Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование социологической теории МК

Основные социологические теории массовой коммуникации

Алиментные обязательства других членов семьи.

Алименты родителей на детей

Это источники существования ребенка. Они имеют строго целевое назначение – содержание ребенка. Они выплачиваются ежемесячно, регулярно. Выплата алиментов – обязанность каждого родителя безотносительно к его благополучию. Они выплачиваются с момента рождения и до 18 лет. Алименты могут не выплачиваться при 2 случаях: 1) эмансипация; 2) ранний брак. Они выплачиваются на каждого ребенка. Алименты сохраняются даже в случаях лишения или ограничения род. прав. Злостное неисполнение по уплате алиментов является уголовно наказуемым деянием. Родители обязаны содержать и после 18 лет нетрудоспособных детей (инвалиды 1,2 группы).

Выплата алиментов возможна по соглашению родителей. Оно совершается письменно и нотариально заверяется. Но этот размер не может быть меньше чем тот, который установлен законом. Если родители договориться не могут, то тот родитель, у которого остался ребенок может обратиться в суд. Взыскание алиментов устанавливается в судебном порядке.

Взыскание алиментов:

- по долевому принципу (% от зарплаты) – на 1 ребенка-1/4 от дохода, на двух детей-1/3 на обоих, на трех и более – половина. Размеры могут быть уменьшены и увеличены (уменьшены в зависимости от дохода, а увеличены – в связи с лечением ребенка).

- в твердой денежной сумме – если родитель имеет не регулярный заработок; если родитель получает з/п в валюте; если получает з/п в натуральном продукте; если плательщик не имеет заработка.

Обязанности детей по содержанию родителей.

Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей – это обязательное условие.

Родители и дети могут составить соглашение (требования см. выше), при его отсутствии – в судебном порядке. Если обращаются родители в суд, то могут взыскивать в твердой денежной сумме. Дети освобождаются от алиментов родителям, лишенных родительских прав.

Обязанность платить алименты возлагается на: братьев и сестер, на бабушек, дедушек и внуков, пасынков и падчериц, отчимов и мачех.

Особые условия:

- нуждаемость и нетрудоспособность получателя,

- невозможности получение содержания от лиц, обязанных оказывать материальную помощь в первую очередь,

- лицо, обязанное платить алименты обладает для этого необходимыми средствами.

Как и любая наука, социология МК не появилась внезапно, а имеет достаточно долгий период латентного существования, прежде чем стало возможным говорить о ее собственном автономном существовании.

Основной фундамент, на котором развивалась изучаемая нами дисциплина, составили социально-философские, социологические и психологические идеи и концепции.

Современные представления о коммуникации как об интегрирующем факторе человеческого общества появились в 18 столетии – именно тогда начали складываться основные индустриальные (технические) системы коммуникации (дороги, каналы, позже железные дороги, телеграф) и обрел значение принцип свободной торговли, а также возникли первоначальные социологические теории о природе и об устройстве общества.

Понятие коммуникации в то время выводилось из идеи общества как организма, представляющего собой некое целое (все органы которого связаны между собой) и выполняют определенные функции. Средства коммуникации – дороги, каналы, железные дороги, телеграф – воспринимались как эквивалент нервной системы общества, делающей возможным взаимодействие разных его элементов, прежде всего центра и периферии. Отсюда и вышло последующее представление о массовой коммуникации как о том, что связывает его разные части социума воедино (хотя тогда самого этого понятия еще не существовало, как не существовало и понятия массового общества).

Позже (конец 19 в.) возникла психология толпы, ориентированная на изучения поведения человека в массе (Гюстав Лебон и Габриель Тард). Журналистов уподобляли гончарам, а их читателей – сырой глине, которой они придают желаемую форму. Рассматривались такие социально-психологические механизмы, свойственные толпе, как «заражение», «повышенная восприимчивость к внушению» и т.д.

Затем были разработаны основные положения массового общества, о которых уже шла речь на самой первой лекции.

И хотя в целом новые технологии коммуникации воспринимались оптимистически, они вызывали пессимизм у большинства обществоведов, для которых масс-медиа стали символом всего негативного. Их обвиняли в потакании вкусам низших классов, разжигании политических беспорядков, нарушении основных культурных норм и т.п.

Таковы в самом общем виде основные идеи подготовительного этапа, которые лежали в основе уже собственно социологических исследований массовой коммуникации, возникших в начале XX в.

 

Отмечу, что 1930–1940-х годах, идеи массового общества были особенно популярны у теоретиков медиа в Европе, где сильнее приверженность традиционному образу жизни и высокой культуре.

В концепции массового общества СМК получили роль главной причины и в то же время хранителя массового общества. Подчеркивается идея о том, что, предлагая собственный взгляд на мир, заменитель или псевдосреду, медиа являются мощным инструментом манипулирования людьми.

Для многих людей в первые десятилетия ХХ века медиа стали основным средством познания окружающего мира. С их появлением пришли в упадок многие формы традиционной, народной культуры. Вместо того чтобы вести беседы и музицировать, как это было принято в семьях, состоящих из нескольких поколений, новые семьи, состоящие максимум только из родителей и детей, стали собираться перед электронным рассказчиком. За ненужностью стали исчезать многие неформальные общественные объединения, которые занимались культурным обогащением – клубы, салоны. В век господства масс-медиа пропало уважение к мудрости старшего поколения, разорвалась связь с местной культурой и стал наблюдается переход к глобальной культурной среде, которая базируется на массовой коммуникации.

У теоретиков массового общества все эти изменения вызывали тревогу. Они заявляли, что медиатизированная культура, т.е. культура массовая, хуже прежней, «высокой», «элитной» культуры. И по мере распространения массовой культуры появились опасения, что она подорвет существующий в обществе порядок и вызовет хаос.

В качестве социологической теории массовой коммуникации, эта концепция навевает образ сильнейшего контроля общества. Но, как показала последующая практика, теоретики массового общества все же сильно преувеличивали способность медиа быстро разрушать общественные устои.

Американские же исследователи в ту пору более скептически относились к абсолютной власти медиа. Кроме того, в отличие от европейских теоретиков, предпочитавших «умозрительные» размышления о силе и всевластии СМК, американские исследователи предпочитали опираться на подверженные факты, которые они устанавливали в ходе практических исследований.


1.2. Возникновение американской традиции исследований СМК:

(Чикагская школа)

Чикагская социологическая школа – одна из первых научных школ в социологии, которая в числе прочего, оказала огромное влияние на развитие коммуникативистики и медиаисследований.

Преимуществом Чикагской школы по сравнению с «умозрительной» европейской социологией того времени была ориентация на практические исследования.

Еще одной особенностью этой социологической школы было взаимодействие с видными представителями других научных дисциплин, работавшими на факультетах Чикагского университета – философском (Дж. Г. Мид), политических наук (Г. Лассуэлл, Л. Уайт), психологии (Л. Терстоун, Дж. Уотсон), экономики (Т. Веблен) и др. Такая междисциплинарность способствовала получению нового знания, не ограниченного рамками одной науки.

Расцвет Чикагской социологической школы в 1920–1930-е годы связан с именем Роберта Парка (кстати, начинавшего свою карьеру в качестве газетного репортера), основы же идей, получивших развитие в деятельности школы, были заложены в трудах Чарлза Хортона Кули, который первым из всех (в 1909 г.) выделил коммуникацию в качестве предмета социологического изучения. Заслуга Кули также состоит в разграничении двух разных типов коммуникации – коммуникации межличностной и массовой.

Первоначально представители Чикагской понимали массовую коммуникацию как процесс создания и трансляции стереотипов. Само понятие «стереотип» ввел в оборот известный журналист и видный политик Уолтер Липпманв работе «Общественное мнение». Этот термин происходит из полиграфии, где он означал твердую матрицу или «пластину», которую, если она уже набрана, трудно изменить. В социальных науках это понятие означает упрощенное представление о чем-либо или о ком-либо. Чаще именно о ком-либо. Причем это упрощенное представление имеет ярко выраженную эмоциональную окраску (например: стереотип, что физически привлекательные люди обладают и социально желательными чертами – они более приятные, уверенные, открытые и т.д: что красиво, то и хорошо; существует масса гендерных стереотипов –шаблонных житейских представления о различиях между мужчинами и женщинами, предписание мужчинам и женщинам вести себя в соответствии с выработанными в обществе правилами для представителей определенного пола; стереотипы о представителях других национальностей; масса политических стереотипов – образ «врага» и т.д.).

К понятию «стереотип» близко понятие «предрассудок» (но стереотип может быть не только негативным, но и положительным).

Стереотипы помогают нам жить – они экономят наши усилия. Нам не приходится каждый раз видеть все вещи или явления заново и во всех подробностях, мы видим их как типы и обобщения, в упрощенном, схематическом виде.

Вместо беспорядочной реальности, которая нас окружает, и в которой бы было трудно ориентироваться, мы получаем упорядоченное представление о ней как о чем-то, опять-таки упорядоченном.

Что интересно, стереотип начинает действовать еще до того, как включается наш разум. Это готовое знание, которое само «выпрыгивает» из нашей «копилки». Это как наш здравый смысл.

Как считал Липпман, именно стереотипы лежат в основе языка массовой коммуникации – СМК рассказывают о событиях, о людях, о странах, о явлениях, об отношениях в семье, о политике, об экономике и т.д. в упрощенной форме, используют для этого «готовые формулы» (заимствуют стереотипы, уже имеющиеся в массовом сознании или создают свои собственные стереотипы).

И как раз именно на формирование стереотипов ориентировалась «новая» массовая пресса, аудиторию которой составлял «обыкновенный» или «простой человек».

Первым, кто не только понял это, но и осуществил на практике, был англичанин Альфред Хамсворт (позднее лорд Нортклиф), основавший в 1986 г. первую британскую массовую деловую газету «ДейлиМэйл», а через несколько лет и первый таблоид «Дейли Мирор». Их отличие от прежних газет было не только в цене, важнее всего был новый стиль подачи материалов: информация не требовала размышлений и интерпретаций, но предполагала (и предлагала) готовые выводы. Издания подобного рода, рассчитанные на формирование стереотипов у невзыскательной публики, получили широкую популярность. В таких массовых изданиях на первый план выступала сенсационность, погоня за внешними эффектами как основным средством привлечения читателей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Підготовчі роботи | Концепция массовой коммуникации Гарольда Лассуэлла
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.