КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни
Еще в прошлом веке В. Гумбольт высказал мысль о том, что придет время, когда люди будут расценивать многие болезни как следствие бескультурья, а поэтому болеть будет стыдно. К сожалению, это время еще не наступило, по крайней мере у нас в стране. Вместе с тем практика жизни в высокоразвитых странах Европы и Америки свидетельствует о понимании большинством населения важности содействия этому. Не случайно в этих странах наблюдается своеобразный «физкультурный бум», когда до 80% населения систематически используют физические упражнения с целью оптимизации состояния своего организма. В России эта цифра не достигает и 10%. В этом и проявляется главное негативное следствие низкого уровня общей культуры, слабости традиций самостоятельных занятий, отсутствие навыков организации таких занятий. Психолого-педагогические механизмы актуализации физического самовоспитания студента связаны с представлениями: ● о самоопределении как процессе и результате выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах социальной жизни; ● о физическом самовоспитании как процессе, в результате которого происходит осознание студентом собственных социально значимых физических способностей, адекватное и активное проявление их в учебно-познавательной деятельности, в мышлении и общении, при овладении опытом физической культуры с учетом требований, которые предъявляются к студенту в процессе реализации программы по физической культуре в вузах. Физическое самовоспитание понимается как процесс сознательной и планомерной работы над собой. Физическое воспитание и образование не дадут положительных результатов на длительное время, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание закрепляет приобретаемые в физическом воспитании практические умения и навыки. Процесс физического самовоспитания включает в себя три основных этапа. Первый этап связан с самопознанием собственной личности, где выделяются ее положительные физические и психические качества, а также отрицательные стороны, которые нужно преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к себе. К методам самопознания можно отнести самоанализ, самонаблюдение и самооценку. Самоанализ помогает выяснить причину поступка и определить способ преодоления нежелательного действия в следующий раз. Самонаблюдение – уникальный метод самопознания, оно помогает наблюдать на основе выделенных критериев за качествами и свойствами личности. Самооценка тесно связана со степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Если самооценка занижена, то это способствует развитию неуверенности в себе, что, в свою очередь, ограничивает жизненные перспективы. Если она адекватная, то имеет место наличие четких критериев поведения и действий. Первый этап завершается решением начать работу над собой.
На втором этапе определяются цель и программа самовоспитания, а отсюда и личный план. Цель, как правило, носит долговременный характер. Примерная программа может быть представлена следующим образом. Цель – формирование физической культуры личности, которая позволяет соединить социальное и биологическое в развитии человека. Задачи деятельности: 1. Включение в ЗОЖ и укрепление здоровья. 2. Активизация познавательной и физкультурно-спортивной практической деятельности.
3. Формирование нравственно-волевых качеств личности. 4. Овладение основами методики физического самовоспитания. 5. Совершенствование физического развития и физической подготовленности в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности. На основе программы формируется личный план самовоспитания. Третий этап связан с практическим осуществлением этого плана. Он основывается на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. На этом этапе подключаются методы самоуправления, к которым можно отнести самовнушение, самоубеждение, самоконтроль, самоотчет и т. д. Этот этап сопровождается ведением дневника самоконтроля. Заполнение его является своего рода отчетом за свои поступки, помогает лучше понять, от каких недостатков необходимо избавиться в первую очередь, какие вносить изменения в личный план работы над собой.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |