Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности осмотра места происшествия




Вопрос 3.

Вывод по 2 вопросу.

1. Осмотр места происшествия – неотложное следственное действие, которое состоит в непосредственном изучении и фиксации следователем обстановки места происшествия, находящихся на нем следов и иных объектов в целях получения фактических данных, имеющих значение для дела.

2. Этапы осмотра места происшествия: подготовительный этап (стадия до выезда и стадия по прибытии на место происшествия); рабочий этап (стадии статического и динамического осмотра); заключительный этап.

В психологическом аспекте осмотр места происшествия — это непосредственное восприятие обстановки следователем и другими участниками следственного действия (работниками органа дознания, экспертами, специалистами, понятыми). В связи с тем, что содержанием осмотра места происшествия является непосредственное восприятие, его эффективность в значительной степени будет определяться проявлением у следователя определенных психологических процессов, состояний, свойств и качеств. Вместе с тем, осмотр места происшествия — это и решение сле­дователем сложнейших мыслительных задач. Действительно, следователь не просто воспринимает обстановку места происшествия, а одновременно задает себе и пытается ответить на множество вопросов: что здесь произошло, кто мог совершить преступление, какими мотивами руководствовался правонарушитель, где и какие следы должны были остаться, какая причинная связь между различными изменениями в материальной обстановке, куда мог скрыться преступник и какие немедленные меры требуется предпринять для его розыска и задержания, какие технические средства следует иметь для обнаружения, фиксации следов, иных вещественных доказательств и т. д. При этом следователь неизбежно выдвигает и стремится в ходе осмотра проверить разнообразные предположения, гипотезы, версии. Разумеется, на первоначальном этапе расследования многие из них носят самый предварительный, рабочий характер, могут отклоняться, сменять друг друга в процессе осмотра.

Психологической особенностью осмотра места происшествия является и неопределенность следственной ситуации, которая зачастую свойственна началу этого следственного действия. Она заключается в неясности того, что произошло: преступление, несчастный случай, если преступление, то какое, кто мог его совершить, каковы мотивы этих действий и т. д.

Важная особенность следственного осмотра, как уже не раз отмечалось выше, — его неотложный характер. В отличие от многих других первоначальных следственных действий, осмотр места происшествия должен быть проведен в полном смысле этого слова немедленно. Всякая отсрочка может привести, например, к изменениям обстановки, утрате следов, к тому, что преступник скроется, очевидцы, свидетели забудут важные для дела обстоятельства. Поскольку в таких условиях следователь, как правило, не располагает достаточным временем для подготовки к осмотру, обдумывания его тактики, получения консультаций, он вынужден действовать очень быстро.

Вместе с тем следователь понимает, что любая его ошибка или оплошность, допущенная при осмотре места происшествия, зачастую неисправима, может привести к невосполнимой утрате доказательств. Все это порождает у следователя повышенное чувство ответственности, а у молодых, недостаточно опытных работников нередко возникает своеобразное состояние, которое можно определить как «страх ошибки». Оно выражается в излишнем волнении, растерянности, поспешности, снижении разумной активности, целенаправленности, приводит к неспособности правильно руководить действиями всех участников осмотра, осуществлять четкую мыслительную деятельность.

В то же время хорошо известно, что опытные, квалифицированные следователи в такой же сложной ситуации действуют на месте происшествия не только своевременно и быстро, но и целеустремленно, сосредоточенно, с необходимой устойчивостью внимания, наблюдательности, при полной активизации своей мыслительной деятельности, умело осуществляя руководство всем ходом осмотра. У таких следователей при проведении осмотра места происшествия происходит необходимая мобилизация всех духовных и физических сил.

Началу осмотра места происшествия предшествует значительная организационная деятельность следователя. Большое значение имеет относительное постоянство оперативных групп, хорошее знание всеми их участниками своих функций, налаженное и неоднократно проверенное в процессе профессиональной подготовки и практики взаимодействие.

Наиболее эффективно действует на месте происшествия такая группа, все участники которой понимают друг друга с полуслова, работают самостоятельно, не дожидаясь дополнительных указаний следователя. В этой связи особое значение приобретает соблюдение принципов комплектования оперативных групп. Весьма желательно при создании группы учитывать сочетание профессионального и жизненного опыта ее участников, их психологическую совместимость, понимаемую в данном случае как готовность взаимно сотрудничать, помогать друг другу, сохранять в любых ситуациях благожелательность, выдержку, самообладание, взаимное уважение, умение быстро преодолевать возникающие конфликты.

Современная психологическая наука располагает методами подбора так называемых малых групп, учитывая их внутреннюю совместимость. Предпосылкой такого подбора является наблюдение, изучение существующих в коллективе межличностных отношений, микрогрупп, сложившихся на основе деловых контактов, сотрудничества, взаимного уважения. Ученые отмечают, что психологическую совместимость и успех совместной деятельности обусловливают «общность идеологических взглядов: высокая мотивация и установка; оптимальные психофизиологические качества каждого участника; разнополярность индивидуально-психологических особенностей (возможность выделения лидера); высокая критичность к себе и терпимость к окружающим (высокая интеллигентность); полное доверие на основе жизненной зависимости; максимально возможная загруженность целенаправленной деятельностью; возможная степень уединения каждого из участников; определенность стоящей задачи и срока совместного существования».[3]

В этой связи можно порекомендовать руководителям ОВД, следственных подразделений комплектовать оперативные группы с учетом имеющихся научных рекомендаций, сочетая профессионально необходимые качества сотрудников, их психологическую совместимость, желание совместно работать, больше использовать для решения этих вопросов помощь штатных психологов.

На эффективность осмотра места происшествия немалое влияние оказывают испытываемые следователем состояния, обусловленные обстановкой, то есть так называемый психологический фон преступления. В подавляющем большинстве случаев следователь не остается равнодушным к тому, что он обнаруживает и воспринимает при осмотре места происшествия. Совершенное преступление, его последствия способны вызвать естественные для каждого человека чувства возмущения, негодования, отвращения; при осмотре места происшествия следователь может испытывать чувства сострадания, жалости к потерпевшему, членам его семьи; гнева, неприязни по отношению к исполнителю преступления, его соучастникам и пособникам. Соответствующие эмоциональные переживания могут быть вызваны видом трупа, ран, крови, повреждений и разрушений, слезами родственников потерпевшего и т. д.

Нужно иметь в виду, что психологический фон преступления спо­собен оказывать на следователя и положительное, и отрицательное воздействие. В первом случае испытываемые следователем чувства заставляют его еще более мобилизоваться, овладеть собой, подчинить все мысли и чувства достижению цели, максимально эффективно провести осмотр, вызывают решимость сделать все зависящее от него, чтобы раскрыть совершенное преступление, разыскать и изобличить преступника. Естественно, что такая психологическая готовность приводит к повышению у следователя активности, целеустремленности, сосредоточенности, настойчивости, решительности, внимания, стремления использовать все свои возможности для установления истины по делу.

С другой стороны, психологическая неподготовленность следователя к осмотру, отсутствие необходимого опыта в его организации и проведении, неумение управлять своими психическими процессами приводят к тому, что психологический фон преступления оказывает на него отрицательное воздействие. Оно может проявляться в неумении следователя снять или хотя бы уменьшить излишнее нервное возбуждение, напряженность, преодолеть возникающие стрессовые состояния, неуверенность, дезорганизованность, растерянность, подавленность, безразличие, вялость, разбросанность мышления. Анализ следственной практики свидетельствует о том, что подобного рода психологические состояния являются одной из причин поверхностных, формальных, непродуманных, с ошибками и упущениями выполненных осмотров мест происшествий. Представляется, что для повышения уровня специальной психологической подготовки следователей целесообразно использовать кратковременные стажировки в дежурных частях, травматологических, патологоанатомических, психиатрических, наркологических отделениях больниц. Все это будет способствовать воспитанию у следователей необходимой психологической закалки, устойчивости.

Осмотр места происшествия относится к тем следственным действиям, при проведении которых следователь действует публично, в присутствии других людей. Это всегда требует определенной психологической подготовки, в частности умения сосредоточиться, сохранять устойчивость, концентрированность и переключаемость внимания, руководить действиями участников осмотра, поддерживать необходимую дисциплину, атмосферу сотрудничества. Внешними факторами осмотра места происшествия, способными в случае недостаточной подготовленности следователя оказывать отрицательное психологическое воздействие, являются неблагоприятные условия осмотра: холод, жара, дождь, снег, туман, плохая видимость, слишком большая или, наоборот, малая площадь места происшествия.

Эффективность осмотра в значительной степени обусловлена наличием у следователя глубоких криминалистических знаний. На месте происшествия следователь встречается с многообразием предметов, явлений, фактов, которые содержат значительный объем разнообразной информации. Следователь просто не в состоянии всю ее одновременно воспринять и оценить, да в этом и нет необходимости. Очевидно, только часть этой информации может иметь отношение к расследуемому событию. Отбор информации, выявленной на месте происшествия, проводится прежде всего с помощью криминалистических знаний следователя. Так, зная основные закономерности возникновения следов, характер наиболее типичных следов для различных видов преступлений (краж, убийств, разбойных нападений и пр.), следователь строит мысленные модели прошлого преступного события и, пользуясь такими моделями, ведет поиск следов преступления не путем сплошного восприятия и общей оценки всего того, что он застал на месте, не наугад, не случайно, а продуманно и целенаправленно.

В восприятии обстановки места происшествия существенная роль принадлежит также профессиональному (следственному) и жизненному опыту следователя. Опытный, со стажем работы следователь, как правило, быстрее ориентируется на месте происшествия, строит типичные модели случившегося, пользуется уже сложившейся программой поведения, ведет осмотр в определенной последовательности, неоднократно мысленно возвращается к своему прошлому опыту, ищет возможные аналогии, совпадения.

Восприятие следователя при осмотре места происшествия включает в себя работу практически всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и т. д. Значит, результат восприятия будет зависеть от психофизиологического состояния следователя. В этой связи можно сказать, что эффективность осмотра места происшествия прямо пропорциональна активности, целеустремленности, уверенности, сосредоточенности внимания, настойчивости, эмоциональной уравновешенности и психической выносливости следователя. В то же время отсутствие определенных позитивных качеств, неблагоприятное психофизиологическое состояние следователя: утомление, излишнее волнение, растерянность, неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, неорганизованность — все это отрицательно сказывается на результатах осмотра места происшествия. Очевидно, что при необходимости проведения осмотра места происшествия, особенно по наиболее общественно опасным, сложным уголовным делам, требуется учитывать указанные обстоятельства.

Профессиональный опыт хорошо дополняется личным, жизненным опытом следователя, позволяющим вернее осмыслить случившееся, разобраться в возможных мотивах преступления, прогнозировать дальнейшие события. В связи со значительным удельным весом молодых, с небольшим стажем работы следователей возникает вопрос о способах скорейшего приобретения ими необходимого профессионального опыта. Представляется, что это постоянная учеба, наставничество опытных следователей, обмен опытом на конференциях, совещаниях, семинарах, на страницах научных и учебно-методических изданий.

Успешность осмотра места происшествия в немалой степени зависит от криминалистической наблюдательности следователя, представляющей вид профессиональной наблюдательности. Она предполагает умение заметить и выделить такие изменения в окружающей обстановке, поведении людей, которые имеют или могут иметь отношение к событию преступления. Криминалистическая наблюдательность формируется в основном на базе общей, житейской наблюдательности человека (хотя возможны случаи, когда следователь, обладающий отличной криминалистической наблюдательностью, не способен проявить наблюдательность за пределами своей работы, в обычной жизни). В основе криминалистической наблюдательности лежит умение планомерно, целенаправленно воспринимать все, что имеет или, вполне вероятно, может иметь отношение к событию преступления; такая наблюдательность позволяет обнаруживать и выявлять самые незначительные и незаметные для лиц, не обладающих этим качеством, изменения в обстановке, следы. Изучение обнаруженного нередко позволяет выявить разнообразные причинные связи между этими изменениями, «следами» и преступным событием, действиями правонарушителя, его личностью.

Осмотр места происшествия является одним из наиболее трудоемких, зачастую длительных по времени следственных действий, требующих от следователя больших затрат нервных и физических сил. Поэтому большое значение приобретает психическая и физическая выносливость следователя. Однако решающая роль в процессе осмотра места происшествия принадлежит не столько органам чувств — сенсорному аппарату следователя, сколько его мыслительной деятельности. Необходимость всесторонней, объективной фиксации обстановки не исключает, а предполагает обязательное решение в процессе осмотра места происшествия множества быстро возникающих мыслительных задач, выдвижение и оценку разнообразных предположений, гипотез, версий, построение мысленных моделей случившегося. Именно такая сложная мыслительная деятельность следователя, основанная на правовых, криминалистических, психологических знаниях, профессиональном и жизненном опыте, использовании помощи экспертов, специалистов, других участников этого процессуального действия, на проявлении профессионально необходимых психологических качеств, делает осмотр места происшествия рациональным и эффективным. Такая мыслительная деятельность следователя позволяет определить связь конкретных обнаруженных объектов с расследуемым событием, выявить различные причинные зависимости между обнаруженными явлениями, негативные обстоятельства, выдвинуть версии, распознать возможные инсценировки.

При производстве осмотра места происшествия происходит сочетание сложнейших видов творческой, мыслительной деятельности с решением сложных задач в условиях недостаточной информации, с применением известных стандартных решений, использованием сложившихся умений, навыков, приемов, действий. К первым видам деятельности можно отнести выдвижение следователем разнообразных предположений, гипотез, версий о характере события, его мотивах, личности правонарушителя, попытки ответить на классические вопросы: что, кто, где, когда, почему? Решая такие задачи, следователь опирается на обнаруженные факты, явления, признаки, использует свои знания, профессиональный, жизненный опыт, способности, порой прибегает к интуитивным догадкам и предположе­ниям.[4] Второй вид деятельности складывается из совокупности организационных, технических, процессуальных, криминалистических решений и действий, например, когда требуется организовать охрану места происшествия, пригласить понятых, быстро и эффективно ликвидировать общественно-опасные последствия преступления (взрыва, пожара, крушения) и т. д.

В ходе осмотра места происшествия следователь вынужден конструировать мысленную модель прошлого события. Она дает возможность сделать целенаправленными процессы восприятия и наблюдения при осмотре места происшествия. Например, при осмотре предполагаемого (в соответствии с реальными обстоятельствами и мысленной моделью) места кражи следователь ищет следы преступника, орудий взлома, доказательства исчезновения денег, ценностей, вещей; при обнаружении трупа на проезжей части улицы — следы наезда транспортного средства, торможения и т. д. Однако было бы неправильным ограничиваться при осмотре места происшествия поиском следов, соответствующих мысленной модели. Так, в приведенном нами примере вовсе не исключено, что в первом случае имела место инсценировка кражи или другое преступление, а во втором — совершено умышленное убийство, и преступники бросили труп под колеса автотранспорта.

Психологический анализ, проводимый следователем в процессе осмотра места происшествия, позволяет сделать вывод о событии преступления, личности преступника, а также прослеживать объективно существующую причинную связь между результатом преступных действий и личностью правонарушителя. Эта связь может проявляться в виде и способе совершенного преступления, в определенных материальных изменениях обстановки места происшествия.

Место происшествия может содержать и некоторую информацию относительно многих особенностей личности преступника (физических, биологических, психологических). Так, информация, получаемая на месте происшествия, в ряде случаев дает возможность определить: 1) Пол преступника. Такая возможность появляется при анализе вида, способа совершенного преступления, объекта преступного посягательства. 2) Возраст преступника. Чаще всего эти сведения позволяют определить, взрослыми или несовершеннолетними правонарушителями совершено преступление. Ценную информацию о возрасте преступника можно получить путем анализа сведений о виде и характере совершенного преступления, обусловленных специфическим кругом интересов, потребностей, социальной направленности личности. 3) Проведенный при осмотре места происшествия анализ объекта посягательства, способов совершения и сокрытия преступления, создания инсценировок представляет также возможности для определения профессии, профессиональных навыков, знаний и умений преступников. Эта возможность обусловлена, в частности, тем, что профессиональные навыки, знания и умения реализуются в способе совершения преступления. 4) В обстановке места происшествия могут находить материализованное отражение и многие психологические качества, свойства, состояния преступника. Правда, здесь следует иметь в виду, что причинная связь между событием преступления и психологическими особенностями личности правонарушителя носит более сложный и многозначный характер, нежели те закономерности, о которых говорилось выше. Поэтому выводы и предположения следователя о таких искомых зависимостях должны быть осторожны, предварительны. 5) В преступлении могут также найти отражение черты характера преступника, например злобность, жадность, агрессивность, жестокость, а также его волевые качества: смелость, осторожность, трусость, решительность и т. д.

Психологический анализ, проводимый в процессе осмотра места происшествия, позволяет сделать вывод о мотиве совершенного преступления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.