Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и метод конституционного права

В правовой науке термин «конституционное право» имеет три зна­чения. Во-первых, конституционное право это отрасль права: сово­купность общеобязательных правил поведения; во-вторых, конституци­онное право это наука: система знаний и представлений об отрасли конституционного права и практике ее осуществления; в-третьих, кон­ституционное право это учебная дисциплина.

Конституционное право является составной частью российской сис­темы права. Как любая отрасль права конституционное право представ­ляет собой совокупность общеобязательных правил поведения, установ­ленных или санкционированных государством. В общей системе права каждая отрасль отличается от всех других предметом и методом право­вого регулирования. Наиболее важным критерием разграничения явля­ется предмет правового регулирования, которым является та группа однородных общественных отношений, которая регулируется нормами данной отрасли права.

Конституционное право имеет свой особый предмет правового регулирования. Его содержание составляют крупные группы общественных отношений:

• по установлению и регулированию границ свободы и ответственности между обществом, личностью и государством;

• по установлению принадлежности политической (прежде всего государственной) власти, форм народовластия, суверенитета государства;

• по установлению и регулированию взаимного комплекса прав и обязанностей между человеком и государством, основ правового положения личности, по обеспечению и защите конституционных прав и

свобод;

• по установлению и регулированию основных принципов организации и системы органов государственной власти и местного самоуправления;

• по организации и осуществлению деятельности органов государственной власти;

• по формированию органов государственной власти.

В предмете конституционного права выделяются две основные груп­пы общественных отношений: общие, в которых выражаются основные устои, основы общественного и государственного строя России и конк­ретные, в которых реализуются конституционные права и свободы граж­дан, осуществляется построение органов государственной власти, их компетенция, полномочия Президента РФ, депутатов, высших должно­стных лиц органов государственной власти.

Предмет конституционного регулирования наиболее ярко отличает­ся от предметов других отраслей тем, что важнейшим элементом этих отношений является политическая (государственная) власть.

Вместе с тем содержание предмета конституционного регулирова­ния нельзя сводить только к проблемам и вопросам устройства и функ­ционирования государственной власти. Необходимо подчеркнуть, что главным в справедливом устройстве общества является обеспечение ин­тересов личности и общества во взаимоотношениях между собой и с го­сударством. Конституционное право является именно тем правовым ме­ханизмом, который должен гарантировать полноправное участие в этих отношениях личности, общества и государства, их взаимную меру от­ветственности.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов упорядочения общественных отношений. Если пред­мет правового регулирования отвечает на вопрос, какие отношения под­вергаются воздействию, то метод определяет, как осуществляется это воз­действие. Например, отношения в сфере гражданского права предпола­гают равенство участников в экономическом обороте. Поэтому одной из характерных черт метода гражданского права является равенство сторон регулируемого отношения. Эта черта наиболее полно проявляется в пра­вовом способе установления дозволения. В административном праве, где отношения основаны на властном соподчинении сторон, основным мето­дом (способом) правового воздействия выступает властное предписание. отношениях в сфере уголовного права приоритетным является метод правового запрета.

В конституционном праве основные методы правового воздействия (предписание, запрет, дозволение) используются в полном объеме и дополняют друг друга. Метод властных предписаний часто используется в конституционном праве. Например, согласно Конституции РФ «сувере­нитет государства распространяется на всю его территорию» (ч. 1 ст. 4); «федеральные законы принимаются Государственной Думой» (ч. 1 ст. 105). Метод правового запрета также имеет значительное присутствие в конституционном праве. Например, согласно Конституции РФ «не допускается монополистическая деятельность, направленная на моно­полизацию и недобросовестную конкуренцию» (ч. 2 ст. 34); «одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сро­ков подряд» (ч. 3 ст. 81). В конституционном праве активно использует­ся и метод установления дозволения. Он выражается в таком правовом воздействии, которое предполагает выбор субъектами права одного из вариантов дозволенного поведения. Значительная часть норм с данным методом воздействия содержится в гл. 2 Конституции РФ, закрепляю­щей права и свободы человека и гражданина. Например, «каждый имеет право выбирать род деятельности и профессию» (ч. 1 ст. 37); «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (ч. 3 ст. 43). Метод правового дозволения используется и при регулировании взаимоотношений органов государственной власти. Например, «Президент РФ имеет право председательствовать на заседа­нии Правительства РФ» (п. «б» ст. 83 Конституции РФ).

Таким образом, метод конституционного права включает в себя три основных метода правового регулирования, которые в равной мере используются в процессе конституционно-правового регулирования.

 

1.2. Структура отрасли конституционного права: виды подотраслей и институтов

Конституционное право как отрасль права имеет сложную структу­ру. Она состоит из институтов и подотраслей.

Институт отрасли конституционного права это группа норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в рамках предмета регулирования отрасли права. Каждый такой институт логи­чески связан с другими институтами отрасли права. Например, инсти­тут гражданства регулирует отношения лица с государством по поводу установления между ними устойчивой правовой связи. В то же время институт гражданства является правовым основанием приобретения основных прав и свобод гражданина России, т. е. обусловливает реали­зацию института основных прав и свобод граждан.

Отдельные институты развиваются, расширяется и усложняется их регулятивное воздействие на общественные отношения. В этой связи некоторые из них приобретают характеристики подотрасли конституционного права.

Подотрасль конституционного права это группа норм права, кото­рые регулируют большую однородную часть общественных отношений,

составляющих предмет конституционного права. Например, нормы избирательного права в советское время однозначно рассматривались в качестве института отрасли. В последнее десятилетие повысилась значимость избирательного права как важнейшего инструмента демократии в нашей стране, увеличился объем и сложность регулирования вопросов избирательного права. В этой связи институт избирательного права мно­гие специалисты признают в качестве подотрасли конституционного права.

Таким образом, конституционное право состоит из взаимосвязанных структурных частей институтов и подотраслей, в которых отражается определенная специфика правового воздействия на отдельные груп­пы общественных отношений. К основным институтам конституцион­ного права обычно относят: основы конституционного строя; граждан­ство; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; избирательное право; систему государственной власти; ме­стное самоуправление. К этому перечню можно отнести и более конкрет­ные институты конституционного права, например, формы непосред­ственной демократии, институт президентства, институт общественных объединений. В структуру конституционного права для полноты ее ха­рактеристики следует относить, как отмечено выше, и большие инсти­туты отрасли, называемые подотраслями, такие как избирательное пра­во, «парламентское» право.

 

1.3. Конституционное и государственное право: соотношение понятий

Вопрос о наименовании отрасли права до настоящего времени явля­ется спорным и немаловажным в характеристике предмета конститу­ционно-правового регулирования. Существует два основных подхода к проблеме наименования отрасли.

Сторонники первого подхода считают, что за названием отрасли сто­ит существенный содержательный момент в регулировании определен­ного круга общественных отношений. В названии «государственное» пра­во акцент делается на регулировании отношений по устройству и функ­ционированию государственной власти. В этом подходе государство признается основной фигурой в отношениях между обществом, личностью и государством. В названии «конституционное» на первый план высту­пают интересы гражданского общества, права личности во взаимоотно­шениях с государством. Здесь государство признается важным, но не до­минирующим игроком в определении границ политической власти и раз­вития общества. В названии «конституционное право» подчеркивается

качество взаимоотношений общества и государства в рамках демократической конституции, где их отношения строятся на равных началах.

Сторонники второго подхода в наименовании отрасли не видят боль­шого содержательного различия. Так, в Федеративной Республике Гер­мания аналогичная отрасль права называется «государственной». Тем не менее эту страну нельзя упрекнуть в отсутствии четких границ во вза­имоотношениях между государством и гражданским обществом или в отсутствии связанности государства конституцией и правом.

К наименованию данной отрасли существует еще и третий подход, согласно которому государственное право как отрасль права регулирует устройство и функционирование государственной власти, а конститу­ционное право представляет собой только совокупность конституцион­ных норм. Конституция как Основной Закон имеет свою логику право­вого регулирования и применения. Поэтому значимость специфики кон­ституционного воздействия на общественные отношения можно оценить и правильно истолковать только в случае выделения конституционных норм в отдельную отрасль права.

Сегодня понятие «конституционное право» является устойчивым наименованием. Спорность оценки наименования данной отрасли сле­дует отнести к научным поискам уточнения содержания предмета кон­ституционного (государственного) права.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Курс лекций по предмету | Ведущая роль конституционного права в системе российского права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.