Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Сегодня мы приступаем к изучению темы № 1, которая называется «Основы организации финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» и




 

Сегодня мы приступаем к изучению темы № 1, которая называется «Основы организации финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» и в течение 2-х часового лекционного занятия мы изучим:

-понятие финансово-экономического обеспечения боевой подготовки и хозяйственной деятельности казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, его цели, задачи и элементы;

-состав и функции финансово-экономических органов Вооруженных Сил Российской Федерации;

-централизованные финансово-экономические органы, формы их функционирования и возлагаемые на них задачи.

Всего на изучение темы № 1 учебным планом отводится: 2 часа лекционных занятий и 2 часа самостоятельная работа.

 

 

Вопрос № 1. Понятие финансово-экономического обеспечения боевой подготовки и хозяйственной деятельности воинской части (казенного учреждения МО РФ), его цели, задачи и элементы

 

Сегодня мы начинаем изучение нового блока учебной дисциплины «Военная подготовка», который называется «Финансы и бюджетный учет казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации». По сути этот блок вобрал в себя две военно-специальные дисциплины: «Финансово-экономическое обеспечение воинской части» и «Бюджетный учет и отчетность воинской части».

Всего на изучение второго блока планом ученого процесса предусмотрено 112 учебных часов.

Данной лекцией начинается изучение дисциплины «Финансово-экономическое обеспечение воинской части». Изучение этой дисциплины базируется на законодательной базе Российской Федерации с учетом особенностей, имеющих место в Министерстве обороны Российской Федерации.

Глубокая и качественная отработка всех учебных вопросов изучаемой дисциплины позволит вам в дальнейшем на высоком профессиональном уровне исполнять свои обязанности по должностному предназначению.

Финансовый аспект материального содержания армии- одна из обязательных, наиважнейших сторон государственной политики по защите Отечества. Известный русский ученый, профессор И.Х.Озеров небезосновательно утверждал, что «финансы являются могущественным фактором в экономической и политической жизни. В финансах мы находим ключ к пониманию истории».

В соответствии с Конституцией РФ одной из основных функций государства является национальная безопасность.

Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, является Президент Российской Федерации, а непосредственное руководство Вооруженными Силами осуществляет министр обороны РФ.

В условиях действия товарно-денежных отношений укомплектовать Вооруженные Силы личным составом, обеспечить их вооружением, военной техникой, другими материальными средствами, предоставить им необходимые услуги возможно при наличии соответствующих финансовых ресурсов. В Федеральном законе «Об обороне» определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнования средств Министерству обороны и другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.

В 2011 году на Министерство обороны Российской Федерации приходилось 92 % расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона», а в 2012 и 2013 годах по данному разделу, - 95 %. В структуре раздела основное место занимают расходы на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации: их доля в общем объеме расходов по разделу возрастет с 73 % в 2011 году до 78 % в 2013 году.

В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов приоритетной задачей в области национальной обороны является финансовое обеспечение Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы (ГПВ), которая предполагает комплексное переоснащение войск современными видами вооружения и военной техники начиная с 2011 года.

 

Министерство обороны разрабатывает предложения для включения потребностей Вооруженных Сил в бюджетных ассигнованиях в проекты перспективного финансового плана Российской Федерации и федерального бюджета на очередной финансовый год, активно участвует при рассмотрении проекта бюджета в Министерстве финансов Российской Федерации, в Правительстве Российской Федерации, в Государственной Думе Российской Федерации.

После рассмотрения в Государственной Думе в третьем чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Министерстве обороны начинается планирование использования бюджетных ассигнований, т.е. их внутрисистемное распределение между видами и родами войск Вооруженных Сил, военными округами (флотами) и т.д. После принятия закона о федеральном бюджете на соответствующий год до всех распорядителей и получателей средств федерального бюджета доводятся лимиты бюджетных обязательств на год.

В течение бюджетного года Министерство финансов финансирует Министерство обороны (доводит объемы финансирования).

При получении объемов финансирования от Министерства финансов в Министерстве обороны организуется финансирование (доведение объемов финансирования) видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов (флотов), объединений, соединений и воинских частей.

При наличии лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования начинается расходование бюджетных средств.

Во всей структуре Министерства обороны возникает необходимость учитывать денежные средства (лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования), осуществлять контроль за их использованием, отчитываться за них, а в низовом звене, кроме того, получать и хранить наличные деньги. Совокупность всех этих работ объединяется в понятии финансовое обеспечение.

Финансово-экономическое обеспечение в Вооруженных Силах – система мероприятий, организуемых и проводимых в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей войск (сил) в денежных средствах.

Элементы финансово-экономического обеспечения:

1. Финансовое планирование и финансирование.

2. Истребование, получение и хранение денежных средств.

3. Экономное и строго целесообразное расходование денежных средств.

4. Бюджетный учет денежных средств.

5. Отчетность об израсходовании денежных средств.

6. Контроль за использованием денежных средств.

 

Финансово-экономическая служба в Вооруженных Силах – система органов, осуществляющих финансовое обеспечение войск (сил), а также финансирование мероприятий, проводимых по линии Министерства обороны.

Финансово-экономическая служба армии и флота имеет давнюю и богатую историю. Регулярное материальное и денежное обеспечение русского войска было организовано еще в XVI в. Различные приказы: Посольский (1549 г.), Разрядный (1-я половина XVI в.), Стрелецкий (1571 г.) и другие - ведали начислением и раздачей денежного содержания за ратную службу. Учреждение Указом Петра I от 18 февраля 1700 г. № 1766 должности генерал-комиссара и подчинение ему Особого приказа (который занимался денежным снабжением армии) были первым шагом в создании централизованной системы военного управления материальным и денежным обеспечением армии и флота. С этого времени началась деятельность специальных органов военного управления, занимавшихся материальным и финансовым обеспечением армии и флота.

На должность генерал-комиссара, первым был назначен Яков Федорович Долгоруков, или как тогда его называли в народе «ревнитель казны» – заслужил такое звание за честность и неподкупность. Он осмеливался возражать даже Петру I, если сталкивался с непродуманным решением. Известен случай, когда царь на глазах своих приближенных даже разорвал свой указ после получения объяснений о причинах непринятия его к исполнению Долгоруковым в том порядке, который предусматривался в указе царя.

Немного позже появилась Ревизион-коллегия, которая ведала всеми счетами расходов и доходов. В ее состав входили шесть департаментов, два из которых занимались проверкой документов военной коллегии. Именно им представляли «счетные выписки» с отчетом о том, сколько и куда было потрачено денег. Если у чиновников появлялись сомнения в законности трат, они могли потребовать на ревизию все книги и расходные документы. И если обнаруживались нарушения – меры, применяемые к растратчику, были самыми строгими, например ссылка в Сибирь или смертная казнь.

Крупные изменения в финансирование войск были внесены во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. изданным накануне войны «Положением о полевом управлении войск в военное время». Этим положением определялись финансовые права должностных лиц полевой армии и порядок финансового обеспечения войск, а также впервые включался материал о полевых казначействах и полевом контроле.

Немаловажным фактором являлось то положение, что все хозяйство полка, в том числе и финансовое, по существу было в полной зависимости от личности командира полка, что давало ему возможность решать вопросы расходования полковых сумм по собственному усмотрению.

Начало образования советской финансовой системы было положено 26 октября 1917 года решением 2-го Всероссийского съезда Советов о создании Народного комиссариата финансов республики. Первым народным комиссаром финансов был назначен И.И. Скворцов-Степанов, его заместителем – В.Р. Менжинский. Реально Наркомат финансов в составе нового правительства возглавил В.Р. Менжинский, который вскоре был назначен наркомом.

В начале декабря 1917 года Коллегией народных комиссаров по военным делам было принято решение об образовании Финансового отдела Народного комиссариата по военным делам, который 9 декабря 1917 года возглавил М.В. Лезгинцев. В январе 1918 года Финансовый отдел Народного комиссариата по военным делам взял под контроль финансирование фронтов кредитами военного фонда, а с февраля 1918 года – операции по текущим счетам всех довольствующих управлений Военного министерства.

В марте 1918 года все функции отдела финансов Всероссийской коллегии по организации и управлению Рабоче-крестьянской Красной Армии были переданы Финансовому отделу Народного комиссариата по военным делам.

Таким образом, к середине 1918 года обозначилась тенденция к централизации финансирования, которая пошла по пути концентрации ресурсов, предназначенных для фронтов, в одних руках, при сохранении смет в центральных довольствующих управлениях. Эти меры были очень важны в условиях недостатка денежных средств, попыток сорвать финансирование действующей армии со стороны враждебно настроенных работников в различных органах системы обеспечения. Финансирование же военных округов центральные управления проводили самостоятельно.

Следующим важным периодом для финансовой службы была Великая Отечественная война.

Всего за годы войны через финансовую службу НКО было израсходовано более 50% государственного бюджета. И то, что финансовая система государства выстояла, а конечные результаты этих огромных государственных расходов оказались, говоря сегодняшним языком, в высшей степени эффективными, является огромной заслугой военных финансистов.

За прошедший период финансово-экономическая служба непрерывно развивалась, а ее роль постоянно возрастала. Основные принципы организации финансового обеспечения, выработанные историческим опытом, действуют и сегодня в классификации расходов, планировании и нормировании, организации контроля и учета, системе денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и других вопросах.

Изменения в государственном и политическом строе, приоритетах государственного и военного строительства, достижения в экономическом развитии, военные успехи и неудачи России и другие исторические события оказывали непосредственное влияние на организацию и развитие финансового обеспечения армии и флота. Военная финансово-экономическая служба выдержала испытания временем и оказала большое влияние на развитие военной организации государства.

 

Органы финансово-экономической службы в зависимости от подчиненности и выполняемых функций подразделяются на:

распорядители средств (Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, управления финансового обеспечения по субъектам Российской Федерации, военные комиссариаты субъектов Российской Федерации);

финансово-экономические органы казенных учреждений (военно-медицинских учреждений, военно-учебных заведений), т.е. получателей бюджетных средств.

 

 

Вопрос № 2. Состав и функции финансово-экономических органов Вооруженных Сил Российской Федерации

 

Централизация финансового обеспечения военной организации в России была юридически определена в годы Гражданской войны. Постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. был создан новый орган военного управления - Революционный военный совет Республики (РВСР). Приказом РВСР от 22 октября 1918 г[1]. №135 был учрежден Финансовый отдел при РВСР общей численностью 161 человек, который возглавил М.В. Лезгинцев.

Неоднократно менялись названия, и уточнялась структура этого финансового органа в связи с изменением задач, обусловленных реорганизацией военного ведомства и условий деятельности:

апрель 1921 г. - Военно-финансовое управление Красной Армии;

июль 1921 г. - Главное военно-финансовое управление Красной Армии;

август 1923 г. - Финансовый отдел при Реввоенсовете Республики;

ноябрь 1923 г. - Финансовый отдел Реввоенсовета СССР;

март 1924 г. - Военно-финансовое управление РККА;

декабрь 1927 г. - Финансово-плановое управление РККА;

июль 1928 г. - Центральное военно-финансовое управление Реввоенсовета СССР;

март 1931 г. - Финансово-плановое управление РККА;

июнь 1931 г. - Финансовое управление РККА;

июнь 1934 г. - Финансовый отдел при Наркомате обороны СССР;

сентябрь 1940 г. - Финансовое управление при Наркомате обороны СССР;

июнь 1943 г. - Финансовое управление Красной Армии;

июль 1946 г. - Финансовое управление Министерства Вооруженных сил СССР;

февраль 1950 г. - Финансовое управление Военного министерства СССР;

март 1953 г. - Финансовое управление Министерства обороны СССР;

май 1955 г. - Центральное финансовое управление Министерства обороны СССР (ЦФУ МО РФ);

октябрь 1991 г. - Центральное финансовое управление Объединенных Вооруженных сил Содружества Независимых Государств;

март 1992 г. - Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации (ГУВБиФ МО РФ);

октябрь 2001 г. - Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации (Глав ФЭУ МО РФ).

январь 2004 г. образована Служба экономики и финансов МО РФ (приказ МО РФ от 05.01.05 № 10).

Основное предназначение Службы экономики и финансов МО РФ - реализация в Вооруженных Силах экономической политики государства и единой государственной и финансовой политики, организация финансового обеспечения строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил, руководство финансово-экономической деятельностью, организация решения задач материального и социального обеспечения военнослужащих, ветеранов Вооруженных Сил, членов их семей и гражданского персонала.

Основной и главной задачей Службы экономики и финансов на современном этапе, как и за всю историю деятельности финансовых органов в составе Российской армии, являлось своевременное обеспечение потребностей войск и сил в соответствующих бюджетных ассигнованиях с учетом необходимости их экономного и эффективного использования.

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации Служба в установленном порядке осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета.

Задача финансового обеспечения войск и сил решается через нижестоящие финансово-экономические органы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.