Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дивизиональные структуры




В условиях крупных фирм, выпускающих разнообразную продукцию, использующих сложную технологию, действующих в меняющейся внешней среде наиболее целесообразна дивизиональная организационная структура (рис. 4.4), в соответствии с которой деление организации на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг, группам покупателей и географическим регионам.

Протекающий процесс децентрализации управления в рамках линейно-функциональной структуры приводит к тому, что права и ответственность более углублённо разделяются между разными органами, руководящими техническими разработками, закупками сырья, производством, сбытом и т.д.

Рис. 4.4. Дивизиональная структура управления

К этому типу структур относятся те, которые сформированы либо по продуктовому, либо по территориальному признаку Подобные структуры используют крупные диверсифицированные корпорации, выпускающие широкую номенклатуру продукции для различных рынков. Наиболее типичная для них – продуктовая структура управления, при которой центральной штаб-квартире организации подчиняются специализированные по видам продукции отделения с самостоятельной хозяйственной деятельностью (рис. 4.5).

 

Отделение 1 (продукт А1)
Продуктовая группа А

 

Рис. 4.5. Продуктовая структура управления

 

Дивизиональная форма может рассматриваться как соединение оргнанизационных звеньев, обслуживающих определённый рынок и управляемых централизованно. Логика дивизиональнолй формы заключается в сочетании автономности подразделений с центрально контролируемым процессом распределения ресурсов и оценки результатов.

Известно, что предприятия, переходящие на продуктовый тип структурного построения, первоначально были функционально организованы. С расширением организаций руководители подразделений сталкивались с проблемами роста масштабов. Деятельность руководителя становилась всё более комплексной и сложной, а диапазон управления ограничивал его возможности по увеличению количества непосредственно подчинённых более низкого уровня. Структурная реорганизация на основе продукта стала рассматриваться как выход из создавшегося положения. Такой подход допускает делегирование высшим управленческим звеном обширных полномочий по руководству производственной, сбытовой, вспомогательной и инженерной деятельностью, связанной с изготовлением конкретного продукта или ассортимента продукта.

Продукт является важным признаком для структурного деления, поскольку в этом случае создаются условия для использования специализированных средств производства, облегчается координация, допускается максимально широкое использование индивидуальных способностей и специальных знаний. Структуризация по продукту становится объективно оправданной, если для предприятия важно координировать различные виды деятельности, связанные с производством какого-либо продукта. За счёт такой структуризации достигается большая согласованность действий и улучшается обслуживание клиентуры.

Структурное деление по территориальному принципу – довольно распространённый метод структуризации физически распределённых предприятий (рис. 4.6). Все виды деятельности предприятия на данной территории группируются и подчиняются его высшему руководителю.

 

Рис. 4.6. Региональная организационная структура

 

Территориальная структуризация особенно привлекательна для больших фирм или предприятий, деятельность которых физически или пространственно диверсифицирована. Фирмы прибегают к данной форме в том случае, когда аналогичные деловые операции проводятся в различных географических регионах.

Территориальная структуризация целесообразна, когда её цель заключается как в поощрении участия локальных звеньев в процессе принятия решений, так и в экономии средств, достигаемый за счёт локализации коммерческих операций предприятия. Экономические причины выбора территориального принципа структуризации связаны с издержками. Выбор района для размещения предприятий может быть сделан исходя из стремления снизить транспортные расходы.

Преимущества территориальной организации сбытовой деятельности заключаются в основном в экономии средств и в высокой эффективности работы. Персонал меньше тратит времени на передвижение, лучше знает потребности покупателей. В крупных диверсифицированных компаниях появляются дивизиональные структуры смешанного типа, сочетающие как продуктовый, так и территориальный принципы построения (рис. 4.7).

 

Рис. 4.7. Смешанная дивизиональная структура управления

Описанные выше структуры относятся к классу традиционных структур. В настоящее время появилось много структур принципиально иного типа, построенных на идеях «внутреннего рынка», реинжиниринга. Описание таких структур приводится в разделе 6, более подробно излагаются в курсе «Теория организаций».

Задание: Приведите примеры дивизиональных структур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.