Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические приоритеты и цели в новых экономических условиях




Лекция 14. Стратегия устойчивого человеческого развития и экологическая политика переходного периода

Тема 5. Стратегия устойчивого человеческого развития и экологическая политика переходного периода

 

 

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

стратегия социально-экономического развития Республики Беларусь; устойчивое развитие; экологическая политика; приватизация; экологические товары и услуги.

 

Государственная экологическая политика находится в прямой зависимости от общей экономической модели страны. Длительный кризис в экономике Республики Беларусь, который особенно остро проявился, начиная с 1991 г. в результате дезинтеграционных процессов, отрицательно сказался на уровне и качестве жизни населения. Преодоление кризиса потребовало прежде всего определения стратегических целей и тактических направлений дальнейшего социально-экономического развития государства.

Стратегией социально-экономического развития Республики Беларусь, определенной государственными программными документами, является поэтапное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальной специфики для повышения жизненного уровня населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании. Основной целью государственной политики является обеспечение устойчивого человеческого развития, которое базируется на экономике, сочетающейся с принципами экологической безопасности и социальной справедливости в демократическом обществе.

Как известно, двигателем человеческого развития является экономический рост, без которого не может быть поступательного роста потребления, капитала, повышения благосостояния и социальной защищенности. Тем не менее экономический рост не может быть самоцелью; он должен обеспечивать улучшение качества жизни, полную занятость, сокращение нищеты, совершенствование характера распределения доходов, сохранение среды обитания. Рост должен быть поступательным и устойчивым. Источником ресурсов для развития служит природная среда. Ее состояние является важным критерием процесса развития. Современная цивилизация основана на принципе покорения природы. Но цивилизация “покорения природы”, имеет жестко заданные временные границы развития, охватывающие интервал времени, в течение которого исчерпывается восстановительная способность природных комплексов. Выйдя на этот рубеж, цивилизация вползает в экологический кризис, усугубление и глобализация которого ведут к угасанию самой цивилизации.

Осознав это, человечество ищет пути перехода к цивилизации нового типа — цивилизации равновесного природопользования, где антропогенное воздействие на природу будет приведено в соответствие со способностью природных систем нести эту нагрузку.

Начало широким международным обсуждениям проблем развития и сохранения при этом среды обитания положила Конференция по охране окружающей среды, созванная в 1972 г. ЮНЕСКО в
г. Стокгольме. В 1987 г. Комиссия ООН по окружающей среде и развитию (Комиссия Г.Х.Брундтланд) в своем докладе “Наше общее будущее” поставила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, выработки новых ориентиров, основанных на концепции перехода к устойчивому развитию. Под устойчивым понимается развитие общества, при котором удовлетворение его потребностей осуществляется с условием экологических ограничений, без отрицательных последствий для будущих поколений.

Речь идет о таком развитии экономики, которое обеспечивает рост благосостояния, условий труда и жизни настоящего и будущих поколений при сохранении динамического равновесия между всеми компонентами биосферы, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов, широком вовлечении в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.

Дальнейшее развитие идеи устойчивого развития получили на Конференции ООН по окружающей среде и развитию на уровне глав государств и правительств в Рио-де-Жанейро (1992 г.), которая призвала к скорейшему принятию всеми странами стратегии, базирующейся на концепции устойчивого развития. Такое развитие требует структурной, технологической, институциональной перестройки, которая соответствовала бы пересмотру ценностных установок общества для исполнения требований конференции.

Модель устойчивого развития весьма актуальна для нашей страны, экономика которой долгое время была частью единого народнохозяйственного комплекса СССР, ориентировалась, в основном, на бывший союзный рынок и зависела от поставок сырья, энергоносителей и других важных производственных ресурсов из других республик, поэтому распад СССР отрицательно сказался на стабильности развития Беларуси. Кроме того, широкое развитие промышленности (химической, нефтехимии, машиностроения и др.), базирующейся в основном на устаревших многоотходных технологиях, наличие большого количества животноводческих комплексов, сбрасывающих свои отходы в окружающую среду, радиационное загрязнение более 1/5 территории республики после чернобыльской катастрофы до предела осложнили экологическую ситуацию в Беларуси. Это и предопределило широкое признание у нас идеи устойчивого развития и неотложную потребность разработки Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР).

НСУР была разработана в целях обеспечения эффективного участия страны в решении вопросов устойчивого социально-экономического развития в рамках мирового хозяйства исходя из рекомендаций и принципов, изложенных в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). НСУР Республики Беларусь рассматривалась на Международной конференции по устойчивому развитию стран с переходной экономикой (г. Минск, апрель 1997 г.), в которой участвовали представители Секретариата ООН, ЮНЕП, ОБСЕ, ВОЗ, МАГАТЭ и других международных организаций, и получила положительную оценку.

НСУР разработана на период до 2010 г. и предполагается, что она должна входить в систему прогнозных и плановых документов социально-экономического развития на долгосрочную перспективу и разрабатываться каждые 5 лет на 15-летний период. Стратегия представляет собой комплекс научно-обоснованных направлений по решению общенацио-нальных экономических, социальных, экологических проблем, тесно взаимосвязанных с мировым развитием; содержит рекомендации правительству, неправительственным структурам и общественным организациям, которые должны учитываться при принятии и реализации решений. Безусловно, НСУР имеет большую научную и практическую ценность как программный документ, разработанный ведущими учеными и специалистами республики.

Среди важнейших компонентов и принципов устойчивого развития в НСУР выделен экологический императив * в развитии народного хозяйства. Он предполагает повышение роли экологической политики государства, что обусловлено взаимозависимостью экономического благосостояния и экологического благополучия общества. Экологическую политику мы рассматриваем как своеобразный свод правил создания согласованной системы управленческих решений в сфере природопользования. Экологическая политика в интересах устойчивого социально-экономического развития требует решения следующих отмеченных в НСУР задач:

включения экологического императива в структурно-инвестиционную политику, переход производства к стратегии качественного роста под экологическим контролем;

последовательной экологизации всех звеньев общественного производства на основе поэтапного перевода промышленности на малоотходные технологии и комплексные безотходные производства, ориентированные на качественное социально-технологическое преобразование современного общества;

совершенствования хозяйственного механизма природопользования, предусматривающего отказ от затратного подхода, переход к биосферносовместимому природо-пользованию, расширение системы платности использования всех природных ресурсов и загрязнения окружающей среды;

создания механизма приоритетного финансирования важнейших природоохранных мероприятий;

осуществления экологически обоснованного размещения и развития производительных сил с учетом возможностей природно-ресурсного и ассимиляционного потенциала окружающей среды;

обеспечения условий для формирования рынка экотехники, экотехнологий и экоуслуг;

усиления правовой ответственности и экономических санкций за природоохранные нарушения;

реализации комплекса мер по реабилитации радиационно загрязненных территорий, максимального снижения вредного воздействия на природную среду и население последствий чернобыльской катастрофы, включая организационно-технические мероприятия и меры социальной направленности;

повышения уровня экологического образования и воспитания населения;

обеспечения полной гласности, доступности информации о состоянии окружающей среды, оперативного и объективного оповещения населения об экологически опасных ситуациях и др.

Важнейшим средством реализации экологической политики являются институциональные преобразования с целью создания эффективных рыночных структур, формирование нового правового и экономического механизма регулирования экологической сферы. Эти преобразования предполагают необходимость осуществления следующих мероприятий:

совершенствования природоохранного законодательства, системы экологических стандартов, норм и требований, регламентирующих природопользование при экологическом реформировании с последующим переходом на международные стандарты как необходимое условие вхождения Беларуси в мировую экономику и международную систему обеспечения экологической безопасности;

экономического стимулирования средствами государственной налоговой, кредитной и ценовой политики ресурсо- и энергосбережения, внедрения экологичной техники и технологии;

обеспечения экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения всех программ и проектов хозяйственной и иной деятельности;

формирования рынка труда, экологических работ и услуг, развития предпринимательства в экологической сфере;

создания гарантий возмещения предприятиями, организациями и частными лицами экономического ущерба от загрязнения окружающей среды;

содействия использованию технической и финансовой помощи международных организаций, иностранных инвестиций в практическом решении экологических проблем;

формирования кадрового потенциала, способного на практике реализовать задачи экологической политики.

Одним из условий экономического роста как фактора устойчивого развития является достижение финансовой стабильности на макроэкономическом уровне, наличие достаточных внутренних и привлеченных извне финансовых ресурсов, а также механизм аккумулирования и использования этих средств на наиболее эффективных направлениях.

Расширение экономических возможностей субъектов хозяйствования и управления создает необходимые предпосылки для формирования механизма эколого-экономического регулирования, которое претерпевает измене-ния от преимущественного использования административных методов управления природопользования к расширению сферы применения экономических методов. Эта тенденция будет, как подчеркнуто в НУСР, развиваться по мере усиления экономической стабилизации в стране. В целом экономический механизм природопользования должен включать следующие направления:

экономическое стимулирование рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды посредством налоговых, кредитных и других льгот, совершенствование экологического налогообложения;

формирование особого рынка прав и разрешений на техногенные загрязнения;

организация бирж отходов;

создание экологических банков, осуществляющих прием вкладов в виде “излишков сокращений выбросов”;

введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической надежности природопользователя;

осуществление страхования экологического риска и т. д.

Таким образом, по мере экономической стабилизации НСУР предполагает освоение механизмов рыночного регулирования экологической сферы. Наряду с нормативно-правовыми подходами предусматривается развитие экопредпринимательства, рынка экологических работ и услуг, экоаудита и консалтинга, экострахования и т.п.

Ключевым направлением реализации стратегии устойчивого развития, отмечается в НСУР, должно стать прогрессивное изменение отраслевой структуры экономики в сторону снижения удельного веса материало- и энергоемких отраслей индустрии, преобразование производственной базы в отраслях-загрязнителях путем перехода на экологически чистые технологические процессы. Предполагается также реструктуризация и санация предприятий с учетом экологического фактора, переход на международные стандарты технологических процессов, производимой продукции, что обеспечит включение Беларуси в мировую экономику и систему международной экологической безопасности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.