Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория научения

К середине 1960-х годов дебаты по поводу эффектов медиа разгорелись с новой силой.

В парадигму ограниченных эффектов, как уже говорилось, идеально вписывались многие частные теории и результаты практических исследований. Однако широкая общественность воспринимала такие выводы очень скептически, если вообще воспринимала (верили во всесилие медиа, в сильное воздействие на людей и общество). Главной же причиной беспокойства стало воздействие теленанасилия на детей и подростков.

Как уже отмечалось, первые исследования воздействия масс-медиа на детей осуществлялись в соответствии с парадигмой массового общества. В 1928 г. был проведен ряд исследований, посвященных связи между детской преступностью и гангстерским кино, новыми популярным на тот момент жанром. Было проведено 13 самостоятельных исследований с использованием разных методик – от опросов и экспериментов до контент-анализа и ведения дневников. Было обнаружено, что фильмы оказывают существенное и преимущественно отрицательное влияние на детей, например: нарушают сон, подрывают моральные устои, деформируют понятия добра и зла, предлагают соблазнительные, но негативные модели для личного поведения.

Самый же пик споров о том, какова роль медиа в росте социальной нестабильности и насилия в обществе, пришелся на конец 1960-х годов, когда по США прокатилась волна беспорядков (многочисленные протесты против войны во Вьетнаме, беспорядки, связанные с движением за права черного населения). И это было начало «золотого века телевидения», когда быстро распространилось уже и цветное вещание, и ТВ безоговорочно заняло лидирующие позиции (со всеми вытекающими последствиями – все больше американцев оставались дома, чтобы посмотреть телевизор, вместо общения с друзьями; во время популярных программ пустели улицы и игровые площадки; и многие мрачно предрекали, что через несколько лет люди совсем разучатся читать и писать, что телевидение сделает грамотность ненужной (это нашло проявление и в антиутопической литературе, и кинофантастике).

Самое большое беспокойство вызывало влияние ТВ на детей. Поднимались серьезные вопросы, касающиеся патологических последствий долгого сидения перед телевизором, которое может провоцировать притупление физических и умственных способностей. Например, опасались, что пассивное телесмотрение может перерасти в аутизм и породить зависимых и замкнутых личностей (а такое и правда существует – вспомните, например, «хикикомори» (хикки) – японский термин, обозначающий подростков и молодежь, отказывающихся от социальной жизни и стремящихся к крайней степени изоляции и уединения. Такие люди месяцами или годами не имеют работы и живут на иждивении родственников, запершись в своей комнате. Это даже стало своеобразной субкультурой, модой). Также многие опасались, что насилие на ТВ вызовет распространение детской преступности.

Общественность же все чаще стала ставить под сомнение утверждения теории ограниченных эффектов, и правительство США (в частности, Министерство здравоохранения) заказало несколько исследований, чтобы выяснить, может ли ТВ оказывать существенное влияние на поведение детей.

Во главе одного из самых значимых исследовательских проектов из этой серии стоял Уилбур Шрамм. С 1958 по 1960 г. команда Шрамма провела 11 социологических обследований (опросов) в 10 разных городах, в ходе которых было опрошено 6000 детей и 2000 родителей. Полученные данные обрабатывались уже на компьютерах, изучались буквально тысячи связей между всевозможными переменными.

Суть их выводов была такова, что телевидение оказывает вредное влияние не на большинство детей в большинстве условий, а только на некоторых детей в некоторых условиях.

В связи с этим, руководители телекомпаний настаивали, что американцы должны иметь право смотреть, что хотят, даже если это может нанести вред некоторым подросткам из неблагополучных семей, которые все равно предрасположены к агрессивному поведению. Согласно опросам, проводившимся по заказу телевидения, зрители отдавали явное предпочтение именно насилию.

 

Кроме того, достаточно долго у теоретиков массовой коммуникации пользовалась идея катарсиса или сублимации, согласно которой, созерцая насилие на теле- и киноэкране, человек избавляется от агрессивности или, по крайней мере, удовлетворяет свои агрессивные позывы, благодаря чему уменьшается вероятность агрессивного поведения в его реальной жизни. Но эффект катарсиса не нашел точного подтверждения и сегодня считается достаточно спорным.

 

Самой полезной для понимания влияния медианасилия признана теория соци­ального научения.

Еще в 1940-е годы психологи-бихевиористы выявили, что люди имитируют увиденные ими модели поведения и что эти модели можно подкреплять и таким образом сделать нормой поведения.

Два десятилетия спустя идеи о социальном научении и подражании были основательно доработаны, чтобы стать полезными инструментами в понимании масс-медиа.

Современную теорию социального научения в 1960-х годах разработал канадский психолог украинского происхождения Альберт Бандура. Согласно этой теории зрители получают символические репрезентации поведения, и эти «картинки», «сюжеты» обеспечивают их информацией, на основе которой они потом строят свое собственное поведение.

В ходе серии экспериментов с дошкольниками, с использование надувной куклы Бобо (см., например http://aboutyourself.ru/eksperimenty/bandura-kukla-bobo.html ()краткое описание), http://www.youtube.com/watch?v=i1ESXArIeAA (видео)).

Социальное научение через репрезентации в масс-медиа происходит через:

научение через наблюдение – люди усваивают новые модели поведения, просто видя соответствующие репрезентации на телеэкране;

подавление – показывая в репрезентации, что модель связана с санкциями за проявление определенного поведения, можно уменьшить вероятность того, что зрители будут вести себя аналогично;

растормаживание – репрезентаций, которые показывают поощрение за угрожающее или запрещенное поведение, часто бывает достаточно, чтобы повысить вероятность того, что зритель поступит так же, как персонаж или герой.

Также было доказано, что медиаперсонажи (модели) иногда оказывают влияние на поведение зрителей просто самим фактом появления на экране. Аудитория не нуждается ни в реальном подкреплении, ни в поощрении, чтобы вести себя по предложенной модели.

Теория социального научения, с ее идеями о том, что наблюдатели отождествляют себя с символическими моделями, представленными в масс-медиа; а также подражают им, надолго стала ведущей в понимании воздействия МК на поведение индивидов.

И мы можем вспомнить массу ярких примеров, прямо подтверждающих ее – находились люди, повторяющие действия героев фильма «Прирожденные убийцы»; свежи в памяти действия подражателя Джокера на премьере последнего «Темного рыцаря», повторяли угон корабля в стиле «Джека Воробья», и таких примеров, к сожалению, масса.

Эта теория являет собой пример полезной теории об эффектах медиа, однако в ее рамках игнорируется широкий социальный контекст, в котором происходит научение. Например, она не может объяснить, почему одни медиа модели очень заразительны, а другие нет.

Кроме того, считается, что люди, увидев насилие на экране, начинают демонстрировать более высокие уровни агрессивности. Но медиа показывают насилие почти всегда в каком-нибудь драматическом контексте, и этот контекст несет информацию, подсказывающую зрителю, когда и против кого и в каких условиях оно уместно.

Вызовом главной идее теории научения, гласящей, что «по своей сути телепросмотр пассивен», стали теории, центральной посылкой которых является познавательно активный характер просмотра. Согласно активной теории телепросмотра, зрители в целом активно и сознательно пытаются понять телевизионное содержание.

И оказывается, к двум с половиной годам у детей уже формируется достаточно сложная схема просмотра, позволяющая им понимать условности специфических телевизионных произведений.

Но, так или иначе, благодаря теории социального научения через медиа, вместо того, чтобы сосредоточиваться прежде всего на роли воздействия массовой коммуникации в изменениях взглядов и убеждений, в 1970-х годах и в дальнейшем ученые большей частью начали изучать более сложные поведенческие реакции, а также изменения в когнитивных моделях, и в более сложных структурах социального знания

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория диффузии инноваций | Общая характеристика этапа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.