Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы и причины неуспеваемости и школьной дезадаптации учащихся




 

Психолого- педагогические факторы школьной дезадаптации необходимо искать в причинах, снижающих референтную значимость школы. В зависимости от степени отчуждения и глубины деформации выделяют две стадии социальной дезадаптации * педагогическая запущенность, которая характеризуется утратой значимости и отчуждением от школы как института социализации при сохране­нии высокой референтноси семьи, * социальная запущенность характеризуется тем, что наряду со школой ребенок отчуждается и от семьи, теряет связь с основными институтами социализации. Отчуждение от школы и утрата ее влияния - значительно более распространенное явление среди дезадаптированных учащих­ся, чем утрата влияния семьи.

§ Факторы школьного психолого-педагогического риска, как правило, проявляются в затруднениях в учебной деятельности, которая опосредствует всю систему отношений учащегося с учителями, с одноклассниками и в значительной степени с родителями.

· Часть учащихся испытывает затруднения в усвоении учебных программ уже с первого класса в связи с неготовностью к школьному обучению. (По дан­ным Г.Ф. Кумариной 25% поступающих в школу учащихся нуждаются в допол­нительном коррекционном режиме обучения по разным причинам: несколько сниженный, в пределах крайней нормы интеллект, * слабая организация некото­рых психических процессов: * неразвитость произвольного внимания, памяти, восприятия, речевые нарушения, * информированность мыслительных навыков и приемов учебной деятельности, * ослабленная психосоматика, аутизм, либо напротив, * расторможенность и т. д.).

Отчуждение от шкоды, в связи со школьными неуспехами, проходит, часть учащихся, психическое развитие которых не обнаруживает каких либо заметных дефектов. Причины низкой школьной успеваемости здесь чаще всей кроются •в слабой познавательной мотивации, утрате интереса к учебной дея­тельности, •в конфликтных отношениях, складывающихся с учителями, одноклассниками.

Факторы, способные стать причиной школьной неуспеваемости:

• Недостатки в подготовке ребёнка к школе, социально-педагогическая запу­щенность.

• Длительная и массивная психическая депривация (психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможности удовлетворе­ния основных психических потребностей).

• Соматическая ослабленность ребёнка (соматика - человеческое тело, общая физическая ослабленность).

• Нарушение отдельных психофизических функции и познавательных процес­сов.

• Hapyшение формирования так называемых школьных навыков. (Дислексия -нарушение чтения, дисграфия -нарушение письма, дислалия - нарушение произ­ношения звуков и их сочетания, дискалькулия - нарушение навыков счета).

• Двигательные нарушения.

• Эмоциональные расстройства (4,11).

В рамках концепции «предболезни» (Р. Т. Баевский, 1979, Н. С. Смирнов, 1981, С. Б. Семичев, 1981) дезадаптация рассматривается как переходное, предпатологическое состояние, главной отличительной чертой которого является отсут­ствие отчётливых основании для постановки нозологического диагноза (нозоло­гия - греч. nosos, болезнь - раздел патологии, изучающий сущность и характер течения отдельной болезни) т.е. «группа риска».

Ø Дети «группы риска» - это дети, по состоянию здоровья, развитию физиологических и психических функции, находятся в пограничной области между нормой и патологией. Это здоровые (не больные), в собственном смысле этого слова, дети. (Кумарина Г. Ф.).

В силу физической и психической ослабленности, психосоциальной запущенности они характеризуются:

· дисгармоничным развитием;

· пониженной обучаемостью и работоспособностью;

· имеют худшее, чем сверстники, каство приспособляемости (адаптации);

· склонны к патологическим реакциям на перегрузки;

§ Индивидуально-психологическое их отличие oт обычных детей проявляется:

· в темпах морфологического и функционального созревания организма

· в физиологических особенностях (выносливость, работоспособность организма, состояние организма)

· в нервно-психических характеристиках (повышенная тревожность, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, склонность к негативизму, болезненная реакция на несправедливость)(5,33).

В основе школьной дезадаптации детей «группы риска» лежат следующие причи­ны:

•нарушение экологического равновесия, •физические эмоциональные перегруз­ки, •низкая культура семейного воспитания и кризис совершенной семьи, •несо­вершенство дошкольного воспитания, •недостатки медицинского обслуживания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.