КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном и муниципальном управлении
Тема: Структура ГМУ План: 1. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия в государственном и муниципальном управлении 2. Принципы государственного и муниципального управления 3. Институты, формы и методы в ГМУ
Представительная демократия. В государственном и муниципальном управлении используются разные формы и процедуры деятельности его органов и должностных лиц. Важнейшей стороной управления является использование институтов представительной и непосредственной демократии. При использовании институтов представительной демократии народ осуществляет свою власть через избранных им представителей, представительные органы. Это парламенты государств, законодательные органы субъектов федераций, советы или иные выборные органы муниципальных образований и т.д. Они образуют систему представительной демократии. Народ таким образом выражает свою волю. Непосредственная демократия — это форма прямого (непосредственного) проявления власти народа (в основном граждан). Среди институтов непосредственной демократии различаются решающие институты (избиратели принимают решение) и консультативные институты, связанные с участием населения в управлении. Решающие институты — выборы депутатов представительных органов и должностных лиц общей компетенции — мэров муниципальных образований (до 2005 г. — губернаторов субъектов РФ), решающий референдум в его различных формах (общегосударственный, в субъекте РФ, местный), досрочный отзыв избирателями депутатов и некоторых других выборных должностных лиц (в частности, глав администраций муниципальных образований), народные голосования по определенным вопросам на местном уровне (например, по вопросам изменения границ муниципального образования) и др.
Консультативные институты – это стихийная демонстрация как проявление настроений народа, публичные слушания проекта муниципального бюджета, правотворческая инициатива, опрос населения, общественные палаты, общественные советы при прокуратуре и др. органах и т.д.). На выборах представительных органов в Российской Федерации применяют две главные избирательные системы: мажоритарную (от фр. majorite — большинство) и пропорциональную (от лат. pro portio — по частям). Мажоритарная система используется, как правило, на выборах советов (дум и т. д.) муниципальных образований (иногда в особой форме кумулятивных выборов, когда каждый избиратель имеет столько голосов, сколько должно быть избрано членов муниципального совета). При мажоритарной системе победитель (кандидат, список кандидатов) получает все места в представительном органе (соответственно одно в одномандатном округе, все — в многомандатном). Различаются три вида мажоритарной системы: квалифицированного большинства (для избрания нужно получить 2/3, 3/5 и т. д. поданных и действительных голосов избирателей), абсолютного большинства (нужно получить 50% + 1 голос), относительного большинства (получить больше голосов по сравнению с любым другим кандидатом или списком кандидатов). При пропорциональной системе депутатские места делятся в пропорции к собранным разными партиями (списками партий) голосам. Для распределения мандатов сначала вычисляется тем или иным способом избирательная квота (избирательный метр) — число голосов, необходимых для избрания одного кандидата. Каждый список кандидатов (обычно партийный, в России — только партийный, поскольку среди общественных объединений кандидатов могут выдвигать только партии) получает столько депутатских мест, сколько он имеет квот. Пропорциональная система применяется на выборах в Государственную Думу (одну из палат парламента РФ) и законодательных органов некоторых субъектов РФ.
Во многих субъектах РФ используется смешанная система: половина депутатов избирается по мажоритарной системе, половина — по пропорциональной. Порог явки избирателей на выборы представительных органов, для того чтобы выборы считались состоявшимися, в России отменен (ранее он составлял 20%, на выборах в Государственную Думу — 25%). Теперь выборы считаются состоявшимися при любой явке избирателей. Голосование в России осуществляется бюллетенями (графы «против всех» с 2006 г. в бюллетенях нет). Отзыв депутатов осуществляется путем голосования избирателей, применяется только тот или иной вид мажоритарной системы. Депутатов парламента обычно (в том числе в России) отозвать нельзя. Можно досрочно отозвать путем голосования избирателей депутатов законодательных органов в некоторых субъектах РФ (там, где есть соответствующие законы субъектов РФ о порядке отзыва), депутатов муниципальных советов, избранных мэров муниципальных образований, если это предусматривают их уставы (с 2009 г. мэры могут быть отстранены от должности не только путем голосования избирателей данного муниципального образования, но и решением его представительного органа (квалифицированным большинством голосов представительного органа). Референдум — голосование избирателей по какому-либо проекту решения — проводится по мажоритарной системе. Есть и другие формы народных голосований (особенно на местном уровне). Также институтами участия населения в управлении являются народная законодательная (правотворческая) инициатива (сбор определенного числа подписей избирателей, тогда представительный орган обязан рассмотреть (но не принять) проект предложенного закона или постановления), официально объявленные всенародные обсуждения важных вопросов государственной жизни, публичные мероприятия (митинги, демонстрации и др.), вошедшие в практику ответы Президента РФ гражданам по телевидению, выступления граждан со своими предложениями в средствах массовой информации или иным образом, создание территориального общественного самоуправления для групп домов, отдельных домов, опрос граждан (на местном уровне) и т. д.
Для непосредственного выражения своей воли граждане используют публичные мероприятия. Собрание — это совместное присутствие граждан в специально отведенном месте для обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан в движении с использованием плакатов и иных средств наглядной агитации. Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемая без передвижения и использования звукоусиления путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты или иные средства наглядной агитации. Общественная палата РФ. Органом для выражения общественного мнения является Общественная палата Российской Федерации, создаваемая в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации». Она призвана обеспечивать взаимодействие граждан РФ с органами государства, субъектов РФ, местного самоуправления в целях учета в деятельности этих органов потребностей и интересов граждан, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью исполнительных органов на разных ступенях. Она строится на основе добровольного участия в ее деятельности граждан и некоммерческих объединений. Палата формируется следующим образом. Президент РФ после консультаций с общественными объединениями, академиями наук, творческими союзами предлагает 42 гражданам РФ войти в состав Общественной палаты. Будучи утверждены Президентом РФ, эти члены получают заявления от различных общероссийских, межрегиональных и региональных объединений о желании включить своих представителей в Палату и на основе конкурсного отбора определяют еще 42 члена Палаты — по одному от того или иного общественного объединения. Затем эти 84 члена в соответствии с регламентом Палаты принимают в ее состав еще 42 члена, по одному от общественных объединений (всего в Палате 126 человек). Срок полномочий Палаты — два года.
Возглавляет работу Палаты избранный совет, в составе Палаты создаются рабочие группы. Решения Палаты имеют форму заключений, предложений, обращений, носят рекомендательный характер. Федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны представлять Палате информацию, необходимую для ее работы (кроме секретной и иной охраняемой законом тайны), содействовать ее членам в выполнении обязанностей. Новое законодательство расширило полномочия Палаты. В частности, органы государственной власти, общественные объединения обязаны отвечать на обращения Палаты в установленный срок, законопроекты (с 2009 г.) должны направляться Государственной Думой в Общественную палату для бесплатной экспертизы, в частности те, которые касаются жизни, здоровья, собственности. Парламент РФ, законодательные собрания субъектов РФ, Правительство РФ, администрация субъектов РФ, некоторые другие органы государства обеспечивают присутствие своих членов на заседаниях общественных палат. В субъектах РФ создаются свои общественные палаты. Они не подчинены Общественной палате РФ. «Управленческая» демократия. Она находит выражение в периодических выступлениях должностных лиц перед населением (на собраниях и через средства массовой информации), в ответах на вопросы и обращения граждан, в разъяснении тех или иных управленческих действий, в приеме населения в установленные дни и часы и др. Граждане и неграждане обращаются с предложениями, заявлениями, жалобами в органы государственного и муниципального управления, к должностным лицам, и последние обязаны в установленные сроки рассмотреть обращение и дать ответ. При органах управления существуют общественные советы, различные консультативные советы из представителей общественности, совет экспертов и др., существует график приема граждан министрами. С 2009 г. в России получило развитие законодательство, называемое за рубежом «законодательством об открытых окнах»: любой гражданин и иностранец могут получить бесплатно или за плату копию управленческого акта, включая решение Правительства, если оно не имеет секретного характера, и др.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |