникают на основании:

· заявления заинтересованного лица, оформляемого в соответствии с порядком о возбуждении такого рода ходатайств перед государственным органом, управо-моченным рассматривать и решать эти вопросы;

· решения компетентного органа о предоставлении за­явителю конкретного земельного участка;

· договора;

· выдачи основного земельного документа о праве соб­ственности на землю или же ее государственной ре­гистрации;

· использования лицом земельного участка при осуще­ствлении ряда юридических действий.

Земельные правоотношения могут быть изменены: в силу эволюции тех или иных действий и событий, развития и изме­нения законодательства; при разработке нового проекта внут­рихозяйственного землеустройства после проведения обсле­дований земельных угодий и уточнения их кадастровых оценок. Земельные правоотношения могут быть прекращены на основании:

· договора о продаже земельного участка;

· решения какого-либо компетентного государственно­го органа об изъятии земли для государственных или муниципальных нужд;

· решения суда;

· смерти собственника земли или землепользователя;

· по истечении срока аренды земли (если срок не возоб­новляется);

· добровольного отказа от земельного участка.

Прекращение земельных правоотношений может быть полным или частичным.

3. ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ

 

Земельно-правовые нормы — это строго установленные и санкционированные государственными органами, обес­печенные сил ой государственного принуждения обще­обязательные правила поведения участников земельных правоотношений.

1. Земельно-правовые отношения имеют следующие юридические характеристики:

· структурные элементы земельно-правовых норм (гипо­теза, диспозиция, санкция) содержатся не только в не­скольких статьях земельного законодательного акта, но нередко и в разных нормативно-правовых актах земельного права. Это, прежде всего касается санк­ции земельно-правовой нормы, которая отделяется от гипотезы и диспозиции в другую статью одного и того же нормативного акта или же в другой законодатель­ный земельный акт. Но часто случается и обратное: в одной и той же статье законодательного акта содер­жится несколько земельно-правовых норм. Это бы­вает при установлении широкого круга прав и обязан­ностей участников земельно-правовых отношений;

· наряду с нормами прямого действия, применяемыми самостоятельно, независимо от иного законодатель­ного акта (нормы о сроках рассмотрения ходатайств об изъятии или о предоставлении земель), в рамках земельного права действуют также и нормы непря­мого действия, требующие для своего применения издания дополнительного нормативного правового зе­мельного акта, т.е. закона либо подзаконного акта (ин­струкции, приказа, ведомственного письма).

2. Земельно-правовые нормы можно классифицировать по различным критериям (по содержанию, характеру предписаний, способу воздействия на участников зе­мельно-правовых отношений, институтам земельного права и т.д.).

По институтам земельного права все земельно-правовые нормы делятся на нормы, регулирующие институт права собственности на землю, институт государственного управ­ления землей и иными природными ресурсами и др.

В зависимости от категории земель все земельно-пра­вовые нормы делятся на нормы, опосредующие земельно-правовые отношения, связанные с землей сельскохозяй­ственного назначения, лесного фонда, водного фонда, землей особо охраняемых территорий и объектов и др.

По субъектам, осуществляющим право пользования земельными участками, все земельно-правовые нормы делят­ся на нормы, касающиеся граждан, юридических лиц, госу­дарственных органов и др.

3. Существует более широкое разделение земельно-пра­вовых норм в зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников земельно-право­вых отношений. По данному критерию все земельно-право­вые нормы, регулирующие земельные правоотношения, де­лятся на материально-правовые нормы и процессуальные нормы земельного права.

Материально-правовые нормы земельного права клас­сифицируются на виды:

· нормы положительного правового регулирования (регу­лятивные нормы), устанавливающие права и обязан­ности участников земельно-правовых отношений;

· нормы-гарантии, обеспечивающие соблюдение регу­лятивных норм земельного права.

Процессуально-правовые нормы земельного права нахо­дятся в неразрывной связи с материально-правовыми норма­ми земельного права, но носят по отношению к последним служебный характер. В процессуально-правовых нормах земельного права указывается, каким образом следует дей­ствовать для того, чтобы права и обязанности субъектов зе­мельно-правовых отношений, предусмотренные в материаль­но-правовых нормах, были осуществлены. Таким образом, процессуально-правовые земельные нормы служат сред­ством реализации материально-правовых норм земельного права, регламентирующим порядок деятельности государ­ственных органов, их взаимодействие с другими субъектами земельных отношений в процессе предоставления земельных участков, проведения землеустройства, ведения мониторин­га земель и Государственного земельного кадастра, разреше­ния земельных споров и в прочих вопросах.

4. По юридическому содержанию процессуально-правовые земельные нормы классифицируются следу­ющим образом:

· правонаделительные — земельно-правовые нормы, определяющие порядок предоставления участникам земельно-правовых отношений каких-либо прав;

· правообеспечительные — земельно-правовые нормы, устанавливающие порядок реализации предоставлен­ных участникам земельно-правовых отношений их прав и обязанностей;

· правоохранительные — земельно-правовые нормы, устанавливающие порядок разрешения земельных споров. Таковой, к примеру, является норма о процес­суальном сроке разрешения земельных споров;

· правопрекращающие — земельно-правовые нормы, которые определяют порядок прекращения прав на земельный участок.

 

 

4. ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Источники земельного права — юридические формы, действующие с разной степенью эффективности и выра­жающие внешние признаки правовых общественных от­ношений.

1. Общая характеристика источников земельного права выражается в понятиях:

· правовой обычай — правило поведения, сложивше­еся в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве обязательного. В земельном праве правовой обычай имеет наибольшее значение по сравнению с другими отраслями права. Это объяс­няется наибольшей давностью, непреходящей акту­альностью и необходимостью постоянного урегули­рования земельных общественных отношений;

· | нормативный акт, являющийся способом правового регулирования в Российской Федерации. Он содер­жит норму права, т.е. общее правило поведения, обя­зательное для исполнения гражданами и должностны­ми лицами и установленное уполномоченным на это органом. Нормативный акт имеет преимущества пе­ред остальными источниками права, так как он имеет письменную форму, публикуется, широко тиражиру­ется и призван отражать общий интерес, общую волю;

· судебные прецеденты — решения судов субъектов РФ, которые учитываются нижестоящими судами. В Российской Федерации судебный прецедент занима­ет ограниченное, но четко определенное место в пра­вовой практике. Судебные прецеденты — окончатель­ные и обязательные для исполнения постановления Конституционного Суда РФ;

· | религиозные тексты, т.е. заключения древних и со­временных толкователей текстов Корана или других священных книг. Эту сторону следует учитывать, так как она освещает традиции организации землеполь­зования;

· Конституция РФ. Она предусматривает основы кон­ституционного строя, права, свободы человека и граж­данина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и су­дебных органов власти и органов местного само­управления. Конституционные положения являются отправными для всех отраслей права, в том числе зе­мельного;

· идеи и доктрины — это мнения ведущих ученых и юристов, принимающих участие в формировании от­раслей права в ряде государств. Бывают прецеденты, что они становятся обязательными, неперсонифицированными, рассчитанными на неоднократное испол­нение, и получают отражение в законодательстве;

· договоры, или соглашения, между различными субъек­тами права, которые могут содержать правовые нор­мы. Договорами могут устанавливаться не только права и обязанности договаривающихся сторон, но и общие правила поведения, которым должны подчиняться все участники общественных отношений.

2. З емельные нормы Конституции РФ подразделяют­ся на две большие группы:

1) нормы, непосредственно посвященные земельным отношениям;

2) нормы, опосредованно участвующие в регулировании земельных отношений.

3. Следующий основополагающий правовой акт, регули­рующий земельно-правовые


отношения, — ЗК РФ. Он регулирует отношения, связанные с землей, и иные не­посредственно связанные с ними отношения.

В соответствии с Конституцией РФ земельное законода­тельство находится в совместном ведении Российской Федерации субъектов РФ и состоит из законодательных актов трех уровней: ЗК РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ.

ЗК РФ регулирует отношения использования и охраны шмель как основы жизни и деятельности народов, прожива­ющих на соответствующей территории Российской Федера­ции. ЗК РФ и другие, непосредственно «земельные» законы составляют основу земельного права, его основную часть на федеральном уровне.

Комплекс земельно-правовых отношений регулиру­ется федеральными законами:

· Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государ­ственной границе Российской Федерации» и др.;

· Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

· Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоро­вительных местностях и курортах»;

· Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

· Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

· Федеральный закон от 28 октября 1998 г. № 162-ФЗ «О ставках земельного налога в 1998 году»;

· Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»;

 

· Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»;

· Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»;

· Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

· Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Источниками земельного права служат также и федераль­ные законы, входящие в иные отрасли права, но предусмат­ривающие земельные нормы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Государственная и муниципальная
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.