Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.2. Методы товароведения




Содержание разделов дисциплины

Содержание дисциплины

Практические занятия

Лабораторный практикум – не предусмотрено

№ п/п № раздела дисциплины Наименование семинарских занятий Трудо-емкость (часы)
1.   Изучение иерархического и фасетного методов классификации. Анализ классификации товаров для выявления иерархического или фасетного метода.  
2.   Изучение теоретических и экспериментальных методов товароведения  
3.   Изучение классификации продовольственных и непродовольственных товаров  
4.   Определение показателей ассортимента и анализ ассортиментной политики организации (анализ практических ситуаций)  
5.   Изучение классификации показателей качества. Выявление разных видов показателей качества и их значение по стандартам на продукцию  
6.   Выявление номенклатуры потребительских свойств и показателей качества (анализ стандартов на продукцию)  
7.   Коллоквиум по 1 модулю.  
8.   Применение методов оценки уровня качества товаров  
9.   Определение товарного сорта товаров и принципов их установления. Определение категории качества товаров (стандартные, нестандартные, отход, брак)  
10.   Применение правил отбора проб или образцов (решение ситуационных задач). Определение приёмочного и браковочного числа (решение ситуационных задач)  
11.   Коллоквиум по 2 модулю.  
12.   Изучение нормативных документов, регламентирующих условия и сроки хранения товаров (решение ситуационных задач)  
13.   Расчёт естественной убыли и определение порядка ее списания (решение ситуационных задач)  
14.   Коллоквиум по 3 модулю.  
15.   Определение видов товарной информации, расшифровка маркировки и информационных знаков. Анализ достоверности и достаточности информации в соответствии с требованиям ГОСТ. Работа с эксплуатационными документами.  
16.   Идентификация товаров и обнаружение их фальсификации. Распознавание товаров по ассортиментной принадлежности. Выявление идентификационных признаков.  
№ п/п Наименование модуля и тем дисциплины Содержание раздела
  Раздел 1 - Методологические основы теории товароведения
  Цели, задачи, предмет и структура учебной дисциплины - Основные понятия в области товароведения: товар, товароведение, потребительная стоимость (ценность), полезность. Цели, задачи, предмет товароведения. Межпредметные связи товароведения с другими учебными дисциплинами. Структура учебной дисциплины. - Принципы товароведения: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость, систематизация и соответствия. - Объекты и предмет товароведения.
  Методы товароведения - Методы товароведения: понятие, классификация. Теоретические, эмпирические методы, их характеристика. Классификация товаров как метод товароведения: основные понятия, назначение, разновидности метода: иерархический и фасетный, их характеристика, преимущества и недостатки, правила классификации. - Кодирование товаров: основные понятия, назначение, структура кода; разновидности метода, их характеристика, преимущества и недостатки. - Классификаторы: основные понятия, виды классификаторов, применяемые в профессиональной деятельности (коммерческой, товароведной, маркетинговой, рекламной, логистической). Общероссийский классификатор продукции (ОКП): назначение, структура. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД): назначение, правила интерпретации.
  Товароведная классификация товаров - Классификационные группировки товаров и их признаки. - Роды товаров: товары производственно – технического назначения, потребительские товары, товары для сферы обслуживания, товары для административно – управленческой деятельности, товары для государственных нужд. - Общая классификация продовольственных товаров: признаки классификации, подклассы и группы однородных товаров, их краткая характеристика. - Общая классификация непродовольственных товаров: признаки классификации, подклассы и группы однородных товаров, их краткая характеристика.
  Раздел 2. - Товароведные характеристики товаров
  Ассортимент товаров - Ассортимент: понятие, классификация по разным признакам. Свойства и показатели ассортимента, их характеристика. - Управление ассортиментом: понятие, основные этапы (определение ассортиментной политики, формирование ассортимента). Основные направления формирования ассортимента. Факторы формирования ассортимента. Нормативно – техническая база ассортимента (стандарты, прайс-листы, каталоги и др).
  Качество товаров - Качество товаров: понятия, свойства и показатели, классификация свойств, показателей качества и их значений. - Номенклатура потребительских свойств качества товаров: понятие, классификация на группы и подгруппы, их краткая характеристика. Безопасность товаров: понятие, виды безопасности. - Факторы, влияющие на формирование качества товаров. Степень значимости определенных факторов: проектирования, основного вспомогательного сырья, материалов, конструкций, технологических процессов.
  Оценка качества товаров - Оценка качества товаров: понятие, виды, этапы оценки. - Оценка уровня качества товаров: понятие, виды, методы. - Органолептические методы оценки качества. - Градации качества товаров: понятие, классификация градаций качества по разным признакам: соответствию установленным требованиям (стандартный, нестандартный товар, брак, отход), по назначению (пригодные, условно пригодные для использования по назначению, опасные). Градация качества стандартных товаров (товарные и природные сорта, классы и группы качества, группы сложности, номера, марки и.т.п.). Принципы деления товаров на сорта. - Несоответствие и дефекты товаров: понятие, классификация дефектов, причины возникновения, предупреждающие и корректирующие действия, снижение градации качества, разрешение на отступление, разрешение на отклонение, утилизация несоответствующей продукции.  
  Количественные характеристики товара - Количественные характеристики: основные понятия и градации (единичный экземпляр, упаковочная единица, товарная партия), общность и различия их характеристик, в том числе размерных. - Контроль качества и количества товарных партий: выборочный и сплошной. Требования к отбору проб. Правила отбора проб. Приемочные и браковочные числа, приемочный уровень дефектности, их характеристика.
  Факторы, обеспечивающие сохраняемость товара - Факторы, обеспечивающие формирование и сохранение основополагающих характеристик товара, их взаимосвязь со стадиями технологического цикла товародвижения. - Факторы, обеспечивающие сохраняемость товаров: упаковка, условия и сроки хранения, транспортирования, эксплуатации. - Упаковка: понятие, назначение, составные элементы (тара, упаковочные, перевязочные, укупорочные и иные материалы), требования к качеству упаковки. - Условия хранения: понятие, климатический и санитарно – гигиенический режимы, их показатели; размещение товаров в складах (принципы, правила и способы). Сроки сохраняемости и службы: понятия, виды, классификация товаров по срокам хранения и годности.
  Товарные потери - Товарные потери: понятие, виды и подвиды, причины возникновения, порядок списания, меры по предотвращению и сокращению.
  Раздел - Информационное обеспечение товародвижения
  Товарная информация - Товарная информация: понятие, виды, формы и средства. Нормативно-правовая база. Требования к информации для потребителей. - Маркировка: понятие, назначение, виды, носители, структура. Информационные знаки: понятие, назначение, классификация, характеристика отдельных групп, подгрупп и видов. - Товарно-сопроводительные документы: понятие, назначение, классификация, характеристика отдельных видов. Эксплуатационные документы: понятие, назначение, характеристика.
  Идентификация и прослеживаемость товаров - Идентификация: понятие, назначение, виды и подвиды, их характеристика. Представление о показателях и методах идентификации. Фальсификация: понятие, виды, способы обнаружения. - Прослеживаемость товаров: понятие, назначение, связь с партионной идентификацией, средства и способы.

 

1. Методы товароведения: понятие, классификация. Теоретические, эмпирические методы, их характеристика. Классификация товаров как метод товароведения: основные понятия, назначение, разновидности метода: иерархический и фасетный, их характеристика, преимущества и недостатки, правила классификации.

2. Кодирование товаров: основные понятия, назначение, структура кода; разновидности метода, их характеристика, преимущества и недостатки.

3. Классификаторы: основные понятия, виды классификаторов, применяемые в профессиональной деятельности (коммерческой, товароведной, маркетинговой, рекламной, логистической). Общероссийский классификатор продукции (ОКП): назначение, структура. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД): назначение, правила интерпретации.

1. Методы товароведения: понятие, классификация. Теоретические, эмпирические методы, их характеристика. Классификация товаров как метод товароведения: основные понятия, назначение, разновидности метода: иерархический и фасетный, их характеристика, преимущества и недостатки, правила классификации.

 

Классификация - распределение предметов или явлений на группы, классы, по наиболее общим характерным признакам.

Классификация – операция деления множества объектов по определенному основанию на не пересекающиеся классы.

 

Основные понятия в области классификации и кодирования

Классификация (от лат. сlassic – разряд, facere – раскладывать) – это последовательное распределение множества объектов на определенные подмножества. Образующуюся при этом систему называют классификацией.

Классификация товаров позволяет:

– выявлять обобщающие характеристики качества товаров;

– изучать структуру ассортимента товаров, организовывать рациональный учет товаров;

– правильно производить экономические операции с товарами (исчисление пошлин и т.д.);

– вести автоматизированный учет товаров.

Объектом классификации называется элемент классифицируемого множества.

Признак классификации – это свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.

Один из важнейших вопросов классификации – правильный выбор признака, по которому тот или иной товар будет отнесен к определенной группировке.

Основными признаками классификации товаров являются:

– единство технологических процессов производства;

– направление или цель использования товаров;

– физико-химические свойства.

Глубина классификации – это число ступеней классификации, которое зависит от степени конкретизации группировок и числа признаков, необходимых для решения конкретных задач.

Классификационная группировка – подмножество объектов, полученное в результате классификации. Чем больше классификационных группировок, тем сложнее классификация.

Различают три метода классификации: иерархический, фасетный и смешанный.

Иерархический метод (рис. 6.1) предполагает последовательное деление множества объектов на подчиненные классификационные группировки (подмножества). На рисунке представлена схема иерархического метода классификации виноградных вин.

 

 

Рис. 6.1. Иерархический метод классификации (на примере виноградных вин)

 

При иерархической классификации распределение объектов производится от более общего признака к менее общему и каждое последующее звено конкретизирует признак вышестоящего звена.

Основное преимущество иерархической классификации заключается в ее большой информационной емкости, легкости и привычности применения. Недостатком же является слабая гибкость структуры и заранее установленный порядок ступеней распределения, не допускающий при отсутствии резервной емкости введения новых объектов и признаков.

Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. Глубина классификации теоретически может быть бесконечна, но на практике такая классификация слишком сложна, поэтому если нужно увеличить число признаков, то применяют фасетный метод классификации.

Фасетный метод классификации – это параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки (фасеты). Особенность фасетной классификации состоит в том, что отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу; каждый фасет, относясь к одному и тому же множеству, характеризует только одну из сторон этого множества. Классификационные группировки при фасетной классификации образуются из объектов, взятых из соответствующих фасетов (рис. 6.2).

 

Рис. 6.2. Фасетный метод классификации (на примере тканей)

 

Таблица 3.1 - Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации

Метод Преимущества Недостатки
Иерархический Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информационная насыщенность. При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты, трудность применения. При небольшой глубине: информационная недостаточность, неполный охват объектов и признаков.
Фасетный Гибкость системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов. Невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группах.

 

 

Преимуществом фасетной классификации является гибкость структуры, так как изменения в любом из фасетов не оказывают влияния на остальные. Недостатком фасетной классификации является недостаточно полное использование емкости, непривычность применения, а также сложность использования этого метода для ручной обработки информации.

Каждый из методов классификации имеет свои недостатки и преимущества, поэтому в ряде случаев используют сразу оба метода (смешанный метод).

2. Кодирование товаров: основные понятия, назначение, структура кода; разновидности метода, их характеристика, преимущества и недостатки.

 

Кодирование товаров – это образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.

Код – это знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации.

Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.

Существует четыре метода кодирования: порядковый, серийно-порядковый, параллельный и последовательный.

Порядковый метод заключается в том, что образование и присвоение кода осуществляется из чисел натурального ряда.

Серийно-порядковый метод состоит в том, что образование и присвоение кода производится из чисел натурального ряда с закреплением отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками.

Последовательный метод предполагает образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации.

Параллельный метод заключается в том, что образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации происходит с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.

Совокупность правил и методов кодирования классификационных группировок и объектов классификации заданного множества называется системой кодирования.

Серийный порядковый метод кодирования – это такое образования кода из чисел натурального ряда, что цифры и диапазон этих чисел закрепляются за определенными объектами классификации с общими признаками

Штрих кодовой код -это знак для автоматизированной в виде цифр и штрихов.

Стандарт 25889-91 определяет, что штриховой код – это код представлен в виде знаков, с помощью набора параллельных штрихов различают толщину и щели, которые считываются оптическим путем поперечного скольжения.

 

Штриховое кодирование – это технология автоматической идентификации основанной на информации в виде напечатанных формализованных элементов, установленной формой, размером, светом, отражательной способностью, и ориентацией для последующего считывания и преобразования в форму необходимую для ввода в компьютер. Наносится на товар и упаковку.

 

Штриховой код в отличие от другой информационных знаков выполняет не только функцию информационного и идентификационного характера, но и дополнительные:

-автоматизированный учет и контроль запасов

-оперативное управление товародвижением, отгрузкой

-транспортировка и складирование товаров

 

Применение штриховых кодов повышает производительность труда по обеспечению товародвижения от 30% до 80%.

Первый автоматизированный код возник в 1960 годах в США и назывался ИРС.

В 1977 по инициативе европейский государств была создана Европейская ассоциация товарной нумерации (EAN). Деятельность в настоящие время координируется международной ассоциацией.

Штриховой код по EAN представляет собой чередование темных штрихов и светлых пробелов, полос различной ширины, за единицу ширины принимается модуль самих узкий пробел между штрихами 0,33 мм. Каждая цифра кодируется семью модулями 2 штриха и 2 пробела.

Применение этих кодов обеспечивает автоматизацию следующих процессов:

для изготовителя:

· учет количества произведенной продукции,

· ее сортировку,

· раздельное складирование различных видов,

· формирования запасов путем подборки товаров в необходимом количестве и отправке их в торговле.

 

для оптовиков:

· приемка товаров по количеству и ассортименту,

· учет и контроль товаров,

· отгрузка розничной торговли.

 

транспортные организациям:

*автоматизированная приемка – сдачи товаров,

розничным продавцам:

· приемка товаров по количеству и ассортименту,

· размещение на складе,

· учет и контроль товарных запасов в магазине,

· ритмичное пополнение запасов по мере реализации товаров.

 

Штриховое кодирование делятся на 2 группы:

1) товарные

2) технологические

1- используется для идентификации товара

2- наносится на любые объекты для автоматизированного сбора информации о перемещении товаров.

Товарные коды EAN –8,13,14

 

На сегодняшний день более 800000 компаний всего мира используют штриховой код EAN(UCC) в своей работе проводя в общей сложности 5 млрд. сканирования в день.

Система EAN(UCC) по своему статусу является добровольной.

В России в национальной товарной нумерации, членом EAN является ЮНИСКАН EAN Россия, которое в настоящее время насчитывает около 6500 членов.

Всем им присвоены идентификационные номера начинающиеся с460…

Ассоциация EAN включила обязательные требования:

1. первые 2 или 3 разряда штрихового кода, обозначают код национального ведомства, который присвоен ассоциацией EAN. Эти разделы – префикс или флагман.

2. идентификация товаров должна быть цифровой и должна соответствовать формату 8 и 13.

3. каждая разновидность товара должна нести свой идентификационный код, а любое изменение вида товара изменяет и этот код

4. правила кодирования внутри страны должны гарантировать, что для двух различных товаров не будет одинаковых код

5. система введения штриховых кодов должна предусматривать возможность присвоения новым видам товаров старых кодов не ранее чем через 3 года после изъятия товара из торговли.

6. возможность однозначной идентификации товара не зависимо от производителя.

 

Код EAN13 состоит из 13 цифр и имеет структуру:

® Первые 3 цифры – префикс – код национальной организации

® Первые 7 цифр (включая префикс) – это регистрационный номер предприятия внутри национальной организации

® порядковый номер продукции внутри национальной организации

® Последние 3 цифры – контрольное число (Россия – 460)

 

Регистрационный номер состоит из префикса и номера предприятия внутри национальной организации. Предприятие самостоятельно определяет в национальную организацию какой страны оно входит.

® Совокупность следующих цифр – это № предприятия и №товара

 

После 01.01.2001 – 6 знаков – код предприятия

Следующие 3 цифры – код товара. С помощью этих 3 цифр кодируется необходимое для идентификации изделия сведения, в т.ч. наименование, сорт изделия, артикул и т.д.

Изменение цены не влечет изменения структуры штрих кода.

Сведения с 7 по 12 цифру – изготовитель должен доводить до сведения своих торговых партнеров не менее, чем за 3 недели до даты поставки товара.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.