Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера




Этот принцип требует соблюдения разумно обоснованного, целесообразного способа взаимосвязи и порядка следования различных по величине и преимуще­ственной направленности нагрузок как внутри отдельного занятия, так и в рамках серии занятий. Для его реализации важное значение имеет учет закономерностей "переноса" физических способностей и закономерностей, лежащих в основе чере­дования работы и отдыха.

В процессе развития физических способностей могут использоваться нагрузки преимущественно избирательного (однонаправленного) и комплексного характера, различной величины - большие, значительные, средние и малые. Первые предусматривают преимуще­ственное развитие отдельных способностей, к примеру, скоростных или силовых, а вторые - обеспечивают последовательное или параллельное (одновременное) со­вершенствование разных способностей, скажем, скоростных возможностей и вы­носливости при работе анаэробного характера и т.д.

Доказано, что использование однонаправленных нагрузок при развитии одной какой-либо способности в отдельном занятии или серии занятий оказывает на орга­низм человека более глубокое, но локальное воздействие по сравнению с комплек­сными нагрузками. В практике встречаются различные варианты сочетания нагру­зок избирательной направленности. К примеру, для развития аэробной выносливо­сти лыжника-гонщика на протяжении одного занятия можно применять передвиже­ние только на лыжероллерах. Однако выполнять это тренировочное упражнение нужно в режиме различных методов: вначале следует использовать интервальный метод, а потом - равномерный или наоборот, можно использовать комплекс раз­личных однонаправленных средств в структуре одного метода тренировки.

Нагрузка комплексной направленности оказывает более широкое, но менее глубокое воздействие на организм. При использовании нагрузок комплексной направ­ленности с последовательным развитием различных способностей в первую оче­редь необходимо:

1. Определить рациональную последовательность, т.е. порядок и очередность введения в занятие нагрузок, содействующих развитию разных способностей.

2. Выбрать рациональное соотношение объема и интенсивности нагрузок.

Доказано, что нагрузки скоростного характера создают благоприятный физио­логический фон для нагрузок, требующих по преимуществу проявления выносли­вости. Последние же оставляют за собой фон, который в течение ряда часов (если возрастание было значительным) может неблагоприятно сказываться на выполне­нии скоростных упражнений. Установлено также, что скоростные нагрузки хорошо сочетаются с воздействиями силового характера, причем положительное после­действие может иметь место при известных условиях как в том случае, когда сило­вые упражнения предшествуют скоростным, так и при обратной последовательно­сти.

Поэтому при выборе оптимальной последовательности нагрузки в комплексных занятиях целесообразно придерживаться следующего порядка применения по их преимущественной направленности:

СИЛОВЫЕСКОРОСТНЫЕНА ВЫНОСЛИВОСТЬ

ИЛИ

СКОРОСТНЫЕСИЛОВЫЕНА ВЫНОСЛИВОСТЬ

Это справедливо и для последовательности упражнений внутри отдельных за­нятий, и для очередности занятий в недельных или близких к ним по длительности циклах. Конечно, указанный порядок не является единственным в практике физи­ческого воспитания и спорта. В зависимости от целого ряда факторов (подготов­ленности занимающихся, величины и динамики применяемых нагрузок, общей на­правленности занятий и т.д.) может встречаться и иной порядок сочетания.

Вопрос о соотношении объема или интенсивности нагрузок в каждом конкрет­ном случае должен решаться с учетом их характера, направленности и последова­тельности применения, функционального состояния, индивидуальных особеннос­тей занимающихся и т.п.

Рис. 8.2. Схемы комплексно-параллельной (1) и комплексно-последовательной форм организации нагрузок (2). (ТВ- тренировочные воздействия; А, В, С- нагрузки различной преимущественной направленности)

Комплексно-параллельной организации нагрузок присуще одновременное использование на каком-то этапе подготовки воздействий нагрузок различной пре­имущественной направленности. Подобная система организации, несмотря на по­вышение интенсивности или объема работы создает монотонное валовое воздей­ствие на организм. При этом, дифференцированные приспособительные реакции организма на специфические компоненты нагрузки выражены слабо, поскольку его адаптационная перестройка носит обобщающий характер. В результате, развива­ющий эффект нагрузки быстро исчезает, адаптационный процесс замедляется, а уровень развития физических способностей стабилизируется или даже снижается. На рис. 8.2. представлены принципиальные схемы комплексно-последователь­ной и комплексно-параллельной форм организации нагрузок различной направлен­ности в рамках длительного периода занятий. Выбор того или иного варианта соче­тания и размещения нагрузок зависит от поставленных задач, уровня подготовлен­ности и от этапа занятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.