Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение экологического и иных отраслей права




Третью часть экологического права составляют нормы иных отраслей права, регулирующие общественные отно­шения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нор­мы весьма многочисленны и имеют двоякий характер. Хотя они относятся к отраслям права, которые имеют отличный от экологического права предмет регулирования, эти нормы касаются экологии, объединенные задачей защиты окружа­ющей среды.

Различные авторы рассматривают регулирование эко­логических правоотношений нормами иных отраслей права либо в контексте системы самой отрасли экологического права, либо в контексте соотношения экологического права с иными отраслями. Процесс включения норм, направлен­ных на охрану окружающей среды, в иные отрасли права можно охарактеризовать как экологизацию данных отрас­лей права.

Основу развития экологического права как отрасли пра­ва составляет Конституция Республики Беларусь. Прежде всего, именно нормы Конституции Республики Беларусь играют основополагающую роль в регулировании отношений природопользования, охраны и рационального использования земель, защиты экологических прав граждан как на национальном, так и на международном уровнях, поскольку в Конституции Республики Беларусь непосредственно содержится ряд экологических норм.

Статья 13 Конституции Республики Беларусь закрепляет две формы собственности: государственная и частная. Так, в исключительной собственности государства находятся леса, воды, недра. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Статья 46 Конституции Республики Беларусь закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 55 Конституции Республики Беларусь государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. Важными с точки зрения гарантий осуществления права граждан на благоприятную окружающую среду являются нормы статей 34, 35, 36, 37, 40, 55, 60, 61 Конституции Республики Беларусь. Так, в статьях 35-37, 40 закреплены возможности участия граждан в принятии экологически значимых решений и управлении государством через свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан.

Экологическое право тесно связано с административ­ным правом. Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются чаще всего исполнительно-распорядительные акты органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Смежным институтом экологического и административного права является совокупность норм, регулирующих организацию и деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере охраны и использования окружающей среды. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, устанавли­вает их компетенцию по осуществлению соответствующих функций управления. Экологическое право, в отличие от административного, определяет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды. Кроме того, специфика эко­логических отношений определяет осуществление особых функций управления, например таких как государственная экологическая экспертиза и т.д.

Экологическое право имеет также некоторые смежные предметы регулирования с гражданским правом. Так, граж­данское законодательство устанавливает основы права соб­ственности гражданского оборота земли и иных при­родных ресурсов. В силу статьи 129 Гражданского кодекса Республики Беларусь земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается Кодексом Республики Беларусь о земле, законодательством о земле и других природных ресурсах. Следовательно, приоритет в данной области от­дается природоресурсному законодательству.

В ряде случаев природоресурсным законодательством предусмотрено заключение договоров между специально уполномоченным органом государственной власти и физическими лицами. К данным правоотношениям применимы нормы подразд. 2 «Общие положения о договорах» разд. III Гражданского кодекса Республики Беларусь. Также, например, в соответствии со статьей 706 Гражданского кодекса Республики Беларусь подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и не­сет ответственность за нарушение данных требований.

Согласно статье 102 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей седы» вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.

Т.о. при причинении в результате экологического правонарушения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица применяются нормы гл. 58 Гражданского кодекса Республики Беларусь об обязательствах вследствие причинения вреда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.