КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение экологического и иных отраслей права
Третью часть экологического права составляют нормы иных отраслей права, регулирующие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер. Хотя они относятся к отраслям права, которые имеют отличный от экологического права предмет регулирования, эти нормы касаются экологии, объединенные задачей защиты окружающей среды. Различные авторы рассматривают регулирование экологических правоотношений нормами иных отраслей права либо в контексте системы самой отрасли экологического права, либо в контексте соотношения экологического права с иными отраслями. Процесс включения норм, направленных на охрану окружающей среды, в иные отрасли права можно охарактеризовать как экологизацию данных отраслей права. Основу развития экологического права как отрасли права составляет Конституция Республики Беларусь. Прежде всего, именно нормы Конституции Республики Беларусь играют основополагающую роль в регулировании отношений природопользования, охраны и рационального использования земель, защиты экологических прав граждан как на национальном, так и на международном уровнях, поскольку в Конституции Республики Беларусь непосредственно содержится ряд экологических норм. Статья 13 Конституции Республики Беларусь закрепляет две формы собственности: государственная и частная. Так, в исключительной собственности государства находятся леса, воды, недра. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Статья 46 Конституции Республики Беларусь закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду. В соответствии со статьей 55 Конституции Республики Беларусь государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. Важными с точки зрения гарантий осуществления права граждан на благоприятную окружающую среду являются нормы статей 34, 35, 36, 37, 40, 55, 60, 61 Конституции Республики Беларусь. Так, в статьях 35-37, 40 закреплены возможности участия граждан в принятии экологически значимых решений и управлении государством через свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан. Экологическое право тесно связано с административным правом. Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются чаще всего исполнительно-распорядительные акты органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Смежным институтом экологического и административного права является совокупность норм, регулирующих организацию и деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере охраны и использования окружающей среды. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, устанавливает их компетенцию по осуществлению соответствующих функций управления. Экологическое право, в отличие от административного, определяет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды. Кроме того, специфика экологических отношений определяет осуществление особых функций управления, например таких как государственная экологическая экспертиза и т.д. Экологическое право имеет также некоторые смежные предметы регулирования с гражданским правом. Так, гражданское законодательство устанавливает основы права собственности гражданского оборота земли и иных природных ресурсов. В силу статьи 129 Гражданского кодекса Республики Беларусь земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается Кодексом Республики Беларусь о земле, законодательством о земле и других природных ресурсах. Следовательно, приоритет в данной области отдается природоресурсному законодательству. В ряде случаев природоресурсным законодательством предусмотрено заключение договоров между специально уполномоченным органом государственной власти и физическими лицами. К данным правоотношениям применимы нормы подразд. 2 «Общие положения о договорах» разд. III Гражданского кодекса Республики Беларусь. Также, например, в соответствии со статьей 706 Гражданского кодекса Республики Беларусь подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и несет ответственность за нарушение данных требований. Согласно статье 102 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей седы» вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь. Т.о. при причинении в результате экологического правонарушения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица применяются нормы гл. 58 Гражданского кодекса Республики Беларусь об обязательствах вследствие причинения вреда.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |