КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы и причины неуспеваемости и школьной дезадаптации учащихся
Психолого- педагогические факторы школьной дезадаптации необходимо искать в причинах, снижающих референтную значимость школы. В зависимости от степени отчуждения и глубины деформации выделяют две стадии социальной дезадаптации * педагогическая запущенность, которая характеризуется утратой значимости и отчуждением от школы как института социализации при сохранении высокой референтноси семьи, * социальная запущенность характеризуется тем, что наряду со школой ребенок отчуждается и от семьи, теряет связь с основными институтами социализации. Отчуждение от школы и утрата ее влияния - значительно более распространенное явление среди дезадаптированных учащихся, чем утрата влияния семьи. § Факторы школьного психолого-педагогического риска, как правило, проявляются в затруднениях в учебной деятельности, которая опосредствует всю систему отношений учащегося с учителями, с одноклассниками и в значительной степени с родителями. · Часть учащихся испытывает затруднения в усвоении учебных программ уже с первого класса в связи с неготовностью к школьному обучению. (По данным Г.Ф. Кумариной 25% поступающих в школу учащихся нуждаются в дополнительном коррекционном режиме обучения по разным причинам: несколько сниженный, в пределах крайней нормы интеллект, * слабая организация некоторых психических процессов: * неразвитость произвольного внимания, памяти, восприятия, речевые нарушения, * информированность мыслительных навыков и приемов учебной деятельности, * ослабленная психосоматика, аутизм, либо напротив, * расторможенность и т. д.). Отчуждение от шкоды, в связи со школьными неуспехами, проходит, часть учащихся, психическое развитие которых не обнаруживает каких либо заметных дефектов. Причины низкой школьной успеваемости здесь чаще всей кроются •в слабой познавательной мотивации, • утрате интереса к учебной деятельности, •в конфликтных отношениях, складывающихся с учителями, одноклассниками.
Факторы, способные стать причиной школьной неуспеваемости: • Недостатки в подготовке ребёнка к школе, социально-педагогическая запущенность. • Длительная и массивная психическая депривация (психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможности удовлетворения основных психических потребностей). • Соматическая ослабленность ребёнка (соматика - человеческое тело, общая физическая ослабленность). • Нарушение отдельных психофизических функции и познавательных процессов. • Hapyшение формирования так называемых школьных навыков. (Дислексия -нарушение чтения, дисграфия -нарушение письма, дислалия - нарушение произношения звуков и их сочетания, дискалькулия - нарушение навыков счета). • Двигательные нарушения. • Эмоциональные расстройства (4,11). В рамках концепции «предболезни» (Р. Т. Баевский, 1979, Н. С. Смирнов, 1981, С. Б. Семичев, 1981) дезадаптация рассматривается как переходное, предпатологическое состояние, главной отличительной чертой которого является отсутствие отчётливых основании для постановки нозологического диагноза (нозология - греч. nosos, болезнь - раздел патологии, изучающий сущность и характер течения отдельной болезни) т.е. «группа риска». Ø Дети «группы риска» - это дети, по состоянию здоровья, развитию физиологических и психических функции, находятся в пограничной области между нормой и патологией. Это здоровые (не больные), в собственном смысле этого слова, дети. (Кумарина Г. Ф.). В силу физической и психической ослабленности, психосоциальной запущенности они характеризуются:
· дисгармоничным развитием; · пониженной обучаемостью и работоспособностью; · имеют худшее, чем сверстники, каство приспособляемости (адаптации); · склонны к патологическим реакциям на перегрузки; § Индивидуально-психологическое их отличие oт обычных детей проявляется: · в темпах морфологического и функционального созревания организма · в физиологических особенностях (выносливость, работоспособность организма, состояние организма) · в нервно-психических характеристиках (повышенная тревожность, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, склонность к негативизму, болезненная реакция на несправедливость)(5,33). В основе школьной дезадаптации детей «группы риска» лежат следующие причины: •нарушение экологического равновесия, •физические эмоциональные перегрузки, •низкая культура семейного воспитания и кризис совершенной семьи, •несовершенство дошкольного воспитания, •недостатки медицинского обслуживания.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |