Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный бюджет и его роль в формировании финансовых ресурсов




Финансы общественных организаций и некоммерческих учреждений

В. Финансовый аппарат, в которыйвключаются республиканские и местные органы управления финансами, являющиеся частью государственного аппарата и действующие от имени государства в соответствии с его финансовой политикой.

Структура финансовой системы Республики Беларусь представлена на рисунке.

Централизованные финансы
1. Хозяйствующих субъектов: Производственной сферы Непроизводственной сферы 2. Домашних хозяйств: Граждан Индивидуальных предпринимателей 3. Некоммерческих организаций
Финансовая система РБ

Наиболее значительная часть централизованных финансовых ресурсов страны сосредоточена в государственном бюджете, который является главным инструментом финансового планирования, регулирования и контроля и основным элементом управления обществом и государством. Он представляет собой правительственный документ, отражающий приоритеты государственной экономической, политической и социальной стратегии.

Если рассматривать теоретическую сущность бюджета как экономической категории, то она отражает экономические отношения по поводу перераспределения и использования части ВВП и ЧНД, в результате которых происходит форсирование и использование централизованного фонда денежных средств в руках у государства.

С позиции теории финансов государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы, способом реализации финансовой политики государства и важнейшим инструментом его финансового механизма.

В финансовом механизме страны бюджет играет важнейшую роль как:

· политический инструмент для распределения ограниченных ресурсов общества между экономической и социальной сферами жизни;

· инструмент управления и администрирования для финансового обеспечения государственных программ, их планирования и оценки эффективности реализации;

· экономический инструмент для обеспечения экономического роста в результате рационального распределения доходов, стимулирования экономики, снижения инфляции и безработицы;

· инструмент учета и контроля государства над доходами и расходами общества в целом, а также отдельных сфер, отраслей, экономических субъектов.

Таким образом, госбюджет выполняет следующие функции финансового регулирования:

· перераспределение части ВВП и ЧНД на основе формирования бюджетных доходов;

· удовлетворение общественных потребностей путем финансирования расходов на госуправление, оборону, социальные программы, экономическое и политическое развитие страны.

При этом высокий уровень развития государства ведет к увеличению экономического потенциала и финансовых возможностей всех членов общества, что сказывается на росте их доходов и, соответственно, позволяет увеличивать доходы госбюджета и финансирование бюджетных расходов. Таким образом, материальной базой формирования бюджета является состояние экономики, а оно, в свою очередь, прямо зависит от эффективности воздействия бюджетных инструментов на социально-экономические процессы в обществе.

Сущность госбюджета в теоретических исследованиях рассматривается с различных позиций.

1. Бюджет как основное звено финансовой системы, в котором сосредоточена значительная часть общегосударственных финансовых ресурсов в виде централизованного денежного фонда страны.

2. Бюджет как главный финансовый план страны, в котором регламентируется движение значительной части централизованных финансовых ресурсов, отражающих состояние финансов

3. Бюджет как совокупность регламентированных государством экономических отношений между сферами и звеньями финансовой системы по поводу создания и использования бюджетных ресурсов.

Бюджетное устройство рассматривается как совокупность элементов, принципов построения и способов организации взаимодействия между различными видами бюджетов. Построение бюджетного устройства определяется действующим бюджетным законодательством.

Как правило, бюджетное устройство предполагает взаимодействие нескольких уровней бюджетов, основными из которых являются единый бюджет государства, бюджеты его субъектов и территориальные бюджеты административных районов.

Так, двухуровневое бюджетное устройство характерно для унитарных государств Франция, Япония, Великобритания, Беларусь) – республиканский и местные бюджеты, трехуровневое – для федеративных государств (США, Россия, ФРГ)- федеративный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты.

Центральным звеном бюджетного устройства является бюджетная система как совокупность бюджетов различных территориально-административных единиц и способов их взаимодействия между собой. В Республике Беларусь двухзвенная бюджетная система, в которую входит республиканский бюджет, включая бюджеты СЭЗ,

а также бюджеты органов местного самоуправления, такие как областные бюджеты и бюджет г. Минска, районные бюджеты, городские и районные в городах, сельские и поселковые бюджеты.

В бюджетную систему входит также межгосударственный бюджет Союза РБ и РФ. Доходы и расходы всех уровней бюджетной системы образуют консолидированный бюджет, который не утверждается в законодательном порядке, а составляется для анализа бюджетной системы в целом.

Наиболее важными в функционировании бюджетной системы являются финансовые взаимоотношения между вышестоящим и нижестоящими бюджетами. Вышестоящий бюджет – бюджет более крупной административно-территориальной единицы, в случае необходимости может оказывать финансовую помощь другим бюджетам путем предоставления им бюджетных ассигнований.

Д оходы государственного бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны..

Источники бюджета включают налоговые доходы, взносы на государственное социальное страхование, неналоговые доходы, источником которых является использование государственного имущества (земли, основных фондов, имущественных прав и т.д.)

С теоретической точки зрения расходы государственного бюджета выражают экономические отношения, возникающие в связи с распределением денежных средств государства и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам.

По влиянию на процесс общественного воспроизводства расходы можно рассматривать как текущие (финансирование органов власти и госуправления, бюджетных учреждений и т.п.) и капитальные ( инвестирование промышленности, ВЭД, социальной сферы). Структура бюджетных расходов составляется с учетом основных стратегических задач государства, поставленных Государственной Программой социально-экономического развития до 2010 года.

Баланс бюджета обеспечивается равновесием между суммами доходов и расходов бюджетов на всех уровнях бюджетной системы. В тех случаях, когда расходы бюджета превышают его доходы, возникает бюджетный дефицит, в противном случае имеет место профицит государственного бюджета. Значительный бюджетный дефицит ведет к росту государственного долга и вынуждает государство прибегать к денежно-кредитной эмиссии, что увеличивает инфляцию в стране. При этом национальный доход перераспределяется на непроизводительные расходы, обслуживание государственного долга, уплате процентов по кредитам и займам.

Для покрытия бюджетного дефицита используются внутренние займы у Центрального банка, АКБ, небанковского сектора, частных лиц – на основе государственных и муниципальных ценных бумаг, эмиссия кредитных денег и другие меры государственного заимствования, которые негативно влияют на экономку, ведут к сокращению спроса, оттоку денег из производственной сферы, инфляции. В таких случаях может предусматриваться секвестер бюджета – сокращение, ограничение или даже запрещение некоторых расходов. Внешние займы у других государств в виде иностранных кредитов требуют значительных средств на обслуживание государственного долга. Управление государственным долгом представляет собой совокупность мероприятий по его обслуживанию, определению условий размещения и погашения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.