КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разновидности государственной власти определяютсяМетоды осуществлении государственной власти – приемы и способы воздействия государства в лице его компетентных органов на субъектов государственно-правовых отношений. Различают два метода осуществления государственной власти: убеждение и принуждение. Основные свойства государственной власти Характерные черты государственной власти
Согласно п.1. ст. 3 Конституции РК единственным источником государственной власти в Республике Казахстан является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам. Конституция Республики Казахстан также провозглашает, что никто не может присваивать власть в Республики Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону. Единство государственной власти выражается в наличии единой системы органов, осуществляющих государственную власть. Согласно главе 2 конституционного Закона «О государственной независимости Республики Казахстан» граждане республики, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. Глава 3 закрепила принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Убеждение — это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта в интересах государства.
В зависимости от исторических типов общества господство социальной группы может осуществляться через: — тоталитарную власть; — авторитарную власть; — демократическую власть. Легитимность — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиниться. Юридическим выражением легитимности власти является ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В традиционной легитимности власти обычно выделяют геронтологическую (власть старейшин), патриархальную (власть вождей), матримониальную (власть монарха) и другие разновидности. Харизматическая власть базируется на личной преданности людей вождю, пророку (Будда, Мухаммед, Цезарь, Наполеон, Ленин, Сталин, де Голль, Ким Ир Сэн, Моа Цзе Дун), убежденных в их необыкновенном даре. Власть харизматического лидера не подкреплена легальным (установленным законом) правом на обладание неограниченной властью, что вынуждает его постоянно подтверждать гражданам свою харизму.
4. Согласно о сновополагающему принципу конституционализма - принципу разделения властей, единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга ветви — законодательную, исполнительную, судебную. Уже древние римляне пытались разделить власть на законодательную и исполнительную. Это делалось для того, чтобы государственное управление обществом не было сосредоточено в руках одного лица или органа. Таким образом, они пытались увести государственное управление от диктатуры монархов, от деспотизма. Наибольшее развитие теория разделения властей получила в XVII в. в трудах англичанина Дж. Локка и французского юриста Шарля Монтескье, которые считали, что вся власть должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями. С тех пор идея разделения властей превратилась в целостную и весьма привлекательную теорию. Она стала одним из конституционных принципов, закрепленных в актах Великой французской революции и Конституции США 1787 г., где три ветви власти не только разделены, но и контролируют одна другую. Эта система сдержек и противовесов получила отчетливое выражение как по горизонтали (отношения между федеральными органами государственной власти), так и по вертикали (отношения между федерацией и штатами). Долгое время теория разделения властей рассматривалась советской наукой как буржуазная (реакционная) и по этой причине отвергалась. Это объясняется тем, что в основу советской концепции государственной власти были положены взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, рассматривающих механизм государственной власти в качестве «работающей корпорации, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы». По мнению основоположников марксизма-ленинизма, государственная власть — единое целое, а систему государственных органов должны возглавлять полновластные Советы, в работе которых происходит «слияние управления с законодательством». Государственная власть, реализуемая как единое целое, с необходимостью приводила к абсолютному доминированию исполнительной (партийно-административной) власти и ее аппарата, в котором сосредоточились все функции государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), что и привело к диктаторской узурпации власти особым слоем людей. Как один из принципов организации государственной власти принцип разделения властей был утвержден конституционным законом «О государственной независимости Республики Казахстан» от декабря 1991 года, а затем получил законодательное закрепление в п. 4 ст. 3 Конституции РК, в которой говорится: "Государственная власть в Республике осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов». Принцип разделения властей, закрепленный в ст. 3 Конституции РК, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус и компетенцию Президента, Парламента, Правительства и судов Республики Казахстан. В частности, принцип разделения властей проявляется в том, что законодательные функции осуществляются Парламентом (ст. 49). Законы принимаются Парламентом в раздельном заседании палат путем последовательного рассмотрения вопросов в начале в Мажилисе, а затем в Сенате (ст. 54 Конституции РК): бюджета, налогов и сборов, административно-территориального устройства РК, государственных наград, государственных займов, воинских званий, государственных символов, амнистии граждан. Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан (ст. 64 Конституции РК). Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства (п.2. ст.75). Судами Республики являются Верховный Суд Республики и местные суды Республики (п.3. ст.75). Согласованное функционирование всех ветвей государственной власти обеспечивается Президентом РК (п.3 ст. 40 Конституции РК). Объявив разделение властей одной из основ конституционного строя, Конституция РК конкретизировала принцип системы сдержек и противовесов. Так, Мажилис выдвигать обвинение против Президента РК для отрешения его от должности Сенатом; каждая из палат самостоятельно вправе принимать обращение к Президенту об освобождении от должности члена Правительства (ст. 57 Конституции РК). Президент же, со своей стороны, может распустить Мажилис, имеет право вето в отношении законов, принятых Сенатом. Система сдержек и противовесов закреплена в Конституции РК и при решении ряда других вопросов.
Принцип разделения властей предполагает
В настоящее время принцип разделения властей официально отвергается в так называемых социалистических странах (КНР, КНДР, Лаос, Куба, Вьетнам), а также в странах с формой правления в виде абсолютной монархии (Ватикан, Саудовская Аравия, Оман). Итак, принцип разделения властей характерен для истинно демократических государств, с четко выраженной представительной формой правления и предполагает безусловную легитимность государственной власти, означающую положительное отношение населения страны, его больших групп к действующим институтам государственной власти. Только при соблюдении легитимности власти можно говорить о действительном разделении властей.
Контрольные вопросы: 1. Какие точки зрения существуют в юридической литературе на соотношение понятий «государственная» и «политическая власть»? 2. Раскройте понятие «государственная власть». 3. Назовите характерные черты государственной власти. 4. Определите основные свойства государственной власти. 5. В чем выражается единство государственной власти? 6. Назовите источник государственной власти в Республике Казахстан. 7. Методы осуществления государственной власти. 8. Что является юридическим выражением легитимности власти? 9. Назовите основоположника теории разделения властей. 10. Что предполагает принцип разделения властей? 11. Каким образом реализуется принцип разделения властей в Республике Казахстан? 12.. Назовите признаки государства, отличающие его от негосударственных организаций. 13. Определите сущность государства в процессе его эволюции. 14. Охарактеризуйте сущность государства в Республике Казахстан.
ТЕМА 7. ФОРМА (УСТРОЙСТВО) ГОСУДАРСТВА
ПЛАН: 1. Содержание понятия «форма государства»; 2. Форма правления; 3. Форма государственного устройства; 4. Государственный (политический) режим; 5. Государственная идентичность Республики Казахстан;
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Марченко М.Н. теория государства и права. 2-е издание, исправленное и дополненное.- М., 2005. 2. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах.- М., МГУ, 1998. 3. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. -М., 2001.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения в 2 т. -М., 1991. 2. Ленин В.И. О государстве// Полн. собр. соч. Т.33. 3. Локк Дж. Два трактата о правлении// Соч.: в 3 т. -М., 1988. Т.3. 4. Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход.-Алматы, 2000. 5. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран.- Свердловск, 1989. 6. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность.- Спб., 1992. 7. Тлембаева Ж.О. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- Алматы, 2005. С.23-34. 8. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность.-М.,1992. 9. Толкачев К.Б., Хабибулин А.Г. государство: понятие, сущность, типология // Политология: Курс лекций.- Уфа, 1995. С.97-100. 10. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения.- М., 1994. Гл.2. С.30-55.
1. Особенности организации и функционирования механизма того или иного государства тесно взаимосвязаны с его формами. Под формой государства понимается организация государственной власти, устройство государства в целом. Форма государства складывается из трех элементов:
Форма правления включает в себя организацию и порядок образования высших органов государственной власти. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит выборному органу. Если пост главы государства занимает лицо в порядке наследования престола, такая форма правления называется монархией. В разных странах разный порядок престолонаследия: только по мужской линии, по старшинству наследников и т.д. Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Монарх, как правило, не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления. За ошибки, злоупотребления в государственном управлении отвечают советники монарха, другие чиновники. Абсолютная монархия - форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена. Он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было. К абсолютной монархии можно отнести Францию времен Людовика XIV, Российскую империю времен Петра I, ОАЭ. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия, где Форма глава государства одновременно представляет и светскую и религиозную власть. В теории различают абсолютную (неограниченную) и конституционную (ограниченную) монархии. Конституционная монархия подразделяется на парламентарную (Англия) и дуалистическую (Испания с 1975 г.).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |