Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие правотворчества и его виды

Опорный конспект лекций

по курсу «правотворческий процесс»

 

Тема 1: Теоретические основы правотворческого процесса в Республике Беларусь.

 

Вопросы:

1. Понятие правотворчества

2. Виды правотворчества.

3. Принципы правотворчества.

4. Правотворческий процесс. Стадии правотворческого процесса.

5. Юридическая техника и ее значение в правотворчестве.

6. Влияние норм международного права на правотворчество в Республике Беларусь.

Литература: Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь –– Минск: Ред. журн. «Право и экономика», 1999. — 232 с.; Бошно С.В. Правотворчество: путь от источника к форме права. Лекции. — М., 2002; Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь — Мн., 2003; Вишневский А.Ф., Дмитрук В.Н. Теория и практика подготовки проекта нормативного правового акта. — Мн., 2005.

 

Правотворчество выступает основной формой придания нормам юридической силы, закрепления за ними общеобязательного характера, возможности принудительного осуществления закрепленных в них правил поведения. В результате правотворчества появляются нормативные правовые акты.

Правотворчество выступает частью более масштабного процесса — формирования права (правообразования). Это объективно обусловленный уровнем развития общественных отношений исторический процесс создания (формирования) права. Он включает в себя: А) оценку основополагающих социальных и правовых факторов: уровня развития общественных отношений, уровня развития действующего права, объективной потребности определенных общественных отношений в правовом регулировании, традиций, социальных ценностей; Б) формирование концепций перспективного развития права в контексте общесоциального развития; В) правотворчество — создание, изменение или отмену правовых норм.

Правотворчество — это деятельность уполномоченных государственных органов или народа (при референдуме), направленная на установление, изменение или отмену правовых норм в результате которой находит официальное выражение и закрепление воля государства или народа

Законодательством Республики Беларусь воспринят термин нормотворчество. В Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. № 361-З с изменениями и дополнениями в ст. 1 дано определение нормотворческой деятельности — это научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию) либо отмене нормативных правовых актов.

Результатом правотворчества выступает принятие нормативного правового акта.

Нормативные правовые акты образуют иерархическую соподчиненную систему в которой последовательно располагаются акты большей или меньшей юридической силы. Юридическая сила нормативного правового акта чаще всего определяется местом принявшего его государственного органа в системе органов государственной власти и видом самого нормативного правового акта.

Законодательные акты (Конституция, законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь) принимаются высшими органами государства или народом на референдуме. Подзаконные акты не могут им противоречить и должны издаваться в их исполнение.

Виды нормативных правовых актов закреплены в ст. 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В совокупности они составляют систему, построенную на и принципах взаимодействия и соподчиненности. Во главе иерархической системы нормативных правовых актов стоит Конституция Республики Беларусь, далее последовательно располагаются акты о толковании Конституции, международно-правовые акты, ратифицированные Республикой Беларусь, за ними программные законы, за которыми идут обычные законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, изданные в целях реализации полномочий, непосредственно указанных в Конституции, заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, затем указы Президента Республики Беларусь, изданные во исполнение закона, далее постановления Совета Министров Республики Беларусь, после которых занимают место постановления республиканских органов государственного управления и Национального банка, местных органов управления и самоуправления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Первичный и вторичный рынки акций | Принципы правотворчества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.