Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая динамика развития традиционной народной культуры в современной социокультурной ситуации

Историческая динамика развития традиционной народной культуры в современной социокультурной ситуации. 4. Исторически сложившиеся формы фольклора: бытование и использование

Михайлова Н. Г. Народная культура в современных условиях: Учеб. пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. Н.Г. Михайлова. - М., 2000. - 219 с.

Стр. 119-127

 

Ориентация на традиционную народную культуру - заметная черта современного социокультурного процесса в целом. Как известно, в культуре разных народов и стран в XX в. прослеживаются две глобальные тенденции, находящиеся в оппозиции друг к другу. Одна из них определяется образованием неких единых эталонов универсальной и наднациональной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы, близкие всему человечеству (или значительной его части). Это широкий слой культуры и в основе его лежат общие мощные процессы интеграции.

Другая тенденция связана с не менее интенсивными процессами регионализации, национально-этнического возрождения культур и народов. В ней реализуется потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией, с ее прошлым, настоящим, будущим.

В данном случае важна вторая тенденция, пути ее реализации в современной отечественной культуре. Стремление к созданию и поддержанию своего имиджа характерно для разных народов, не исключая и тех, которые находятся на весьма высоких ступенях социального развития и приобщения к технологиям мировой цивилизации.

Пример из нашей действительности. Экспертный опрос, проведенный Ленинградским институтом культуры в начале 90-х годов в одной из центральных областей России, показал, что среди разных направлений культурно-досуговой деятельности, требующих первостепенного внимания и поддержки, первые места занимают - возрождение национальных традиций (90,5%) и защита окружающей среды (92,5 %), т.е. сохранение, поддержание, воссоздание культурной и природной среды, сформировавшейся на протяжении веков, экология в глобальном смысле слова.

В условиях современной России эти две указанные выше глобальные разнонаправленные тенденции приобретают свою специфику. В роли некоторой общей культурной модели на протяжении веков выступала унитарная культура государственно-социалистического типа, связанная не столько с естественной интеграцией, сколько с ассимиляцией, часто насильственной - вплоть до запрещения национальных языков, культурных и религиозных традиций, депортации целых народов. Поэтому отход от подобной модели сопряжен с особой социальной остротой процессов национально-этнического самоопределения народов России, а также регионализации. Оборонительно-охранительная национальная позиция порой превращается в агрессивно-националистическую, регионализм отдает сепаратизмом, а вся этнонациональная проблематика окрашивается самыми разными цветами спектра современной политической борьбы. Это неизбежно в условиях переходного периода. Вместе с тем очевидно, что подобный отход, пусть и принимающий порой уродливо-агрессивные формы - в условиях России неизбежный этап на пути восстановления естественных механизмов саморазвития культуры вообще и народной в частности.

Что же в традиционной народной культуре может и должно быть сохранено, поддержано, восстановлено и органично включено в социокультурную ситуацию сегодняшнего дня, а что составляет удел прошлого и должно стать предметом музеефикации как историческая память народа и общества? Проблем немало. Что, собственно, означает поддержание, восстановление традиций или отдельных ее элементов? Какими путями и чьими усилиями это должно быть достигнуто? Насколько пробуждение национального и этнического самосознания связано с возвращением к этнокультуре в социально-бытовой сфере? Или оно ограничивается просветительно-познавательным интересом общества к своему историческому прошлому, памяткам культуры, народной и книжной, и мало влияет на жизнеустройство представителей этноса в настоящем?

Очевидно, что элементы традиции в культуре в этих случаях будет существенно различаться; и различия эти важно ощущать и при анализе современного состояния народной культуры и при решении каких-то практических, культурных задач.

Здесь обсуждается круг вопросов применительно к той области народной культуры, которая по традиции называется народным творчеством, фольклором и ассоциируется преимущественно с художественной культурой, включая музыку, хореографию, словесное, визуально-пластическое искусство, театрально-игровые действа в разных жанровых формах. Все эти элементы в идеале или, вернее, в прошлом, для одних народов - далеком, для других - относительно близком, были объединены в некоторую целостную систему. В 90-х гг. XX в. они, как правило, существуют фрагментарно, как некоторые включения в современное довольно мозаичное культурное поле. Однако и в таком виде они, можно полагать, функционируют и способны оказывать определенное влияние на социокультурную ситуацию, участвовать в формировании национального и этнического сознания.

При этом элементы этнокультуры, и в частности виды и жанры народного творчества, могут фигурировать в качестве активного или пассивного слоя культуры. В первом случае речь идет об элементах культуры, спонтанно функционирующих в социально-бытовой сфере жизни сообщества, во втором, - о таких, которые отложились в исторической памяти общества. Чтобы их вызвать к жизни, нужны специальные усилия, ситуации, провоцирующие особый интерес именно к такому культурному материалу. В условиях оживления национального этнического сознания, усиления регионального начала в разных его проявлениях, можно наблюдать переход из пассива в актив элементов этнической, в частности, фольклорной традиции, которая таким образом как бы получает вторую жизнь в обществе, наряду со вторичной жизнью в новых культурных текстах.

В частности, в современной русской народной культуре, прямо или косвенно связанной с традиционным народным творчеством, можно выделить несколько типов ориентации на традицию, причем в разное время то одни, то другие типы организации начинали ценностно доминировать, пытаясь потеснить остальные. Но все они, тем не менее, продолжают параллельно существовать, и функционально оправданы до тех пор, пока не стремятся вытеснять и замещать друг друга. Кратко охарактеризуем наиболее заметные из них.

Это, прежде всего, чистый аутентичный фольклор, бытующий и сейчас и не обязательно в лучших классических образцах, однако естественным традиционным изустным способом, путем прямой передачи от мастера к ученику, от поколения к поколению. Ареал бытования его сужается, но есть достаточно жизнеспособные области. Это первый тип.

Другой тип представлен бытовым творчеством и прочим творчеством на традиционной основе в молодежных фольклорных группах, преимущественно в городской среде. Будет точнее назвать эту деятельность творчеством, чем исполнительством. Это позволяет нам сделать характерная для нее ориентация на многостороннее вживание в народную культуру прошлого, близкое общение с мастерами - ее носителями, ее «практикование» в собственном быту в сочетании с исполнением на сцене. Одним словом, одновременное вживание в традицию и вживление ее в сегодняшнюю культурную ситуацию. В этом случае сохраняется, как правило, установка на максимальную подлинность, этничность воспроизводимого культурного материала, с одной стороны - и столь же максимальную органичность, личностную идентификацию с этим материалом, культурную и собственно этническую с другой. Это направление специалисты по фольклору иногда относят к фольклоризму в культуре. Подлинная традиция в этом случае попадает в нетрадиционную ситуацию и среду и, обретая в ней свое место, становится не только собственно культурным, но и социальным феноменом, что очень важно.

Если отмеченный тип фольклорной ориентации относительно нов и в этом смысле нетрадиционен при всей установке на максимальную нетрадиционность, то фольклорное исполнительство в сценических формах и в профессиональном, и в самодеятельном искусстве - явление очень давнее. Диапазон здесь достаточно широк - различные копии, стилизации, подлинные тексты, адаптированные и несколько обработанные для сцены, исполняемые как носителями традиции в условиях клубной и др. самодеятельности, так и артистами разного уровня в ансамблях песни и танца, народных хорах, фольклорных коллективах, профессиональных и самодеятельных. На это направление, очевидно, также распространяется название фольклоризма, однако в отличие от предыдущего, оно со всеми своими достоинствами и просчетами, живет и функционирует только в рамках художественной культуры, следуя за канонами или разрушая их. Применительно к этому типу, видимо, можно говорить о вторичной жизни традиции в условиях, заданных целями демонстрации образцов художественной культуры прошлого, при достаточно условной сценической идентификации исполнителей с культурными текстами и формами их подачи. Это еще один тип, как бы промежуточный.

Еще один самостоятельный тип претворения и продолжения народной традиции в культуре XIX и XX веков - это формирование некоторого набора унифицированных вариантов аутентичной и национальной культуры свободного от регионально-этнической специфики, вариативности, импровизационности - качеств, без которых немыслим аутентичный фольклор. В известной мере к нему можно отнести ряд молодежных групп бытового песнетворчества. К этому типу тяготеют такие явления, как, например, русская народная песня вообще, молдавский или армянский танец вообще. Словом то, что воспринимается, как нечто народное вообще и заключает в себе некий характерный, почти стереотипный, набор элементов данной национальной культуры в их наиболее универсальном и, как правило, облегченном выражении. В основе таких проявлений народной художественной культуры чаще всего лежит городской (или слободской) вариант культурного текста, который оторвавшись от своей локальной основы становится по существу явлением массовой культуры, однако сохраняет связь с фольклорной традицией.

И, наконец, стоит упомянуть о такой форме обращения к фольклорной традиции, как оригинальное - авторское творчество, косвенно ориентированное на элементы этнической и национальной культуры. Однако авторы оказываются включены в иную (нефольклорную) художественную систему. Такой тип фольклоризма (здесь, думается, это определение наиболее уместно) - в основном располагается на территории профессиональной художественной культуры, лишь краем захватывая область любительства.

В реальной социокультурной ситуации разные типы ориентации на национальную и этническую традицию в современной культуре редко присутствует в чистом виде. Сочетаясь в разных дозах, дополняя друг друга и одновременно контрастируя, перетекая друг в друга, они образуют достаточно сложную, многоцветную палитру современной культуры и культурной жизни, являя одновременно и ее богатство, раздвижение границ, и бедность, утраты прошлых достижений, изначальной целостности, - в зависимости от избранных критериев оценки.

Все намеченные выше типы воплощения фольклорной традиции в культуре достигали наивысшего расцвета в разные эпохи. Однако в развитой современной культуре весьма многослойной, вплетенной в мировую традицию и сохранившей яркие региональные особенности, как правило, данные типы присутствуют все, дополняя друг друга, и конкурируя в борьбе за место не только в культурном пространстве, но и в непосредственном социальном опыте наших современников. Такова ситуация, в частности, в русской культуре. В ней находится место для разных этнокультурных фольклорных ориентации. Однако речь идет не о том универсальном доминирующем положении, на которое они могли претендовать в прежние времена, но о новом реальном, иногда скромном месте, в своей социальной среде, своей культурно-экологической нише. Ибо в целом, социокультурный процесс движется в направлении поли- или мультикультурализма.

С этих позиций, думается, особенный интерес представляет второй из рассмотренных нами типов ориентации, связанный с некоторым вживлением в этносоциальную среду и «практикованием» фольклора в современном быту. Одновременно этнотворчество (в основном песенное) - это путь выживания аутентичной культуры в неаутентичной среде. В противовес фольклорным самодеятельным коллективам, созданным по аналогии с профессиональными народными хорами и ансамблями, возникает и получает распространение опыт выращивания местных фольклорных очагов в условиях города среди молодежи, студентов, интеллигенции. На протяжении 1980-х гг. фольклорное движение охватило разные региона России на волне активизации национального, этнического, а затем и регионального самосознания. Аналогичные тенденции есть и в других странах, например, в балканских и др.

Этот феномен интересен тем, что объединяет в себе некие естественные объективные тенденции социокультурного процесса и субъективное осознанное вмешательство в этот процесс, его как бы искусственное корректирование, проектирование, включающее новые нетрадиционные механизмы передачи традиции, как ни парадоксально это звучит.

Поясним это положение, обратившись к некоторым данным экспертного опроса, проведенного сектором современной народной культуры РИК в 1992-1993 гг. В качестве экспертов выступали практики - работники различных организаций культуры, учебных заведений, студенты-заочники. Более половины из них склонны в целом высоко оценивать роль традиций народной культуры в современной жизни, причем эта оценка никак не сводится ими к значению культурного наследия (36%) или материала для обработки, порождения новых культурных текстов (25%). Вместе с тем наши респонденты подчеркивают основательное разрушение традиций при наличии попыток их поддержания и оживления (59%). Однако в большой мере эти полпытки эксперты связывают с деятельностью специалистов-этнографов, фольклористов, историков, краеведов, деятелей культуры (45-50%), чем с местными жителями - исконными носителями традиции, хотя роль последних отметили около 30% опрошенных. Получается, что в лице специалистов и деятелей культуры, благодаря их авторитету, усилиям, энтузиазму и творческому взаимодействию с народными мастерами современное общество наконец после десятилетий непризнания, отрицания, изъятия из культурной жизни определилось в своем отношении к народной художественной культуре.

Наметился и поддерживается своеобразный симбиоз носителей аутентичной культуры и специалистов-энтузиастов, причем последние, что очень важно, склонны также ощущать себя носителями. Это, в свою очередь, позволяет использовать современный арсенал социальных и технологических средств, механизмов передачи этнокультурной традиции для поддержания, обучения, восстановления, анимации, а, может быть, и трансформации традиции при включении в нее новых поколений. Таким образом, можно говорить о своеобразном взаимодействии естественной, имманентной и искусственной, привнесенной субъектом компоненты в этом сложном социокультурном процессе на его современном этапе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порівняння -метод емпіричного рівня наукового пізнання, за допомогою якого робиться висновок про подібність чи відмінність об’єктів пізнання | Исторически сложившиеся формы фольклора: бытование и использование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.