Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буржуазное спортивно-гимнастическое движение на службе милитаризма




Большое влияние на развитие буржуазного спортивно-гимнастического движения оказали итоги первой мировой войны. Буржаузная школа этого периода, как и раньше, носила классовый характер.

В начале 20-х гг. в США законы об обязательном физическом воспитании были прняты в 41 штате. В Веймарской и фашистской Германии физическое воспитание признавалось одним из главных школьных предметов. Подобные законодательные акты были приняты во Франции, Англии и фашистской Италии. Их появление было самым тесным образом связано с теми законами о воинской службе, с военными и школьными реформами, которые проводились в послевоенные годы. Все они направлялись на повышение вневойсковой военно-физической подготовки молодежи. Именно в эти годы во многих капиталистических странах (Австрия, Польша, Германия, Литва, Латвия, Дания и др.) наряду с естественным методом Ж. Эбера получили широкую известность основная гимнастика Нильса Бука (1880-1950) и естественная школьная гимнастика Карла Гаульгофера (1885-1941) и Маргариты Штрайхер.

Система датчанина Н. Бука представляла собой модернизированный вариант шведской гимнастики. Она предназначалась для вневоинской подготовки молодежи. Урок по системе Н. Бука состоял из трех частей:

1) упражнения без снарядов;

2) упражнения со снарядами шведского типа;

3) упражнения в ходьбе, беге, прыжках.

На одном уроке рекомендовалось использовать до 40-50 упражнений, выполняемых поточным методом.

Естественная гимнастика австрийцев К. Гаульгофера и М. Штрайхер была призвана заменить немецкую гимнастику А. Шписса, распространенную в школах до первой мировой войны. Они связывали свою систему с новыми буржуазными педагогическими теориями трудового и свободного воспитания. Сторонники этих теорий, на словах осуждая муштру и дрессировку детей, призывали к стихийности в воспитании и классовой гармонии, к возможности изменений общества путем реформ, что отвечало интересам буржуазии.

В своих трудах “Система школьной гимнастики” (1927), “Естественная гимнастика” (1930) и др. К. Гаульгофер и М. Штрайхер определяли физическое воспитание как искусство, обучение которому протекает в естественных природных условиях с применением естественных физических упражнений. Они подробно разработали структуру и содержание урока физического воспитания для детей школьного возраста, который разделили на три части. В каждую из этих частей входили следующие группы упражнений:

1) оживляющие (быстрая ходьба, бег, игры с подпрыгиванием, дыхательные упражнения);

2) основные упражнения для туловища, на равновесие, для развития силы и ловкости (бег, ходьба, прыжки);

3) успокаивающие (игры без бега, спокойная ходьба).

К основным средствам физического воспитания австрийские педагоги относили легкую атлетику, борьбу, бокс, плавание, зимние виды спорта, фехтование, туризм и другие упражнения, которыми можно заниматься на открытом воздухе.

В своей системе К. Гаульгофер и М. Штрайхер отрицали влияние социальной среды на физическое развитие человека, считая, что решающую роль при этом играет наследственность. Таким образом, основную задачу реформаторы австрийской гимнастической школы видели в том, чтобы наилучшим образом использовать занятия физическими упражнениями и играми в интересах военных кругов, выполняя социальный заказ буржуазии.

Наряду с австрийской школьной гимнастикой и основной гимнастикой Н. Бука известное распространение в странах Западной Европы и Америки получили:

– методы гигиенической гимнастики Зурена, пропогандировавшей идею “гармония духа и тела”;

– Боде, рекламировавшего теорию”индивидуально-естественного развития”;

– система “кип-фит”, предназначенная для выработки правильной осанки, укрепления мышц, предупреждения плоскостопия, сколиоза и других физических недостатков.

Все эти системы и методы, созданные на чисто биологической основе, были призваны отвлекать молодежь от классовой борьбы, обеспечить физическую, военную и идеологическую подготовку молодежи для новой мировой войны.

Направления в физическом воспитании, основанные на гимнастике и спортивно-игровой деятельности, можно назвать основными тенденциями в период между первой и второй мировыми войнами. Однако имелись и отличительные черты, особенности в физическом воспитании отдельных стран. Они были обусловлены экономическими факторами, сложившейся школьной практикой, политико-идеологическими устремлениями, климатическими условиями, традициями и т.п. Так, в странах с тропическим климатом (Центральная Америка, Индия) имела место гигиеническая направленность. В Индии были унаследованы мистические (обрядовые) элементы, что находит выражение, например, в системе йога (система упражнений, ведущая к достижению способности полного управления психическим и физиологическим состоянием организма), гимнастических танцах и движениях пантомимного характера. В Иране, Ираке, Японии и Турции решающую роль в физическом воспитании имели движения, характерные для национальных видов борьбы. В Австралии и Канаде в 30-е гг., в Новой Зеландии в начале 40-х гг, в СССР с середины 30-х гг. физическое воспитание школьников осуществлялось на основе средств спорта и игр.

В Англии удалось создать систему, которая позволила охватить широкие слови молодежи – бойскаутское движение. Оно возникло на рубеже XIX и ХХ вв. Основатель его – английский генерал Баден-Пауэл.

Всего за несколько лет эта удачная комплексная система воспитания детей школьного возраста распространилась по всему миру, она популярна и в настоящее время. Эта система основана на принципах скаутизма – комплексная система воспитания, в которой используются возрастные психические особенности детей. Скаут – это разведчик. Скаутская подготовка проходит в форме длительной игры с использованием условных символов, отличительных знаков; при этом дети овладевают полезными для повседневной жизни навыками.

Контакты между скаутскими организациями разных стран осуществляют Международные комитеты, объединяющие около 16 млн. скаутов более чем из 120 стран.

Наиболее полно в межвоенный период, и особенно в период фашизма, милитаризация физического воспитания проявилась в Германии. Спортивная наука, выполняя социальный заказ, занималась не проблемами всестороннего воспитания личности, а вопросами военно-физической подготовки основной массы населения. “Чистый ариец” должен был пройти “жесткую школу”.

С 1937 г. в школах Германии вводится пять уроков физического воспитания и один “спортивный день” в неделю – специальный день соревнования, в которых были обязаны участвовать все школьники.

Милитаризация в разной степени охватила все страны – участницы второй мировой войны, а их было более 70, но особенно широкий размах она получила в странах-союзниках Германии – Италии и Японии.

Руководители спортивно-гимнастических организаций использовали все методы и формы работы, чтобы насаждать среди своих членов фашистскую воинствующую идеологию и подчинить дело физического воспитания интересам агрессивной войны.

Таким образом, в период между первой и второй мировыми войнами международное спортивное движение развивается в борьбе двух направлений: рабочего (демократический характер) и буржуазного. Тем не менее развитие Олимпийских игр продолжается. В них принимает участие все большее количество стран и спортсменов. Совершенствуется олимпийская программа и организация проведения Игр, проводится несколько олимпийских конгрессов.

3.4. Международное спортивное движение
в послевоенный период

Первая мировая война и особенно Великая Октябрьская социалистическая революция подорвали капиталистическую систему. В мире начался общий кризис капитализма, с одной стороны, и могучий рост сил демократии и социализма – с другой. Это наложило свой отпечаток на организацию Олимпийских игр межвоенного периода.

После второй мировой войны развитие физической культуры в мире происходит в новых исторических условиях, сложившихся в результате образования мировой системы социализма, краха колониальной системы, обострения противоречий в империалистических странах, роста революционно-демократического движения и научно-технического прогресса.

На первые послевоенные Олимпийские игры (1920) не были допущены спортсмены Германии и ее союзников по первой мировой войне на том основании, что Германия развязала эту войну. Это решение соответствовало политике стран-победительниц (США, Англии, Франции).

Ко времени проведения Олимпийских игр 1928 и 1932 гг. международная обстановка обострилась. Во многих буржуазных странах начался экономический кризис. В этих условиях прогрессивные спортсмены мира при ведущей роли советского физкультурного движения развернули активную борьбу против наступления фашизма и милитаризма в спортивной жизни. Особенно борьба усилилась в период подготовки и проведения Олимпийских игр 1936 г. в Германии.

В период между первой и второй мировыми войнами состоялся ряд летних и зимних Олимпийских игр (табл. 3).

Рост популярности Олимпийских игр способствовал расширению их географии. Если в играх 1912 г. участвовало 28 стран, то на игры 1928 г. приехали спортсмены из 46 государств. О дальнейшем развитии олимпийского движения свидетельствует создание новых национальных комитетов и международных спортивных федераций. В 1914 г. МОК признавал НОК 38 стран, а в 1939 г. – уже 61 страны. За 1919-1934 гг. вновь организовалось 20 международных федераций по видам спорта и другим вопросам физического воспитания.

Более регулярно стали проводиться первенства и чемпионаты Европы и мира, всемирные студенческие игры (с 1924 г.) и региональные игры Центральной Америки и Карибского моря (с 1926 г.), Боливарские игры (с 1936 г.), Балканские легкоатлетические игры (с 1929 г.) и др.

Боливарские игры – региональные комплексные спортивные соревнования стран Южной и Центральной Америки имени колумбийца Симона Боливара, находящиеся под покровительством МОК.

Во всех видах олимпийской программы был заметен большой прогресс. В легкой атлетике основная борьба за золотые медали велась между спортсменами США, Финляндии, Англии. Выдающихся результатов добились финн Пааво Нурми на играх 1920, 1924 и 1928 гг. (9 золотых медалей) и американский негр Джесси Оуэнс на Олимпиаде в Берлине (4 золотые медали).

Олимпиады межвоенных лет оказали большое влияние на развитие борьбы, бокса, поднятия тяжестей, фехтования, гребного и парусного спорта, современного пятиборья, велосипедного и конного спорта, водного поло и прыжков в воду.

На зимних Олимпийских играх сильнейшими становились спортсмены северных стран. Победы одерживали конькобежцы Финляндии и Швеции, лыжники Норвегии, хоккеисты Канады. Героиней зимних Олимпийских игр была норвежская фигуристка Соня Хени, участница четырех Игр и трижды чемпионка (1928, 1932 и 1936 гг.).

Зимние Олимпийские игры – комплексные соревнования по зимним видам спорта, проводимые МОК 1 раз в 4 года, в последний год Олимпиады. Первоначально зимние виды спорта входили в программу Олимпийских игр вместе с летними: фигурное катание на коньках (1908 и 1920 гг.), хоккей (1920). Решение о регулярном проведении самостоятельных зимних Олимпийских игр принято в 1925 г. на сессии МОК в Праге.

Постепенно совершенствовались организация и проведение игр. Так, на Играх в Антверпене (1920) впервые развевался олимпийский флаг – белое полотнище с пятью переплетенными кольцами (голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов) в центре. Он был утвержден МОК в 1913 г. по предложению Кубертена.

На этих же играх впервые спортсмены давали олимпийскую клятву и провозглашался олимпийский девиз “Быстрее, выше, сильнее”.

Клятва олимпийская – традиционный ритуал на церемонии открытия Олимпийских игр, один из важнейших атрибутов Игр. Текст клятвы для участников игр разработан в 1913 г. П. де Кубертеном: “От имени спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд”. Впервые клятва была произнесена на Играх 1920 г. По олимпийской Хартии, произносится спортсменом той страны, где проводятся Игры.

Клятва судей была впервые произнесена в 1968 г. в Мехико по предложению НОК СССР: “От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши функции во время этих Олимпийских игр со всей беспристрастностью, соблюдая правила и сохраняя преданность принципам настоящего спортивного духа!”

Девиз олимпийский (“Citius, altius, fortius”) предложен П. де Кубертену его другом и соратником по организации Олимпийских игр П. Дидоном, утвержден МОК в 1913 г.

Участники Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (1932) впервые жили в специальной олимпийской деревне.

Олимпийская деревня – комплекс зданий, в которых размещаются участники Олимпийских игр и сопровождающие их лица во время Олимпийских игр.

К открытию игр 1936 г. из Олимпии впервые был доставлен факел с олимпийским огнем. Огонь олимпийский – традиционный атрибут Олимпийских игр.

На всех летних Играх межвоенного периода проводились конкурсы искусств по спортивной тематике в архитектуре, литературе, музыке и скульптуре.

Росту авторитета Олимпийских игр способствовали очередные олимпийские конгрессы: VII конгресс в Лозане (1921), VIII – в Праге (1925), IX – в Берлине (1930). На конгрессах обсуждались следующие проблемы: любительство в спорте, регламент проведения Игр, их программы, участие женщин в спорте, спортивное проведение и др.

После второй мировой войны в международной жизни произошли коренные изменения, обусловленные образованием мировой социалистической системы, развитием коммунистического и рабочего движения, демократии и социализма. Новая историческая обстановка оказала решающее влияние и на международное спортивное движение.

Спортивные организации стран социализма, активно включившиеся в мировое спортивное движение, оказывали все большее влияние на международную жизнь.

Олимпийское движение превратилось во всемирное явление, охватывающее самые широкие слои общества. В нем объединились спортсмены и спортивные деятели, различные по идейно-политическим взглядам, вероисповеданию, расовому происхождению, имущественному положению.

Правительство СССР создает НОК в апреле 1951 г. На 45 сессии МОК (Вена) 7 мая 1951 г. был избран представителем для НОК СССР К.А. Андрианов, оказавший сильное влияние на гуманизацию и демократизацию олимпизма. Он неоднократно возглавлял спортивные делегации на международных конгрессах, соревнованиях, в том числе на VIII первенстве мира по конькам (Москва, 1950). На первенстве Европы (Брюссель, 1950) советские легкоатлеты заняли первое командное место (9 золотых, 15 серебряных и 15 бронзовых медалей).

К.А. Андрианов был председателем НОК СССР до 1975 г. и членом МОК для СССР – до 1988 г. За большой вклад в развитие олимпизма К.А. Андрианов посмертно награжден Олимпийским орденом. Он также был удостоен правительственных наград СССР и других стран. Вместе с ним членами МОК для СССР были А. Романов (1952-1971) и В. Смирнов (с 1971 г.).

На 91 сессии МОК (Сеул, 1988 г.) был избран членом МОК для Советского Союза М. Грамов, возглавлявший в то время Госкомспорт и НОК СССР. Президентом Олимпийского комитета России стал первый вице-президент МОК В. Смирнов.

Деятельность президента МОК Х. Самаранча, избранного в Москве (1980), была успешной. Ему удалось вывести олимпийское движение из затяжного кризиса. Этому способствовало объединение усилий всех участвующих в нем сил – МОК, НОК и МСФ – на принципах нового мышления.

Основные показатели по послевоенным Олимпийским играм приведены в табл. 4, 5.

Как видно из табл. 4 и 5, наибольшее количество медалей было у спортсменов команд СССР. Советские спортсмены выступали на зимних и летних Олимпийских играх уверенно и ровно. Наибольшего успеха на зимних Олимпийских играх добились наши лыжники, конькобежцы и хоккеисты, а на Играх Олимпиад – гимнасты, особенно женщины, легкоатлеты, борцы, тяжелоатлеты и др. По многим параметрам (количеству участвующих стран, спортсменов, тренеров, спортивных судей, официальных лиц, представителей средств массовой информации и службы безопасности) не всегда ровно на Играх Олимпиады “росли рекорды”, но число телезрителей, наблюдавших соревнования, постоянно увеличивалось, и престиж МОК в мире бизнеса стал очень высоким.

В 50-60-х гг. в развитых капиталистических странах наметилось активное вмешательство государства в дело постановки физического воспитания населения. Естественно, что с разгромом фашизма в Германии, Японии и Италии милитаристская направленность физического воспитания была ликвидирована. Что касается физического воспитания в Англии, США, Австралии, Канаде и скандинавских странах, то там в 40-е гг. его структура практически осталась такой же, как и в довоенные годы.

На примере школьного физического воспитания США видно, как государство начинает уделять ему все большее внимание. Опубликованные в 1950 г. данные о показателях физической подготовленности американских школьников 6-16 лет показали, что, во-первых, они явно уступают юношам Западной Европы, во-вторых, уровень физической подготовленности школьников ряда ведущих капиталистических стран в частных школах был на 10-15 % выше, чем в государственных учебных заведениях. А ведь в государственных школах США и Англии обучается около 90-95 % детей.

Войны в Корее (1950-1953) и Вьетнаме (1964-1973) со всей очевидностью продемонстрировали издержки в физической подготовленности американской молодежи.

В 1956 г. президент США Эйзенхауэр обратил внимание на проблему слабой физической подготовленности молодежи и сформировал “Президентский совет по физической подготовке и спорту”, который стал одним из главных проводников национальной кампании оздоровления. С тех пор раз в 10 лет проводится тестирование всех школьников США в возрасте 6-17 лет по единой программе: челночный бег – 3 х 30 футов (30 футов – 9,14 м), подтягивание на перекладине, количество сгибаний и разгибаний туловища за 1 минуту, наклон вперед, бег на 1 милю (1609 м). До конца 80-х гг. выполнить “президентские” тесты могли 0,1-2 % американских школьников. В настоящее время уровень требований несколько снижен. За выполнение тестов предусмотрены различные поощрения: дипломы, подписанные президентом США, специальные почетные грамоты, призы.

В 80-х гг. американские специалисты отмечали, что “лишь треть американских школ имеет в настоящее время средства на реализацию обязательных программ физического воспитания”. Вот почему перед специалистами физического воспитания ведущих капиталистических стран в последнее время встала задача поиска новых форм работы в данном направлении.

Сейчас в странах Запада большое распространение получили дополнительные и факультативные занятия физическим воспитанием и спортом, т.е. внеурочные формы занятий физическими упражнениями.

С начала 80-х гг. по инициативе Президентского совета ежегодно проводится определение лучших специалистов в области физического воспитания США. Профессия учителя физкультуры или тренера в США весьма престижна. Педагог занимается лишь непосредственно обучением и воспитанием детей. Например, по рекомендации отдела здравоохранения и физического воспитания Нью-Йорка на одного учителя в начальной школе должно приходиться не более 240 учащихся, а в среднем – 180 школьников. Дневная нагрузка не должна превышать 5 часов, недельная – 35-300. Ежедневно он проводит консультативный час для детей и их родителей. Динамика физического развития и подготовленности каждого ученика фиксируется на компьютере. Количество уроков физического воспитания в школах ряда развитых стран следующее (начало 90-х гг., табл. 6).

В последнее время программы многих развитых капиталистических стран пополнились специальным теоретическим разделом, направленным на формирование у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом в целях укрепления здоровья, повышения работоспособности и профилактики заболеваний. Все большее распространение получают внеурочная и внешкольная формы физкультурного воспитания в виде дополнительных или факультативных занятий.

Таким образом, в послевоенный период Олимпийские игры получают новое развитие. Расширяется их география. Вырастает количество вновь созданных НОК.

Современный олимпизм, Олимпийские игры и олимпийское движение являются ареной острой политической и идеологической борьбы. Эта борьба охватывает большое количество проблем, стоящих перед олимпийским движением на современном этапе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.