Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном и муниципальном управлении




Тема: Структура ГМУ

План:

1. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном и муниципальном управлении

2. Принципы государственного и муниципального управления

3. Институты, формы и методы в ГМУ

 

Представительная демократия. В государственном и муници­пальном управлении используются разные формы и процедуры деятельности его органов и должностных лиц. Важнейшей сто­роной управления является использование институтов предста­вительной и непосредственной демократии. При использовании институтов представительной демокра­тии народ осуществляет свою власть через избранных им представителей, представительные органы. Это парламенты госу­дарств, законодательные органы субъектов федераций, советы или иные выборные органы муниципальных образований и т.д. Они образуют систему представительной демократии. Народ таким образом выражает свою волю.

Непосредственная демократия — это форма прямого (непо­средственного) проявления власти народа (в основном граж­дан).

Среди институтов непосредствен­ной демократии различаются решающие институты (избиратели принимают решение) и консультативные институты, связанные с участием населения в управлении. Решающие инсти­туты — выборы депутатов представительных органов и должностных лиц общей компетенции — мэров муниципальных образований (до 2005 г. — губернаторов субъектов РФ), решаю­щий референдум в его различных формах (общегосударствен­ный, в субъекте РФ, местный), досрочный отзыв избирателями депутатов и некоторых других выборных должностных лиц (в частности, глав администраций муниципальных образова­ний), народные голосования по определенным вопросам на местном уровне (например, по вопросам изменения границ му­ниципального образования) и др.

Консультативные институты – это стихийная демонстрация как проявление на­строений народа, публичные слушания проекта муниципального бюджета, правотворческая инициатива, опрос населения, общественные палаты, общественные советы при прокуратуре и др. органах и т.д.).

На выборах представительных органов в Российской Федера­ции применяют две главные избирательные системы: мажори­тарную (от фр. majorite — большинство) и пропорциональную (от лат. pro portio — по частям). Мажоритарная система использует­ся, как правило, на выборах советов (дум и т. д.) муниципальных образований (иногда в особой форме кумулятивных выборов, ко­гда каждый избиратель имеет столько голосов, сколько должно быть избрано членов муниципального совета).

При мажоритарной системе победи­тель (кандидат, список кандидатов) получает все места в предста­вительном органе (соответственно одно в одномандатном округе, все — в многомандатном). Различаются три вида мажоритарной системы: квалифицированного большинства (для избрания нуж­но получить 2/3, 3/5 и т. д. поданных и действительных голосов избирателей), абсолютного большинства (нужно получить 50% + 1 голос), относительного большинства (получить больше голосов по сравнению с любым другим кандидатом или списком кандидатов).

При пропорциональной системе депутатские места делятся в пропорции к собранным разными партиями (списками партий) голосам. Для распределения мандатов сначала вычисля­ется тем или иным способом избирательная квота (избиратель­ный метр) — число голосов, необходимых для избрания одного кандидата. Каждый список кандидатов (обычно партийный, в России — только партийный, поскольку среди общественных объединений кандидатов могут выдвигать только партии) полу­чает столько депутатских мест, сколько он имеет квот. Пропорциональ­ная система применяется на выборах в Государственную Думу (одну из палат парла­мента РФ) и законодательных органов некоторых субъектов РФ.

Во многих субъектах РФ используется смешанная система: поло­вина депутатов избирается по мажоритарной системе, полови­на — по пропорциональной.

Порог явки избирателей на выборы представительных орга­нов, для того чтобы выборы считались состоявшимися, в Рос­сии отменен (ранее он составлял 20%, на выборах в Государст­венную Думу — 25%). Теперь выборы считаются состоявшими­ся при любой явке избирателей.

Голосование в России осуществляется бюллете­нями (графы «против всех» с 2006 г. в бюллетенях нет). Отзыв депутатов осуществляется путем голосования избира­телей, применяется только тот или иной вид мажоритарной системы. Депутатов парламента обычно (в том числе в России) отозвать нельзя. Можно досрочно отозвать путем голосования избирателей депутатов законодательных органов в некоторых субъектах РФ (там, где есть соответствующие законы субъектов РФ о порядке отзыва), депутатов муниципальных советов, из­бранных мэров муниципальных образований, если это преду­сматривают их уставы (с 2009 г. мэры могут быть отстранены от должности не только путем голосования избирателей данного муниципального образования, но и решением его представительного органа (квалифицированным большинством голосов представительного органа).

Референдум — голосование избирате­лей по какому-либо проекту решения — проводится по мажо­ритарной системе. Есть и другие формы народных голосований (особенно на местном уровне).

Также институтами участия населения в управлении являются на­родная законодательная (правотворческая) инициатива (сбор определенного числа подписей избирателей, тогда представи­тельный орган обязан рассмотреть (но не принять) проект пред­ложенного закона или постановления), официально объявленные всенародные обсуждения важных во­просов государственной жизни, публичные мероприятия (ми­тинги, демонстрации и др.), вошедшие в практику ответы Пре­зидента РФ гражданам по телевидению, выступления граждан со своими предложениями в средствах массовой информации или иным образом, создание территориального общественного самоуправле­ния для групп домов, отдельных домов, опрос граждан (на местном уровне) и т. д.

Для непосредственного выражения своей воли граждане ис­пользуют публичные мероприятия. Собрание — это совместное присутствие граждан в специально отведенном месте для обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных про­блем преимущественно общественно-политического характера. Демонстрация — организованное публичное выражение общест­венных настроений группой граждан в движении с использованием плакатов и иных средств наглядной агитации. Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо пробле­мам. Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемая без передвижения и использования звукоусиле­ния путем размещения у пикетируемого объекта одного или бо­лее граждан, использующих плакаты или иные средства нагляд­ной агитации.

Общественная палата РФ. Органом для выражения общест­венного мнения является Общественная палата Российской Федерации, создаваемая в соответствии с Федеральным зако­ном от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации». Она призвана обеспечивать взаимодействие граж­дан РФ с органами государства, субъектов РФ, местного само­управления в целях учета в деятельности этих органов потреб­ностей и интересов граждан, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью исполнительных ор­ганов на разных ступенях. Она строится на основе добровольно­го участия в ее деятельности граждан и некоммерческих объ­единений.

Палата формируется следующим образом. Президент РФ после консультаций с общественными объедине­ниями, академиями наук, творческими союзами предлагает 42 гражданам РФ войти в состав Общественной палаты. Будучи утверждены Президентом РФ, эти члены получают заявления от различных общероссийских, межрегиональных и региональных объединений о желании включить своих представителей в Па­лату и на основе конкурсного отбора определяют еще 42 члена Палаты — по одному от того или иного общественного объеди­нения. Затем эти 84 члена в соответствии с регламентом Палаты принимают в ее состав еще 42 члена, по одному от обществен­ных объединений (всего в Палате 126 человек). Срок полномо­чий Палаты — два года.

Возглавляет работу Палаты избранный совет, в со­ставе Палаты создаются рабочие группы. Решения Палаты имеют форму заключений, предложений, обращений, носят ре­комендательный характер. Федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны представлять Палате информацию, необходимую для ее работы (кроме секретной и иной охраняемой законом тайны), содействовать ее членам в выполнении обязанностей.

Новое законодательство расширило полномочия Палаты. В частности, органы государственной власти, общественные объединения обязаны отвечать на обращения Палаты в установ­ленный срок, законопроекты (с 2009 г.) должны направляться Государственной Думой в Общественную палату для бесплатной экспертизы, в частности те, которые касаются жизни, здоровья, собственности. Парламент РФ, законодательные собрания субъектов РФ, Правительство РФ, администрация субъектов РФ, некоторые другие органы государства обеспечивают при­сутствие своих членов на заседаниях общественных палат. В субъектах РФ создаются свои общественные палаты. Они не подчинены Общественной палате РФ.

«Управленческая» демократия. Она находит выражение в пе­риодических выступлениях должностных лиц перед населением (на собраниях и через средства массовой информации), в отве­тах на вопросы и обращения граждан, в разъяснении тех или иных управленческих действий, в приеме населения в установ­ленные дни и часы и др. Граждане и неграждане обращаются с предложениями, заявлениями, жалобами в органы государст­венного и муниципального управления, к должностным лицам, и последние обязаны в установленные сроки рассмотреть обра­щение и дать ответ. При органах управления существуют обще­ственные советы, различные консультатив­ные советы из представителей общественности, совет экспер­тов и др., существует график приема граждан министрами. С 2009 г. в России получило развитие законодательство, называемое за ру­бежом «законодательством об открытых окнах»: любой гражда­нин и иностранец могут получить бесплатно или за плату ко­пию управленческого акта, включая решение Правительства, если оно не имеет секретного характера, и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.