Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетные правоотношения и субъекты бюджетного права

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и местного самоуправления, принято называть бюджетными. Бюджетные правоотношения, будучи одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению, но имеют и свои особенности. Все бюджетные отношения делятся на две основные группы:

1-я группа — отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2-я группа — отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля их исполнения, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Характерной особенностью бюджетного правоотношения является то, что оно, как правило, устанавливается и длится в течение финансового года или планового периода. Однако это не исключает возможность возникновения нового правоотношения по тем же, что и ранее, объектам и между теми же субъектами. В некоторых случаях правоотношения могут носить длительный характер, например в отношении капитальных расходов, включенных в бюджет развития, в отношении погашения государственных долговых обязательств и др. Специфика бюджетных правоотношений проявляется и в императивном методе их регулирования, поскольку государство уделяет особое внимание формированию, распределению и использованию бюджетных фондов, хотя в некоторых случаях используется и диспозитивный метод, например в системе отношений по формированию доходов и определению направлений расходов бюджета. В то же время данные правоотношения носят ярко выраженный материальный (1-я группа) и процессуальный (2-я группа) характер.

К бюджетным относятся также правоотношения, устанавливающие правовой статус участников бюджетного процесса, порядок и условия их привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Особым видом бюджетных правоотношений являются межбюджетные отношения, которые возникают между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию средств бюджетов всех уровней именуются субъектами бюджетного права. В круг субъектов бюджетного права Российской Федерации входят:

1) государства, государственные и административно-территориальные образования:

- Российская Федерация;

-субъекты Российской Федерации — республики, края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт- Петербург;

- местные административно-территориальные образования —

города, районы, села, поселки;

2) государственные и местные органы власти:

- законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления;

-исполнительные органы власти и местного самоуправления;

3) государственные юридические лица и иные хозяйствующие

субъекты:

-бюджетные учреждения;

-государственные унитарные предприятия;

- муниципальные унитарные предприятия.

Субъект бюджетного правоотношения либо участвует в распределении доходов и расходов между бюджетами разных уровней, либо является участником бюджетного процесса, либо получает из бюджета денежные средства в форме финансирования или кредитования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Источники бюджетного права | Тема 9. Бюджетный процесс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.