КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и метод конституционного праваВ правовой науке термин «конституционное право» имеет три значения. Во-первых, конституционное право это отрасль права: совокупность общеобязательных правил поведения; во-вторых, конституционное право это наука: система знаний и представлений об отрасли конституционного права и практике ее осуществления; в-третьих, конституционное право это учебная дисциплина. Конституционное право является составной частью российской системы права. Как любая отрасль права конституционное право представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством. В общей системе права каждая отрасль отличается от всех других предметом и методом правового регулирования. Наиболее важным критерием разграничения является предмет правового регулирования, которым является та группа однородных общественных отношений, которая регулируется нормами данной отрасли права. Конституционное право имеет свой особый предмет правового регулирования. Его содержание составляют крупные группы общественных отношений: • по установлению и регулированию границ свободы и ответственности между обществом, личностью и государством; • по установлению принадлежности политической (прежде всего государственной) власти, форм народовластия, суверенитета государства; • по установлению и регулированию взаимного комплекса прав и обязанностей между человеком и государством, основ правового положения личности, по обеспечению и защите конституционных прав и свобод; • по установлению и регулированию основных принципов организации и системы органов государственной власти и местного самоуправления; • по организации и осуществлению деятельности органов государственной власти; • по формированию органов государственной власти. В предмете конституционного права выделяются две основные группы общественных отношений: общие, в которых выражаются основные устои, основы общественного и государственного строя России и конкретные, в которых реализуются конституционные права и свободы граждан, осуществляется построение органов государственной власти, их компетенция, полномочия Президента РФ, депутатов, высших должностных лиц органов государственной власти. Предмет конституционного регулирования наиболее ярко отличается от предметов других отраслей тем, что важнейшим элементом этих отношений является политическая (государственная) власть. Вместе с тем содержание предмета конституционного регулирования нельзя сводить только к проблемам и вопросам устройства и функционирования государственной власти. Необходимо подчеркнуть, что главным в справедливом устройстве общества является обеспечение интересов личности и общества во взаимоотношениях между собой и с государством. Конституционное право является именно тем правовым механизмом, который должен гарантировать полноправное участие в этих отношениях личности, общества и государства, их взаимную меру ответственности. Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов упорядочения общественных отношений. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие отношения подвергаются воздействию, то метод определяет, как осуществляется это воздействие. Например, отношения в сфере гражданского права предполагают равенство участников в экономическом обороте. Поэтому одной из характерных черт метода гражданского права является равенство сторон регулируемого отношения. Эта черта наиболее полно проявляется в правовом способе установления дозволения. В административном праве, где отношения основаны на властном соподчинении сторон, основным методом (способом) правового воздействия выступает властное предписание. отношениях в сфере уголовного права приоритетным является метод правового запрета. В конституционном праве основные методы правового воздействия (предписание, запрет, дозволение) используются в полном объеме и дополняют друг друга. Метод властных предписаний часто используется в конституционном праве. Например, согласно Конституции РФ «суверенитет государства распространяется на всю его территорию» (ч. 1 ст. 4); «федеральные законы принимаются Государственной Думой» (ч. 1 ст. 105). Метод правового запрета также имеет значительное присутствие в конституционном праве. Например, согласно Конституции РФ «не допускается монополистическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (ч. 2 ст. 34); «одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81). В конституционном праве активно используется и метод установления дозволения. Он выражается в таком правовом воздействии, которое предполагает выбор субъектами права одного из вариантов дозволенного поведения. Значительная часть норм с данным методом воздействия содержится в гл. 2 Конституции РФ, закрепляющей права и свободы человека и гражданина. Например, «каждый имеет право выбирать род деятельности и профессию» (ч. 1 ст. 37); «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (ч. 3 ст. 43). Метод правового дозволения используется и при регулировании взаимоотношений органов государственной власти. Например, «Президент РФ имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ» (п. «б» ст. 83 Конституции РФ). Таким образом, метод конституционного права включает в себя три основных метода правового регулирования, которые в равной мере используются в процессе конституционно-правового регулирования.
1.2. Структура отрасли конституционного права: виды подотраслей и институтов Конституционное право как отрасль права имеет сложную структуру. Она состоит из институтов и подотраслей. Институт отрасли конституционного права это группа норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в рамках предмета регулирования отрасли права. Каждый такой институт логически связан с другими институтами отрасли права. Например, институт гражданства регулирует отношения лица с государством по поводу установления между ними устойчивой правовой связи. В то же время институт гражданства является правовым основанием приобретения основных прав и свобод гражданина России, т. е. обусловливает реализацию института основных прав и свобод граждан. Отдельные институты развиваются, расширяется и усложняется их регулятивное воздействие на общественные отношения. В этой связи некоторые из них приобретают характеристики подотрасли конституционного права. Подотрасль конституционного права это группа норм права, которые регулируют большую однородную часть общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Например, нормы избирательного права в советское время однозначно рассматривались в качестве института отрасли. В последнее десятилетие повысилась значимость избирательного права как важнейшего инструмента демократии в нашей стране, увеличился объем и сложность регулирования вопросов избирательного права. В этой связи институт избирательного права многие специалисты признают в качестве подотрасли конституционного права. Таким образом, конституционное право состоит из взаимосвязанных структурных частей институтов и подотраслей, в которых отражается определенная специфика правового воздействия на отдельные группы общественных отношений. К основным институтам конституционного права обычно относят: основы конституционного строя; гражданство; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; избирательное право; систему государственной власти; местное самоуправление. К этому перечню можно отнести и более конкретные институты конституционного права, например, формы непосредственной демократии, институт президентства, институт общественных объединений. В структуру конституционного права для полноты ее характеристики следует относить, как отмечено выше, и большие институты отрасли, называемые подотраслями, такие как избирательное право, «парламентское» право.
1.3. Конституционное и государственное право: соотношение понятий Вопрос о наименовании отрасли права до настоящего времени является спорным и немаловажным в характеристике предмета конституционно-правового регулирования. Существует два основных подхода к проблеме наименования отрасли. Сторонники первого подхода считают, что за названием отрасли стоит существенный содержательный момент в регулировании определенного круга общественных отношений. В названии «государственное» право акцент делается на регулировании отношений по устройству и функционированию государственной власти. В этом подходе государство признается основной фигурой в отношениях между обществом, личностью и государством. В названии «конституционное» на первый план выступают интересы гражданского общества, права личности во взаимоотношениях с государством. Здесь государство признается важным, но не доминирующим игроком в определении границ политической власти и развития общества. В названии «конституционное право» подчеркивается качество взаимоотношений общества и государства в рамках демократической конституции, где их отношения строятся на равных началах. Сторонники второго подхода в наименовании отрасли не видят большого содержательного различия. Так, в Федеративной Республике Германия аналогичная отрасль права называется «государственной». Тем не менее эту страну нельзя упрекнуть в отсутствии четких границ во взаимоотношениях между государством и гражданским обществом или в отсутствии связанности государства конституцией и правом. К наименованию данной отрасли существует еще и третий подход, согласно которому государственное право как отрасль права регулирует устройство и функционирование государственной власти, а конституционное право представляет собой только совокупность конституционных норм. Конституция как Основной Закон имеет свою логику правового регулирования и применения. Поэтому значимость специфики конституционного воздействия на общественные отношения можно оценить и правильно истолковать только в случае выделения конституционных норм в отдельную отрасль права. Сегодня понятие «конституционное право» является устойчивым наименованием. Спорность оценки наименования данной отрасли следует отнести к научным поискам уточнения содержания предмета конституционного (государственного) права.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |