Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидности государственной власти определяются




Методы осуществлении государственной власти – приемы и способы воздействия государства в лице его компетентных органов на субъектов государственно-правовых отношений. Различают два метода осуществления государственной власти: убеждение и принуждение.

Основные свойства государственной власти

Характерные черты государственной власти

распространяется на все общество

 

носит публично-политический характер
     
  опирается на государственное принуждение  
     
  деление населения по территориальному признаку  
     

 

осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.)

 

система налогов

 

Согласно п.1. ст. 3 Конституции РК единственным источником государственной власти в Республике Казахстан яв­ляется народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.

Конституция Республики Казахстан также провозглашает, что никто не может присваивать власть в Республики Казахстан. При­своение власти преследуется по закону.

Единство государственной власти выражается в наличии еди­ной системы органов, осуществляющих государственную власть.

Согласно главе 2 конституционного Закона «О государственной независимости Республики Казахстан» граждане республики, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. Глава 3 закрепила принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

 

каждая конкретная государственная власть имеет свою социальную базу

 

государственная власть в обществе обладает свойством верховенства
всеобщность и универсальность государственной власти

 

Иерархическое построение государственной власти

 

Убеждение — это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций.

Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта в интересах государства.

по способам господства социальных сил в обществе  

 

по территориальным масштабам деятельности  

 

по полномочиям органов  

 

В зависимости от исторических типов общества господство социальной группы может осуществляться через:

— тоталитарную власть;

— авторитарную власть;

— демократическую власть.

Легитимность — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиниться.

Юридическим выражением легитимности власти является ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нор­мах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности.

В традиционной легитимности власти обычно выделяют геронтологическую (власть старейшин), патриархальную (власть вождей), матримониальную (власть монарха) и другие разновид­ности.

Харизматическая власть базируется на личной преданности людей вождю, пророку (Будда, Мухаммед, Цезарь, Наполеон, Ленин, Сталин, де Голль, Ким Ир Сэн, Моа Цзе Дун), убежденных в их необыкновенном даре. Власть харизматического лидера не подкреплена легаль­ным (установленным законом) правом на обладание неограни­ченной властью, что вынуждает его постоянно подтверждать гражданам свою харизму.

 

4. Согласно о сновополагающему принципу конституционализ­ма - принципу разделения властей, единая государственная власть подраз­деляется на самостоятельные и независимые друг от друга вет­ви — законодательную, исполнительную, судебную. Уже древние римляне пыта­лись разделить власть на законодательную и исполнительную. Это делалось для того, чтобы государственное управление обще­ством не было сосредоточено в руках одного лица или органа. Таким образом, они пытались увести государственное управле­ние от диктатуры монархов, от деспотизма.

Наибольшее развитие теория разделения властей получила в XVII в. в трудах англичанина Дж. Локка и французского юрис­та Шарля Монтескье, которые считали, что вся власть должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями.

С тех пор идея разделения властей превратилась в целост­ную и весьма привлекательную теорию. Она стала одним из конституционных принципов, закрепленных в актах Вели­кой французской революции и Конституции США 1787 г., где три ветви власти не только разделены, но и контролиру­ют одна другую. Эта система сдержек и про­тивовесов получила отчетливое выражение как по горизонта­ли (отношения между федеральными органами государственной власти), так и по вертикали (отношения между федерацией и штатами).

Долгое время теория разделения властей рассматривалась со­ветской наукой как буржуазная (реакционная) и по этой при­чине отвергалась. Это объясняется тем, что в основу совет­ской концепции государственной власти были положены взгля­ды К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, рассматривающих механизм государственной власти в качестве «работающей кор­порации, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы». По мнению основоположников марк­сизма-ленинизма, государственная власть — единое целое, а систему государственных органов должны возглавлять полновластные Советы, в работе которых происходит «слияние уп­равления с законодательством». Государственная власть, реали­зуемая как единое целое, с необходимостью приводила к аб­солютному доминированию исполнительной (партийно-адми­нистративной) власти и ее аппарата, в котором сосредоточи­лись все функции государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), что и привело к диктаторской узурпации власти особым слоем людей.

Как один из принципов организации государственной влас­ти принцип разделения властей был утвержден конституционным законом «О государственной независимости Республики Казахстан» от декабря 1991 года, а затем получил законодательное зак­репление в п. 4 ст. 3 Конституции РК, в которой говорится: "Госу­дарственная власть в Республике осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и су­дебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов».

Принцип разделения властей, закрепленный в ст. 3 Конс­титуции РК, реализуется и конкретизируется в нормах Конс­титуции, определяющих статус и компетенцию Президента, Парламента, Правительства и судов Республики Казахстан. В частности, принцип разделения властей проявляет­ся в том, что законодательные функции осуществляются Парламентом (ст. 49). Законы принимаются Парламентом в раздельном заседании палат путем последовательного рассмотрения вопросов в начале в Мажилисе, а затем в Сенате (ст. 54 Конституции РК): бюджета, налогов и сборов, административно-территориального устройства РК, государственных наград, государственных займов, воинских званий, государственных символов, амнистии граждан.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан (ст. 64 Конституции РК).

Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства (п.2. ст.75). Судами Республики являются Верховный Суд Республики и местные суды Республики (п.3. ст.75).

Согласованное функционирование всех ветвей государственной власти обеспечивается Президентом РК (п.3 ст. 40 Конституции РК).

Объявив разделение властей одной из основ конституцион­ного строя, Конституция РК конкретизировала принцип систе­мы сдержек и противовесов. Так, Мажилис выдвигать обви­нение против Президента РК для отрешения его от должности Сенатом; каждая из палат самостоятельно вправе принимать обращение к Президенту об освобождении от должности члена Правительства (ст. 57 Конституции РК).

Президент же, со своей стороны, может распустить Мажилис, имеет право вето в отношении законов, принятых Сенатом.

Система сдержек и противовесов закреплена в Конституции РК и при решении ряда других вопросов.

 

Принцип разделения властей предполагает

избрание или назначение органов и должностных лиц на определенный срок
недопустимость совмещения депутатского мандата с занятием должности в системе исполнительной власти  
право вето главы государства на законопроекты  
право роспуска парламента  
независимость судебного корпуса  
выражение вотума недоверия правительству со стороны парламента  
возможность досрочного прекращения полномочий главы государства  

 

В настоящее время принцип разделения властей офици­ально отвергается в так называемых социалистических странах (КНР, КНДР, Лаос, Куба, Вьетнам), а также в странах с фор­мой правления в виде абсолютной монархии (Ватикан, Сау­довская Аравия, Оман).

Итак, принцип разделения властей характерен для истинно демократических государств, с четко выраженной представи­тельной формой правления и предполагает безусловную леги­тимность государственной власти, означающую положительное отношение населения страны, его больших групп к действую­щим институтам государственной власти. Только при соблю­дении легитимности власти можно говорить о действительном разделении властей.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие точки зрения существуют в юридической литературе на соотношение понятий «государственная» и «политическая власть»?

2. Раскройте понятие «государственная власть».

3. Назовите характерные черты государственной власти.

4. Определите основные свойства государственной власти.

5. В чем выражается единство государственной власти?

6. Назовите источник государственной власти в Республике Казахстан.

7. Методы осуществления государственной власти.

8. Что является юридическим выражением легитимности власти?

9. Назовите основоположника теории разделения властей.

10. Что предполагает принцип разделения властей?

11. Каким образом реализуется принцип разделения властей в Республике Казахстан?

12.. Назовите признаки государства, отличающие его от негосударственных организаций.

13. Определите сущность государства в процессе его эволюции.

14. Охарактеризуйте сущность государства в Республике Казахстан.

 

ТЕМА 7. ФОРМА (УСТРОЙСТВО) ГОСУДАРСТВА

 

ПЛАН:

1. Содержание понятия «форма государства»;

2. Форма правления;

3. Форма государственного устройства;

4. Государственный (политический) режим;

5. Государственная идентичность Республики Казахстан;

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марченко М.Н. теория государства и права. 2-е издание, исправленное и дополненное.- М., 2005.

2. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах.- М., МГУ, 1998.

3. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. -М., 2001.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения в 2 т. -М., 1991.

2. Ленин В.И. О государстве// Полн. собр. соч. Т.33.

3. Локк Дж. Два трактата о правлении// Соч.: в 3 т. -М., 1988. Т.3.

4. Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход.-Алматы, 2000.

5. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран.- Свердловск, 1989.

6. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность.- Спб., 1992.

7. Тлембаева Ж.О. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- Алматы, 2005. С.23-34.

8. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность.-М.,1992.

9. Толкачев К.Б., Хабибулин А.Г. государство: понятие, сущность, типология // Политология: Курс лекций.- Уфа, 1995. С.97-100.

10. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения.- М., 1994. Гл.2. С.30-55.

 

1. Особенности организации и функционирования механизма того или иного государства тесно взаимосвязаны с его фор­мами.

Под формой государства понимается организация государст­венной власти, устройство государства в целом. Форма государ­ства складывается из трех элементов:

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВА
Форма правления Форма государственного устройства Государственный (политический) режим

Форма правления включает в себя организацию и поря­док образования высших органов государственной власти. Фор­мы правления различаются в зависимости от того, осуществ­ляется ли власть одним лицом или же она принадлежит вы­борному органу.

Если пост главы государства занимает лицо в порядке на­следования престола, такая форма правления называется мо­нархией. В разных странах разный порядок престолонасле­дия: только по мужской линии, по старшинству наследников и т.д.

Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство.

Монарх, как правило, не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления. За ошибки, злоупотребления в государственном управлении отвечают советники монарха, другие чиновники.

Абсолютная монархия - форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена. Он издает законы, на­значает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было. К абсолютной монархии можно отнести Францию времен Людови­ка XIV, Российскую империю времен Петра I, ОАЭ.

Разновидностью абсолютной монархии является теократичес­кая монархия, где Форма глава государства одновременно представля­ет и светскую и религиозную власть.

В теории различают абсолютную (неограниченную) и конституционную (ограниченную) монархии. Конституционная монархия подразделяется на парламентарную (Англия) и дуалистическую (Испания с 1975 г.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.