Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон спроса. Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке




СПРОС

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

МОНОПОЛИЯ

ОЛИГОПОЛИЯ

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Характерные черты:

ü на рынке есть условия для входа и выхода;

ü на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;

ü товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;

ü продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж.

Примеры: пищепром, лёгкая промышленность, розничная торговля и т.д.

ПРИМЕЧАНИЕ. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.

 

- тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует несколько фирм (моно – один, олиго – малочисленный).

Характерные черты:

ü высокие входные барьеры в отрасль;

ü несколько продавцов;

ü контроль над ценой очень высокий;

ü значительная неценовая конкуренция.

Примеры: операторы сотовой связи и рынок жилья.

 

- исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству.

Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель - извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Характерные черты:

ü максимальные входные барьеры, т.е. фактически нет условий для входа;

ü единственный продавец;

ü отсутствие близких продуктов-заменителей;

ü диктуемая цена.

Примеры: ленэнерго, водоканал, метрополитен (т.н.естественная монополия).


Чтобы построить четкую модель рынка, необходимо исследовать в идеальных условиях (при совершенной конкуренции) взаимодействие важнейших категорий рынка – спроса и предложения, за которыми стоят покупатели и продавцы.

 

Спрос – это количество товаров (услуг), которое покупатели (фактические или потенциальные) готовы приобрести на рынке.

Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.

Величина спроса или объём спроса - количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени.

Величина спроса зависит от:

ü доходов покупателей,

ü цен на товары и услуги,

ü цен на товары-субституты и комплементарные блага,

ü ожиданий покупателей,

ü их вкусов и предпочтений.

Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это:

ü Уровень доходов в обществе;

ü Размеры рынка;

ü Мода, сезонность;

ü Наличие товаров-субститутов (заменителей) и цены на них;

ü Инфляционные ожидания.

 

Закон спроса - величина спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x. То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой - товар-субститут.

Закон спроса имеет исключение: его действию не подвержены товары первой необходимости, при увеличении цен на которые спрос не снижается (соль, хлеб и др.). Круг таких товаров зависит от национальных особенностей и традиций потребления. В экономической теории их принято называть товарами Гиффена, по имени английского исследователя XIX в.

Проявление действия закона спроса осложнено также:

ü эффектом престижного потребления (эффект Веблена), когда люди специально покупают дорогие товары, чтобы выделиться среди остальных;

ü ажиотажным спросом на дефицитные товары и др.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.